наверх

Археология. О чём говорят древности?

Всё о том, как работают археологи

Программа уже началась
203 дня
До конца записи
  • Дополнительное образование для детей и взрослых

    уровень образования

  • Русский

    язык программы

  • 6 недель

    длительность программы

  • около 4 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • Стоимость 1 800 Р

    за обучение

На программе «Археология. О чём говорят древности?» мы поговорим о видах археологических памятников, их классификации и типологии, разберём основные этапы работы археолога — от разведки до экспедиции, от лабораторных работ до интерпретации результатов.

 Вы узнаете, как учёные определяют возраст находок с помощью разных естественно-научных методов, и откроете для себя множество интересных фактов о человеческой истории.

О программе

Онлайн-программа «Археология. О чём говорят древности?» будет интересен всем, кто интересуется древними памятниками и искусством, а также новейшими методами работы археологов. Курс будет полезен студентам-историкам, антропологам, археологам и этнографам.

Вы узнаете, как организовать археологическое исследование и правильно провести раскопки. В курсе подробно рассматривается, с помощью каких методов проводится классификация археологических источников, изучаются разные виды датирования (радиоуглеродный, люминесцентный, аргон-аргоновый, уран-ториевый и даже космический), а также применение технологий 3D-моделирования и анализ данных в археологии.

Курс состоит из 6 модулей. Основные 5модулей курса рассказывают о задачах и методах археологии: что такое археологические источники, как их найти, проанализировать, датировать, как интерпретировать результаты их изучения. В дополнительном модуле от научно-образовательного центра «Новая археология» Новосибирского государственного университета, в котором ведущие учёные расскажут об эволюции человека. Из них вы узнаете, как и зачем древние люди переселились из Африки в Сибирь, кем были первые сибиряки, почему в честь денисовского человека назвали пещеру на Алтае и множество других интересных фактов.

Формат

Программа состоит из 6 недель обучения.

Образовательные активности каждой недели включают:

  1. Просмотр видеолекций

  2. Ответы на вопросы после лекций (на закрепление материалов)

  3. Выполнение оцениваемого теста по итогам каждой недели

Кроме того, студенты должны пройти итоговый тест по материалам всего курса для получения итоговой оценки.

Программа обучения

Модуль 1. Что изучает археология?

·         Загадки цивилизаций древности

·         Как археологи изучают прошлое человека?

·         Археология прошлого и настоящего

·         Что и как изучает археология?

·         Чем отличается типология от классификации в археологии?

·         Какие бывают типы археологических памятников?

Модуль 2. Археологические источники

·         Что такое археологический источник?

·         Археологизация: как предмет становится артефактом?

·         Правила классификации источников

·         О чём могут рассказать поселения древних людей?

·         Погребения: как и почему они возникли в древнем мире?

·         Как? Зачем? И почему? Определяем археологический контекст

·         Интерпретация: учимся «читать» по артефактам

Модуль 3. Как археологи проводят исследования?

·         Почему нельзя просто так прийти и начать копать? Готовимся к раскопкам

·         Как подготовиться к археологическим раскопкам?

·         Правила археологических раскопок

·         Как работать с археологическим материалом в лаборатории?

·         Какие законы нужно знать археологу?

·         Археологическое наследие: как его сохранить?

·         Лара Крофт и Индиана Джонс, или Как стать настоящим археологом?

Модуль 4. Естественно-научные методы в археологии

·         Что такое палеогеографические архивы?

·         Методы палеогеографических исследований

·         Геохронология: абсолютное и относительное датирование

·         Радиоуглеродный метод датирования

·         Уран-ториевый и аргон-аргоновый методы датирования

·         Люминесцентное датирование.

·         Датирование по наземным космогенным нуклидам

·         Возможности 3D-моделирования в археологии

·         Геометрико-морфометрический анализ

Модуль 5. Наскальное искусство

·         Что такое наскальное искусство?

·         Фиксация наскальных изображений

·         Как определить возраст наскального изображения?

·         «Папа, смотри, быки!», или как открыли пещерное искусство?

·         Классика пещерного искусства. В чём его специфика?

·         «А был ли мамонт?», или наскальное искусство Сибири

·         Неолитическое наскальное искусство Сибири

·         Наскальное искусство Сибири. Бронзовый век

·         Изобразительные традиции Железного века и Средневековья

·         Как защитить памятники наскального искусства?

·         Итоги курса. Заключительная лекция.

Модуль 6.  Дополнительные материалы от научно-образовательного центра «Новая археология»

 ·         Феномен денисовца

·         Точная наука археология, или как снять отпечатки пальцев древности?

·         Мир Денисовой пещеры

·         Все мы вышли из Африки, но когда и куда?

·         Неандертальцы, которых мы не знали

·         Первые древние сибиряки и при чём здесь Америка

·         Новая археология: как подружить науку и образование?

Результаты обучения

В результате освоения дисциплины слушатель должен:

·      понимать, что, как и зачем изучает археология;

·      разбираться в видах археологических источников и способах их изучения;

·      понимать, как организовать археологическую экспедицию и как выбрать место для раскопок;

·      разбираться в способах оценки возраста древних артефактов;

·      понимать, как археологи проводят исследования;

·      разбираться в наскальном искусстве разных периодов.

Направления подготовки

46.00.00 История и археология
46.03.01 История
46.04.01 История
46.06.01 Исторические науки и археология
50.03.03 История искусств
50.03.04 Теория и история искусств
Онлайн-программа будет интересна всем, кто хочет больше узнать об археологии и работе археологов

Табарев Андрей

Доктор исторических наук
Должность: заведующий сектором зарубежной археологии Института археологии и этнографии сибирского отделения РАН

Кандыба Александр

Кандидат исторических наук
Должность: Старший научный сотрудник Института археологии и этнографии сибирского отделения РАН

Зоткина Лидия

Кандидат исторических наук
Должность: Старший преподаватель кафедры археологии и этнографии Гуманитарного института НГУ

Хаценович Арина

Кандидат исторических наук
Должность: Старший научный сотрудник Института археологии и этнографии сибирского отделения РАН

Сертификат или удостоверение о повышении квалификации НГУ установленного образца

Для получения сертификата необходимо успешное прохождение всех тестовых заданий. При наличии высшего или среднего профессионального образования возможна выдача удостоверения установленного образца. Для этого необходимо заполнить заявление на зачисление и предоставить скан диплома об образовании. Если вы являетесь студентом вуза или колледжа, необходимо предоставить справку об обучении — в таком случае удостоверение государственного образца будет выдано вам после получения основного образования. Свяжитесь с нами: openedu@nsu.ru

Курсы в программе