наверх

Оптическая наука и визуальные искусства: От Античности до XVII века. Часть 1

Погрузитесь в неклассическую историю науки!

10 сентября 2022 - 31 декабря 2024 г.
Программа уже началась
249 дней
До конца записи
  • Дополнительное образование для детей и взрослых

    уровень образования

  • Русский

    язык программы

  • 5 недель

    длительность программы

  • около 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 1 зачётная единица

    36 академических часов

  • Стоимость 3 600 Р

    за обучение

Данный онлайн-курс является второй частью цикла курсов СПбГУ, посвященного рассмотрению взаимовлияния и взаимопроникновения научных идей и достижений визуальных искусств, развивающихся оптических технологий и их применения в живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве, кинематографе и современных 3D-инсталляциях. Вторая часть цикла посвящена истории взаимодействия оптической науки с искусствами и технологиями во времена Античности и Средних веков. 

О программе

Концепция курса строится на сравнительной характеристике трех видов интеллектуальной деятельности человека — Наук, Искусств и Технологий. В данном курсе в хронологическом порядке рассматриваются достижения в области естественнонаучной мысли, начиная со времен Античности и заканчивая Средневековьем. Слушатели познакомятся со взглядами на природу зрения таких великих философов, как Платон, Архимед и Евклид, и смогут проследить эволюцию их идей в текстах более поздних авторов, а также разобраться в том, какие представления о свете и зрении имели не только философы-классики, но и восточные гиганты мысли, такие как Альхазен и Ибн Сина. 

Слушатели также узнают об эволюции оптических приборов и о том, как появились привычные нам вещи, например, очки. Что касается связи науки и искусства, слушатели смогут увидеть, как средневековые навигационные устройства превращались в шедевры и в чем секрет волшебности готических храмов.

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и тестирование по пройденному материалу с автоматизированной проверкой результатов. Для получения сертификата необходимо выполнить все контрольные задания и тесты. 
 

Требования

  • Данная программа предназначена для широкой аудитории и может использоваться всеми, кто интересуется историей и философией науки, а также искусством.
  • Программа обучения

    Модуль 1. Основы античной оптики
        Урок 1. Античная оптика: мифология, философия, литература
    ・Свет и зрение в греческой мифологии
    ・Этапы развития оптического знания
    ・Античные авторы о зрении
    ・Другие оптические сюжеты в античной литературе
    Урок 2. Зрительные гипотезы
    ・Зрительные лучи. Гипотеза экстрамиссии
    ・Гипотеза экстрамиссии. Медицинская традиция
    ・Гипотеза интрамиссии. Зрение и атомы
    ・Гипотеза интрамиссии. Иллюзии — «претерпевания»
    Урок 3. Структура античной оптики
    ・Катоптрика. Зеркала плоские и выпуклые
    ・Катоптрика. Зеркала вогнутые и зажигательные
    ・«Метеорологика» Аристотеля
    ・«Диоптрика» Клавдия Птолемея
    Модуль 2. Античная оптика и визуальные искусства
        Урок 4. Оптические инструменты как произведения искусства
    ・Античные зеркала в мозаиках, фресках и вазописи
    ・От ювелирных кабошонов к оптическим линзам
    ・Измерение как искусство: гномоны и диоптры
    ・Астролябия как рукотворная сфера Универсума
    Урок 5. Оптика и архитектура
    ・Оптика и архитектура
    ・Парфенон как оптический феномен
    ・Скенография и фресковая живопись
    ・Скенография и театрон
    Модуль 3. Средневековые науки: от метафизики к схоластике
        Урок 6. Интеллектуальные достижения Средневековья
    ・«Темные века» Европы
    ・Знание и Вера. В поисках гармонии
    ・Истоки арабской учености
        Урок 7. Христианская метафизика света и зрения
    ・Ранняя метафизика света. Символ веры
    ・Метафизика зрения. Эманации и иллюминации
    ・«О свете, или О начале форм». Иерархия света
    ・Катоптрософия — метафизика зеркальности
        Урок 8. Схоластика и университеты
    ・Методология схоластики: авторитеты и диспуты
    ・Первые европейские университеты
    ・Смена авторитетов: рождение Перспективы
    Беседа С. К. Стафеева с С. В. Кривовичевым и Т. В. Черниговской о свете как первооснове жизни и о световой метафизике
    Модуль 4. Средневековое искусство и прикладная оптика

        Урок 9. Средневековое искусство как воплощенная световая метафизика
    ・Свет и византийская архитектура
    ・От световой метафизики к пламенеющей готике
    ・Витражи: от варки стекла к цветовому чуду
    Беседа С. К. Стафеева с Ф. В. Фуртай о влиянии оптики на средневековую архитектуру и другие искусства
        Урок 10. Оптические аспекты иконописи
    ・Зрительные теории и иконоборчество
    ・Свет как внутренний мир иконы
    ・Особенности обратной перспективы икон
        Урок 11. Начала прикладной оптики
    ・Секреты муранского стекла
    ・На пути к изобретению: читальные камни
    ・Краткая история очков: кто первый? 
    ・Очки в искусстве
    Модуль 5. Средневековая оптика: от арабов к латинянам
        Урок 12. Арабская оптика – наука «аль-Маназир»
    ・Ранняя мусульманская оптика
    ・Первая оптическая революция
    ・Задача Альхазена: математика и живопись
        Урок 13. Латинская наука Перспектива
    ・Перспектива как «экспериментальная наука»
    ・Математические основы перспективы. Отражение
    ・Математические основы перспективы. Преломление
    ・Средневековые представления о зрении
    Беседа С. К. Стафеева с Ю. Е. Шелепиным и Т. В. Черниговской: Свет и звук: о разнице в обработке звуковых и световых сигналов головным мозгом
    Модуль 6. Средневековые обсерватории и навигационные инструменты
        Урок 14. На пороге инструментальной оптики
    ・Арабы: вглядываясь в небеса
    ・Астролябия как аналоговый компьютер
    ・Астролябия: инструкция по применению
    ・Латиняне: от астрономии к навигации и геодезии
    ・Средневековый телескоп? Заключение

    Результаты обучения

    По завершении этой программы учащиеся будут:

    Знать:

    ・ключевые события, касающиеся истории античной и средневековой оптики;

    ・ключевые философские концепции античной и средневековой оптики, а также эволюционный путь этих концепций;

    ・основные области искусства, на которые развитие науки повлияло напрямую.

    Владеть:

    ・навыками работы с художественными и иными текстами;

    ・навыками историко-философского анализа;

    ・сведениями по истории науки и искусства периодов Античности и Средневековья. 

    Уметь:

    ・анализировать художественные и иные тексты на предмет отсылок к конкретным историческим фактам и событиям;

    ・сопоставлять исторические события и определять адекватность датировок фактов из истории науки;

    ・анализировать произведения искусства и определять, какое достижение науки повлияло на появление данного артефакта. 

    Направления подготовки

    Стафеев Сергей Константинович

    Доктор технических наук
    Должность: профессор

    Курсы в программе