course language
course duration
for credit at your university
Курс направлен на развитие гражданского самосознания, гражданской идентичности, гражданской ответственности и правовой компетентности. В ходе курса студенты освоят принципы и практику межкультурного диалога, познакомятся с особенностями формирования и бытования поликультурного пространства Тюменской области.
Цель:
обеспечение стабильности в сфере этноконфессиональных отношений, профилактика экстремистских проявлений среди молодежи.
Задачи курса:
1. Уважение общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека, общероссийских и региональных традиций.
2. Развитие гражданского самосознания, гражданской идентичности, гражданской ответственности и правовой компетентности.
3. Освоение студентами принципов и практики межкультурного диалога.
4. Профилактика экстремизма и терроризма.
5. Выработка понимания условий, факторов, определяющих многовариантность социальных, политических, культурных процессов.
6. Знакомство с особенностями формирования и бытования поликультурного пространства Тюменской области.
7. Понимание современного вуза как пространства межкультурного диалога и толерантности.
1. Сайт Конституции Российской Федерации URL:http://constitution.garant.ru/foreign/cng/
2. Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации URL: http://www.oprf.ru
3. Официальный сайт Президента Российской Федерации URL: http://www.kremlin.ru
4. Учебник: Религиоведение: учебник/ О.Ф. Лобазова http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450769
5. Учебник: Религиоведение: учеб. пособие/ К.А. Соловьев. -М.: ИНФРА-М, 2017. http://znanium.com/bookread2.php?book=1004054
6. Учебник: Религиоведение: Данильян О. Г., Тараненко В. М.- М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=493552
1 Модуль. Введение. Концептуальные подходы к изучению проблемы.
1.1. Религия и верования.
1.2. Содержание понятий. Типология.
1.3. Общество и религия. Новая «георелигиозная реальность».
2 Модуль. Концептуальные подходы к изучению проблемы (часть 2).
2.1. Структура миропредставлений об «Абсолюте».
2.2. Понятия «компромисс» и «консенсус».
3 Модуль. Возникновение. Ранние формы религиозных верований.
3.1. Человек и природа. Традиционные верования аборигенов населения Тюменской области.
3.2. Человек и тотем. Шаманизм. Культ предков.
3.3. От верований к религиозной системе.
4 Модуль. Мировые религии.
4.1. Становление христианства.
4.2. Становление христианства. (часть 2)
4.3. Православие.
4.4. Старообрядчество
4.5. Католицизм.
5 Модуль. Мировые религии (часть 2)
5.1. Протестантизм.
5.2. История возникновения Ислама.
5.3. Ислам в современном мире.
5.4. Жизнь Будды и его последователи. Основные направления буддизма.
6 Модуль. Национальные религии.
6.1. Евреи и иудаизм. Основные направления иудаизма.
6.2. Истоки индуизма. Основные направления индуизма.
6.3. Зороастризм. Тенгрианство.
6.4. Религии Мезоамерики.
7 Модуль. Религии Востока: Конфуцианство. Даосизм. Синтоизм.
7.1. Традиционные верования Китая. Конфуцианство.
7.2. Личность и деяния Лао Цзы. Понятие «дао» и его интерпретация.
7.3. Религиозные верования в Японии. Синтоизм.
8 Модуль. Современные нетрадиционные религии. Современная интерпретация. Современная нетрадиционная религия «Нью эйдж».
8.1. Неоориенталистские движения. Неопротестантизм. Общая характеристика современной нетрадиционной религии «Нью эйдж».
8.2. Дискуссионные проблемы сохранения верований и религий как особенностей жизненного уклада.
Курс направлен на формирование таких общекультурных компетенций:
– способность работать в коллективе, уважительно воспринимая расовые, социальные, этнические, конфессиональные, гендерные и иные различия;
– иметь представление о психологических методах вербовки в экстремистские структуры и их противодействию.
Компетенции приобретаются студентами в контексте обучения и представлены в разных формах.
course language
course duration
for credit at your university
доктор исторических наук
Position: ведущий научный сотрудник Экспертного научного центра по противодействию идеологии экстремизма и терроризма Тюменского государственного университета