наверх

Основные концепции биологии и экологии

 width=
16 дней
До конца записи
  • 16 недель

    длительность курса

  • около 9 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 4 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Изучение курса «Основные концепции биологии и экологии» направлено на формирование у слушателей платформы представлений о жизни как явлении материального мира, ее специфике, многообразии форм проявления, функционировании и развитии.

Формат

Курс содержит видеолекции, сопровождаемые презентациями, тексты, интерактивную анимацию, интерактивные задания, промежуточные и итоговое контрольные тестирования

  1. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания: Курс лекций. 4-е изд., стер. –СПб: Издательство «Лань», М.: ООО Издательство «Омега-Л», 2012. –224 с.
  2. Биология: учебник: в 2 т./ Под ред. В.Н. Ярыгина. –М.; ГЭОТАР-Медиа, 2014. –Т.1. –736 с. Т.2
  3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Рольф, 2002
  4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие. М.: Юрайт-Восток, 2015
  5. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2015

Требования

Для успешного освоения курса необходимы знания школьного курса биологии

Программа курса

РАЗДЕЛ 1. Биология – комплекс научных знаний о жизни

Тема 1.1. Жизнь как свойство материи

Тема 1.2. Биология – комплекс наук о жизни во всех ее проявлениях

РАЗДЕЛ 2. Клетка

Тема 2.1. Клеточная теория

Тема 2.2. Химический состав клетки

Тема 2.3. Пространственная организация клетки

Тема 2.4. Обмен веществ и энергии в клетке

РАЗДЕЛ 3. Воспроизведение биологических систем и индивидуальное развитие

Тема 3.1. Митоз

Тема 3.2. Мейоз

Тема 3.3. Размножение организмов

РАЗДЕЛ 4. Основы генетики и селекции

Тема 4.1. Законы Менделя и взаимодействие генов

Тема 4.2. Сцепленное наследование признаков. Генетика пола

Тема 4.3. Генетика человека

Тема 4.4. Наследственная и ненаследственная изменчивость

Тема 4.5. Селекция растений, животных и микроорганизмов

РАЗДЕЛ 5. Развитие органического мира

Тема 5.1. Современные представления об эволюции. Микроэволюция

Тема 5.2. Доказательства эволюции. Закономерности макроэволюции

Тема 5.3. Происхождение жизни

Тема 5.4. Происхождение и эволюция человека

РАЗДЕЛ 6. Биоразнообразие в природе

Тема 6.1. Царство Бактерии

Тема 6.2. Царство Грибы

Тема 6.3. Царство Растения

Тема 6.4. Царство Животные

РАЗДЕЛ 7. Основы экологии

Тема 7.1. Экология как наука. Экология особи

Тема 7.2. Популяционная экология

Тема 7.3. Экология биоценозов

Тема 7.4. Учение о биосфере. Глобальные экологические проблемы и пути их решения

Результаты обучения

В результате освоения курса слушатель будет способен:

  • интерпретировать естественнонаучную картину мира, адекватную современному уровню развития науки;
  • использовать знания о закономерностях и современных достижениях биологии и экологии в научно-исследовательской, научно-производственной, проектной, организационно-управленческой, педагогической и информационно-биологической деятельности;
  • работать на оборудовании, используемом в научно-исследовательской и научно-производственной деятельности в области биологии и в информационно-биологической деятельности;
  • находить и анализировать научную информацию в области биологии и экологии;
  • применять на практике методы световой микроскопии;
  • дискутировать по социально-значимым проблемам биологии и экологии

Формируемые компетенции

06.03.01 Биология

Способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения (ОПК-2).

 

Частично происходит формирование компетенций, связанных с:

способностью понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способностью использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов

(ОПК-3);

способностью применять принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и владением знанием механизмов гомеостатической регуляции; владением основными физиологическими методами анализа и оценки состояния живых систем (ОПК-4);

способностью применять знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ОПК-5);

способностью применять базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики и селекции, о геномике, протеомике (ОПК-7);

способностью обосновать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; владением современными представлениями об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции (ОПК-8).

 

30.05.01 Медицинская биохимия

30.05.02 Медицинская биофизика

готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК-5);

способностью к применению системного анализа в изучении биологических систем (ПК-6).

Некрасова Ольга Анатольевна

Кандидат биологических наук
Должность: доцент департамента наук о Земле и космосе ИЕНиМ, УрФУ

Кутлунина Наталья Анатольевна

Кандидат биологических наук
Должность: доцент департамента наук о Земле и космосе ИЕНиМ, УрФУ

Зимницкая Светлана Анатольевна

Кандидат биологических наук
Должность: доцент департамента биологии и фундаментальной медицины, директор школы бакалавриата ИЕНиМ, УрФУ

Киселева Ирина Сергеевна

Кандидат биологических наук
Должность: заведующая кафедрой экспериментальной биологии и биотехнологий ИЕНиМ, УрФУ

сертификат об окончании курса

Сертификат

Сертификат выдается при выполнении всех внутренних условий курса, обозначенных на странце "Прогресс", прохождении итогового контроля с прокторингом и итоговым прогрессом не ниже чем отметка "Удовлетворительно".

Похожие курсы