наверх

Язык, культура и межкультурная коммуникация

Новые условия жизни, с одной стороны, дают новый взгляд на роль национальных языков и культур, в том числе и как одного из главных препятствий на пути глобализации, а с другой стороны, по-новому раскрывают как их сущность, так и их влияние на человека, одновременно творца и творения родного языка и культуры.

видеоролик о программе
Программа уже началась
23 дня
До конца записи
  • Дополнительное профессиональное образование

    уровень образования

  • Русский

    язык программы

  • 10 недель

    длительность программы

  • 2 зачётных единицы

    72 академических часа

  • Стоимость 9 640 Р

    за обучение

О программе

Предлагаемый курс лекций раскрывает проблемы международной и межкультурной коммуникации с особым вниманием к тем изменениям в жизни человечества, которые вызваны главными современными процессами: научно-технической революцией, предоставившей небывалые возможности для общения людей, и глобализацией как ее следствием.

Новые условия жизни, с одной стороны, дают новый взгляд на роль национальных языков и культур, в том числе и как одного из главных препятствий на пути глобализации, а с другой стороны, по-новому раскрывают как их сущность, так и их влияние на человека, одновременно творца и творения родного языка и культуры.

Цель изучения курса

  1. Подготовить слушателей к эффективному межкультурному и международному общению.
  2. Способствовать оптимальному формированию языковой и межкультурной компетенции.

Задачи курса:

  1. Разъяснить и обосновать особую актуальность проблем межкультурной коммуникации в современную эпоху.
  2. Определить соотношение языка и культуры, их роль в межкультурной коммуникации вообще и в преподавании иностранных языков в особенности.
  3. Определить факторы, способствующие межкультурной коммуникации и затрудняющие ее.
  4. Раскрыть особую роль сопоставительного изучения языков и культур.
  5. Выявить скрытые трудности речепроизводства и коммуникации с особым вниманием к 1) коммуникационным или лексико-фразеологическим ограничениям, регулирующим пользование языком, 2) ложной «эквивалентности» слов разных языков, обусловленной различиями культурных представлений о предметах и явлениях реальности, 3) национально обусловленным различиям в сфере реального речевого использования языковых единиц (узус).

 

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная)
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является написание творческих работ в формате сочинения-рассуждения по заданным темам, которое должно содержать полные развернутые ответы, подкрепленные примерами из лекций и/или личного опыта, знаний или наблюдений.

Программа обучения

Курс состоит из 10 лекций:

  1. Обоснование курса. Определение терминов-понятий.
  2. Барьеры на пути коммуникации: языковой и культурный.
  3. Преодоление барьеров. Преподавание и изучение иностранных языков. Перевод. Комментирование
  4. Соотношение языка и культуры. Язык – зеркало, хранитель, орудие культуры.
  5. Война и мир языков и культур.
  6. Язык, культура и национальный характер.
  7. Язык и идеология.
  8. Язык, культура и национальная безопасность.
  9. Судьбы национальных языков и культур в эпоху глобализации.
  10. Глобальный язык. Чем этот статус грозит его носителям – англоязычным народам.

Результаты обучения

По итогам обучения слушатели курсов должны:

  • иметь представление о культурологическом, вернее, культурно-антропологическом взгляде на человека, его образ жизни, идеи, взгляды, обычаи, систему ценностей, восприятие мира – своего и чужого;
  • знать, как культура – посредством языка – влияет на поведение человека, его мировосприятие, его жизнь;
  • знать, что изучение языка как средства межкультурной международной коммуникации невозможно без одновременного самого пристального изучения мира и культуры того народа, который использует этот язык для повседневного, реального и естественного общения;
  • осознать важность соизучения иностранных языков и культур с родным языком и культурой как необходимого условия эффективности международного общения.

Умения

По итогам обучения слушатели курсов должны уметь лучше, эффективнее, успешнее общаться на родном и иностранном языке при условии понимания:

  • взаимосвязи, взаимовлияния и взаимодействия языка и культуры;
  • роли языка и культуры как, с одной стороны, барьеров, разделяющих народы и, с другой стороны, – щитов, защищающих национальную самобытность, идентичность народов;
  • той огромной роли, которую язык и культура играют в жизни человека, в его поведении и общении с другими людьми – носителями других языков и других культур.

Контактная информация:

Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержкиsupport@distant.msu.ru

Тер-Минасова Светлана Григорьевна

Доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова
Должность: заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, президент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ, заведующая кафедрой теории преподавания иностранных языков

Курсы в программе

Курс уже начался