course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Курс «История» в краткой и доступной форме рассказывает о процессах и явлениях в истории России в контексте всеобщей истории.
Целью курса является формирование у слушателей ясных представлений о месте и роли России во всемирно- историческом процессе, а также выработка понимания политических, экономических, социальных и культурных явлений прошлого.
Принципы построения курса.
1. Основное внимание в видео-лекциях уделяется явлениям, процессам, феноменам. Большой объем фактического материала может изучаться студентами самостоятельно по рекомендованной литературе и учебно-методическим материалам;
2. Обсуждаемая историческая информация должна быть полезной для использования в реальной жизни. Обсуждаются проблемы и мифы, популярные в современной публичной сфере и современных медиа;
3. Слушатель получает навыки самостоятельного поиска и оценки исторической информации. Задача курса научить принципам, помощью которых можно анализировать исторические факты выявлять исторические фальсификации;
4. Использование собственных научные разработки авторов. Все авторы являются самостоятельными учеными и участвуют в научных проектах, поддержанных крупными российским и международными научными донорами. Тематика лекций и интерактивных заданий сформулирована с учетом проектов, реализуемых авторами курса;
5. Курс способствует развитию критического мышления через изучение принципов работы с источниками информации. Современный человек может найти любую требуемую информацию, главная задача – оценить ее качество. Курс дает навыки оценки информации через работу с историческими источниками.
6. Внимание к альтернативам развития и процессу принятия решений.
В курсе показаны различные реальные альтернативы развития исторического процесса в России и анализируются причины принятия конкретных решений и последствия выбора.
Курс ориентирован на студентов рекомендованных направлений бакалавриата. Курс также может использоваться учащимися старших классов средней школы для углубленного изучения процессов и явлений прошлого в сравнительно-историческом аспекте.
Материалы курса включают видеолекции, тексты, учебные задания. Результаты обучения оцениваются интерактивными заданиями и тестом итогового контроля.
Для освоения учебного курса требуются знание истории России и всеобщей истории в рамках программы 6–9 классов средней школы.
Модуль 1. История как наука и учебная дисциплина
Модуль 2. Древнерусская цивилизация от истоков к расцвету
Модуль 3. Московское государство между Азией и Европой
Модуль 4. Становление государства раннего модерна в XV-XVI вв.
Модуль 5. Общественные кризисы раннего Нового времени в России и в Европе (XVII в.)
Модуль 6. Вестернизация России и преобразования Петра Великого
Модуль 7. Под знаменем «старого порядка»: дворянская Россия в XVIII в.
Модуль 8. Россия в первой половине XIX в.: варианты реформирования
Модуль 9. Великие реформы в России и сравнительно-историческом контексте
Модуль 10. Мир на рубеже XIX–XX вв.
Модуль 11.Россия и мир в условиях военно-революционного кризиса 1914-1922 гг.
Модуль 12. «Строители нового мира»: сталинский СССР в 1920-е – 1930-е гг.
Модуль 13. Вторая мировая война: истоки мирового конфликта
Модуль 14. Послевоенный период: восстановление Европы и СССР
Модуль 15. СССР в позднесоветский период: противоречия развития
Модуль 16. «Перестройка» в СССР и становление нового миропорядка
В результате обучения слушатели будут:
- понимать характер и особенности ключевых исторических процессы и явлений истории российского государства и общества в сравнении с аналогичными процессами и явлениями в мировой истории;
- иметь представление об исторической теории и ее применении к интерпретации конкретных исторических событий;
- знать различные подходы к оценке явлений и процессов во всеобщей истории;
- владеть ключевыми понятиями и фактами из истории России и всеобщей истории, а также навыками для оценки исторической информации в современной публичной сфере, в том числе исторической информации в материалах СМИ;
- выявлять возможные альтернативные варианты исторического развития, понимать причины и последствия реального выбора решений, сделанного государственными деятелями и общественными группами;
- анализировать современные политические и социально-экономические процессы и явления в исторической ретроспективе
УК-1. Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.
УК-5. Способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах.
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Канд. ист. наук
Position: доцент кафедры истории России
Доктор исторических наук
Position: профессор кафедры истории России
Position: старший преподаватель кафедры истории и социальных технологий
Канд. ист. наук
Position: доцент кафедры истории и социальных технологий
Канд. ист. наук
Position: доцент кафедры истории России
Канд. ист. наук
Position: доцент кафедры истории России
Доктор исторических наук
Position: заведующий кафедрой теории и истории международных отношений