наверх

История и философия науки. Общие проблемы философии науки. Философия наук о живой природе

 width=
18 сентября - 5 декабря 2017 г.
Завершён
  • 10 недель

    длительность курса

  • от 8 до 12 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Первая часть курса знакомит слушателей с основными этапами динамики науки в Западной культуре, формирует знание о природе науки, соотношении фундаментального и прикладного знания в современных исследованиях. Вторая часть курса представляет собой характеристику основных черт и специфики естественнонаучного знания, предметностью которого является жизнь и живые системы (биология, экология, медицина).

О курсе

Первая часть курса «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» построен в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов. В нем рассмотрены общие закономерности развития науки, ее генезис, история, структура. Раскрывается динамика научного знания в Западной культуре, изменение типов научной рациональности, социокультурная обусловленность научного исследования, этика науки. Анализируются актуальные проблемы современной философии науки: проблема релятивизации научного знания, проблема научного реализма, объективности научного знания.

Во второй части данного курса слушатели получат возможность выйти за пределы своей профессиональной деятельности и рефлективно к ней отнестись. Благодаря изучению общих черт и особенностей науки, как формы познания и деятельности человека слушатели получат начальные навыки философского анализа науки. Знание, которое они освоят, может быть использовано ими как необходимые рамки (контекст), в которые может быть помещен те или иные продукты исследовательской деятельности для определения их эвристического потенциала. Слушатели изучат также основные исследовательские программы в сфере современной философии науки: их содержание, применяемые методологии, притязания, что позволит приобрести навыки их анализа.

Слушатели окажутся в рефлексивной позиции к своей исследовательской деятельности. Анализ проблем, с которыми сталкивались выдающиеся биологи, экологи, медики и все, кому интересна философия наук о жизни, позволит слушателям по-новому взглянуть на прошлое и будущее науки, увидеть свое место в системе получения новых знаний о природе.

Формат

Курс включает:

  • тематические видеолекции;
  • тестовые задания на оценку (по 8–20 вопросов к каждому разделу курса)
  • творческое задание.

Предусмотрено итоговое задание. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.

Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 8–12 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.

В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуются использовать литературу и источники (словари), список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.

Требования

Курс ориентирован на аспирантов любых вузов всех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия наук о живой природе», а также соответствующий кандидатский экзамен.

Требуется умение пользоваться оригинальными текстами по истории и философии науки, знание основ философии и философской теории познания.

Программа курса

Онлайн-курс состоит из десяти разделов:

Раздел 1. Предмет и основные концепции философии науки

1.1. Формирование философии науки и основные этапы ее развития (позитивизм и постпозитивизм)

1.2. Концептуальная модель современной философии науки

Раздел 2. Природа научного познания. Наука в системе культуры

2.1. Природа науки, три аспекта бытия науки

2.2. Образы науки и стандарты научности

2.3. Структура научного знания: эмпирический, теоретический уровни научного знания, уровень оснований науки

Раздел 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

3.1. Генезис науки: наука античности, наука средневековья

3.2. Становление классической науки в эпоху Нового времени (формирование объекта, субъекта, метода научного познания)

3.3. Динамика науки в культуре европейской цивилизации. Внутренние и внешние факторы развития науки

Раздел 4. Динамика науки. Типы научной рациональности

4.1. Рост и развитие научного знания

4.2. Философия науки о динамике научной рациональности

4.3. Концепция постнеклассической науки, ее признаки

Раздел 5. Актуальные проблемы современной философии науки

5.1. Проблема объективности научного знания. Истина и достоверное знание

5.2. Научный реализм и релятивизация в научном познании

5.3. Междисциплинарные и трансдисциплинарные исследования в современной науке

Раздел 6. Что такое жизнь? Биология как основа наук о жизни

6.1. Понятие «жизнь» как предмет изучения науки и философии

6.2. Предмет философии биологии и его эволюция. Историческое развитие представлений о сущности жизни

6.3. Теория эволюции: от Дарвина до современности

6.4. Генетика и ее основные концепты

6.5. Фундаментальные проблемы философии биологии: на пути к общей теории жизни

Раздел 7. Биологическое и социальное: человек в зеркале наук о жизни

7.1. Биология и социальная жизнь: концептуальные основания учения о природе и сущности человека

7.2. Философские проблемы антропосоциогенеза в контексте наук о жизни

7.3. Философские проблемы этологии: сравнительное изучение видов активности животных и человека

7.4. Философские проблемы социобиологии

7.5. Когнитивные науки о человеке: мозг и сознание

Раздел 8. Экология и экофилософия

8.1. Экология как междисциплинарное поле исследований и практик

8.2. История развития экологических концепций

8.3. Философские проблемы экологии

8.4. Экофилософия и экологическое сознание

Раздел 9. Философские проблемы медицины. Биоэтика и биополитика

9.1. Философия медицины, ее предмет, цели, задачи и основная проблематика

9.2. История медицины

9.3. Актуальное состояние медицины и ее важнейшие философские проблемы

9.4. Биоэтика и медицинская этика

9.5. Биополитика

Раздел 10. Итоговая аттестация

Результаты обучения

В результате освоения курса аспирант должен:

Знать:

  • предмет и проблемное поле истории и философии науки, характер современных социальных проблем, связанных с особенностями функционирования данной сферы общества;
  • уметь отвечать на вопросы о природе науки, общих закономерностях научного познания в его историческом развитии и в изменяющемся социокультурном контексте;
  • знать основные школы философии науки и основных представителей отечественной и зарубежной философии науки;
  • ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в науке на современном этапе ее развития;
  • сформировать навыки методологического анализа в области теоретических и прикладных исследований.

Уметь:

  • использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач;
  • применять на практике базовые профессиональные навыки;

Владеть:

  • информацией по данной дисциплине, на уровне умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения.

Формируемые компетенции

Процесс изучения курса направлен на формирование следующих универсальных компетенций:

  • УК-2 – способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
  • УК-3 – готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач

Направления подготовки

06.06.01 Биологические науки
30.06.01 Фундаментальная медицина
31.06.01 Клиническая медицина
32.06.01 Медико-профилактическое дело
33.06.01 Фармация
35.06.01 Сельское хозяйство
35.06.02 Лесное хозяйство
35.06.03 Рыбное хозяйство
35.06.04 Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве
36.06.01 Ветеринария и зоотехния
49.06.01 Физическая культура и спорт
Для аспирантов всех тех специальностей, которым необходимо сдать зачет по курсам «История и философия науки. Общие проблемы философии науки» и «История и философия науки. Философия наук о живой природе», а также соответствующий кандидатский экзамен.

Черникова Ирина Васильевна

Доктор философских наук, Профессор
Должность: Заведующий кафедрой философии и методологии науки философского факультета НИ ТГУ

Осаченко Юлия Станиславовна

Кандидат философских наук, доцент
Должность: Доцент кафедры онтологии, теории познания и социальной философии философского факультета НИ ТГУ

сертификат об окончании курса

Сертификат

Для получения сертификата необходимо успешно выполнить все оцениваемые задания.