наверх

Философия и история науки и техники

Запись на курс закрыта
Подпишитесь на новости и узнайте дату следующего запуска

Курс актуализирует творческую активность обучаемого на основе философского материала и основных тенденций современной науки и техники. Практическая ориентация разделов курса выражается в учебных заданиях, развивающих навык креативности через обращение к философским аспектам современной науки и техники, таким как виртуальная реальность, социальные сети, робототехника, гаджеты. Обучаемым предстоит увлекательная практика научно-технического творчества, применение современных философских идей, конкуренция с другими слушателями в интеллектуальных битвах.

О курсе

Курс «Философия и история науки и техники» посвящен основным этапам развития науки и техники в их связи с философскими (мировоззренческими) аспектами познания окружающего мира. Основным мотивирующим элементом курса является его практическая направленность, а именно, освоение навыка выявления философской и социально-исторической значимости научных теорий и технических изобретений. Каждая научная теория, равно как и техническое изобретение имеет философский (ценностный, этический, социальный, мировоззренческий аспект). Для создания и использования современных знаний, а также технических устройств необходимо понимать их мировоззренческое значение. Интернет, компьютер, виртуальная реальность, бытовая техника, атомная энергетика и металлургическая промышленность будут рассмотрены в контексте современного мировоззрения, основных аспектов современного культурного развития.

Курс нацелен не только на рассмотрение философских аспектов науки и техники, но и способствует развитию креативности на основе философского и историко-культурного подходов. Инженер - это философ техники. Для развития собственной креативности ему требуется философское осмысление и знание социально-культурных предпосылок становления науки и техники. Производство новых идей непосредственно зависит от широты видения технической реальности под углом зрения общественного развития, проблем универсальной связности, всеобщности, взаимозависимости мышления и бытия. Курс позволяет в концентрированной форме увидеть взаимосвязь создания научных идей и технических изобретений с моделями мышления, принятыми в обществе в той или иной историко-культурный период.

Такой подход позволит будущим инженерам соотносить свою деятельность с мировоззренческим и социальным контекстом развития техники, применять философские и исторические знания в профессиональной деятельности.

Формат

Игры, кейсы, творческие задания, альтернативные траектории прохождения курса - все это вы найдете здесь.

Формула курса: 6 разделов - 16 тем - 48 подтем.

Еженедельно на изучение одной темы отводится 9 часов (видеолекций, текстовых материалов, выполнение учебных заданий).

Требования

Для успешного изучения курса необходимы знания в объеме школьной подготовки по истории, литературе, физике, химии.

Программа курса

Модуль 1. To be or not to be: мыслить или не мыслить?
Как работает человеческое мышление?
Изобретение мира: чему инженер может научиться у философа
Откуда берутся проблемы

Модуль 2. В поисках парадигмы...
От мифа к логосу: Платон или Аристотель
Зарождение рациональности: очевидное и невероятное
Реконструкция рациональности: выход – это вход

Модуль 3. Россия - родина слонов...
Опыт русской гипотезы
Русский мастер: создание альтернативной реальности
Поле боя науки: против лома нет приема

Модуль 4. Создавая будущее
Стратегии креативного мышления
Инновация как способ изменения мира
Будущее науки – будущее техники

Модуль 5. Последовательность в хаосе
«Число – это вещь, вещь – это число»: опыт символического мышления
Ловушки Интернета: измененное сознание
Предел науки: искусственный интеллект

Модуль 6. Инженерная философия техники

Результаты обучения

В результате освоения курса обучаемый будет способен:

  • РО 1. Применять навыки философского мышления в решении проблемных ситуаций
  • РО 2. Анализировать данные науки и техники в контексте развития научного и технического познания человечества
  • РО 3. Использовать преимущества отечественной науки и философии
  • РО 4. Прогнозировать и осуществлять научный поиск
  • РО 5. Использовать философский потенциал методов математических наук в профессиональной деятельности
  • РО 6. Мыслить творчески в инженерной деятельности

Формируемые компетенции

  • способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
  • способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
  • способность и готовность применять основы гуманитарных наук, философских и исторических знаний для решения профессиональных задач в области технического творчества

Направления подготовки

01.00.00 Математика и механика
02.00.00 Компьютерные и информационные науки
03.00.00 Физика и астрономия
04.00.00 Химия
05.00.00 Науки о земле
07.00.00 Архитектура
08.00.00 Техника и технологии строительства
09.00.00 Информатика и вычислительная техника
10.00.00 Информационная безопасность
11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи
12.00.00 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
13.00.00 Электро- и теплоэнергетика
14.00.00 Ядерная энергетика и технологии
15.00.00 Машиностроение
16.00.00 Физико-технические науки и технологии
17.00.00 Оружие и системы вооружения
18.00.00 Химические технологии
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство
21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
22.00.00 Технологии материалов
23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта
24.00.00 Авиационная и ракетно-космическая техника
25.00.00 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
26.00.00 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
27.00.00 Управление в технических системах
28.00.00 Нанотехнологии и наноматериалы
29.00.00 Технологии легкой промышленности
45.00.00 Языкознание и литературоведение
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств
  • 16 недель

    длительность курса

  • 9 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 4 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Пырьянова Ольга Анатольевна

Кандидат философских наук
Должность: доцент кафедры философии УрФУ

Замощанский Иван Игоревич

Кандидат философских наук
Должность: доцент кафедры философии УрФУ

сертификат об окончании курса

Сертификат

Сертификат выдается при достижении 70% в итоговом прогрессе и оплате прохождения мероприятий по оценке результатов обучения с идентификацией личности.

Похожие курсы