наверх

Социокультурные аспекты социальной робототехники

 width=
  • 10 недель

    длительность курса

  • от 7 до 8 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Этот курс предназначен для широкой аудитории. Курс рассматривает введение в проблематику HRI (human-robot interaction) и будет интересен для всех, кто интересуется социокультурными аспектами робототехники и искусственного интеллекта.

О курсе

Курс знакомит с новым междисциплинарным направлением «Социальная робототехника». В обществе уже давно живет идея «совместного будущего» людей и роботов. Что необходимо для ее реализации помимо решения технических сложностей? Какие изменения общества можно прогнозировать с наступлением будущего, где роботы окажутся встроены в социальную систему? В чем специфика взаимодействия человека и робота? Мы будем обсуждать именно социокультурные аспекты, не затрагивая технические особенности разработки роботов:

-         роль культуры в формировании представлений о социальном роботе;

-         особенности восприятия социального робота;

-         этические аспекты социального взаимодействия человека и робота.

В каждом модуле есть раздел, в котором демонстрируются методология и результаты исследований рассматриваемой темы. Также по возможности слушатели смогут услышать мнение разработчиков, непосредственно создающих социальные робототехнические платформы. Достаточно большое внимание уделяется теме внешнего интерфейса социального робота и вопросам дизайна. В последнем модуле слушатели смогут попробовать себя в роли разработчика и представить свой концепт/идею социального робота с учетом всех рассмотренных аспектов.

Формат

Курс включает:

  • тематические видеолекции;
  • видеоинтервью с приглашенными экспертами;
  • рекомендуемые источники для самостоятельного изучения к каждому из разделов курса;
  • дополнительные материалы курса на английском языке;
  • тестовые задания для самоконтроля на проверку усвоения теоретического материала (по одному вопросу внутри видеолекций);
  • вопросы для обсуждения к каждому разделу курса;
  • тестовые задания на оценку (по 10 вопросов к каждому разделу курса);
  • задания на взаимное оценивание, включая итоговое по содержанию всего курса.

Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.

Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 7-8 часов. Общая трудоемкость курса – 2 зачетные единицы

В качестве дополнительных ресурсов слушателям рекомендуются использовать литературу и источники (словари), список которых даётся в сопроводительных материалах к курсу.

Требования

Специальных знаний не требуется. Желательны базовые знания социологии, культурологии и истории, а также знание английского языка, так как дополнительные материалы предоставлены на английском.

Программа курса

Онлайн-курс состоит из десяти недель:

Вводный раздел

Приветствие

Раздел 1. Кто такой социальный робот?

1.1. Как мы определяем робота?

1.2. Что такое социальное взаимодействие?

1.3. Почему появились социальные роботы?

1.4. Знакомьтесь – социальный робот

Раздел 2.

2.1 Что будут делать социальные роботы?

2.2 Интервью с экспертами

Раздел 3. Роль культуры в формировании представлений о социальном роботе

3.1. Откуда взялись социальные роботы?

3.2. «Западные» социальные роботы

3.3. «Восточные» социальные роботы

3.4. Наши стереотипы о роботах и почему они важны

Раздел 4.

4.1 Интервью к разделу 4

Раздел 5. Как должен выглядеть социальный робот?

5.1. Типы интерфейсов социальных роботов

5.2. Эффект зловещей долины

5.3. Эстетика, Красота и социальные роботы

5.4. Как исследуют восприятие внешности робота?

Раздел 6.

6.1 Интервью к разделу 6

Раздел 7. Этика и социальная робототехника

7.1. Зачем нам нужна этика, когда мы говорим о социальных роботах?

7.2. Этические законы робототехники

7.3. Робоэтика

7.4. Некоторые этические вопросы взаимодействия человека и социального робота

Раздел 8.

8.1 Интервью к разделу 8

Раздел 9. Социальные роботы рядом с нами

9.1. Вызовы социальной робототехники

9.2. Какие социальные роботы уже есть сегодня?

Раздел 10. Заключение

Перед итоговой аттестацией проводится вебинар.

Итоговая аттестация.

Результаты обучения

В результате освоения курса студенты:

  1. узнают о социальных роботах и основных вызовах социальной робототехники;
  2. смогут разработать концепт-идею социального робота;
  3. получат представление о методологии исследования социального взаимодействия человека и робота;
  4. смогут учитывать этические аспекты при разработке, оценке платформ социальных роботов.

Формируемые компетенции

  • (47.04.01 Философия ОК3) Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
  • (47.04.01 Философия ОПК-3) Способность вести экспертную работу в соответствии с направленностью (профилем) своей программы магистратуры

Направления подготовки

47.04.01 Философия

Сертификат о прохождении данного курса дает дополнительные баллы при поступлении в магистратуру Национального исследовательского Томского государственного университета.

Перечень магистерских программ находится по ссылке: https://pro-online.tsu.ru/edu/student/table.php


Онлайн-курс занял 1 место в конкурсе EdCrunch Award -2017 в номинации "Лучшие практики внедрения онлайн-курсов" 


 

Зильберман Надежда Николаевна

Кандидат филологических наук
Должность: Доцент кафедры гуманитарных проблем информатики философского факультета НИ ТГУ

сертификат об окончании курса

Сертификат

Для получения сертификата необходимо успешно выполнить все задания на оценку и сдать итоговое задание.