язык курса
длительность курса
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
Уважаемые слушатели, некоторые материалы данного курса доступны для ознакомительного просмотра. Чтобы получить доступ ко всем материалам курса, необходимо оплатить доступ к материалам.
В основе курса лежит классическая американская теория менеджмента. Стержнем, на котором построено изложение материала, выбран PEST-анализ, то есть комплексное представление любого общественного явления с учетом его политической (P), экономической (E), социально-культурной (S) и технологической (T) составляющий и соответствующих ролей бизнесменов: менеджера-администратора, предпринимателя, менеджера-лидера и профессионала. В ходе изложения активно используется теория ролей английского психолога Р.М. Белбина, которая позволяет наиболее ярко представить возникающие управленческие ситуации и определить требования к свободным вакансиям при приеме на работу.
В отличие от ряда существующих описательных курсов менеджмента, изложение ведется системным образом с учетом всех необходимых аспектов теории, но лаконично, без какой-либо лишней информации. Все аспекты менеджмента рассматриваются эволюционно с активным использованием теории жизненного цикла фирмы и теории деловой культуры.
В курсе нашли отражение научные работы автора в области теории деловой культуры, практика многолетнего преподавания менеджмента на экономическом факультете СПбГУ, в рамках Президентской программы подготовки менеджеров, курсов MBA, а также опыт автора, который длительное время работал финансовым директором ряда Санкт-Петербургских научно-технических компаний.
Цель курса - формирование представлений о сущности менеджмента, различии ролей менеджера и предпринимателя, изменении функций менеджмента в процессе развития фирмы, принципах формирования управленческих команд.
Основная задача курса заключается в формировании понимания содержания современного менеджмента в контексте теорий жизненного цикла фирмы и теорий деловой культуры.
Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов, тестирование по пройденному материалу. Для получения сертификата необходимо выполнить все задания, тесты и написать финальный экзамен.
Дисциплина предназначена для освоения лицами, имеющими высшее образование.
Этот курс может быть интересен бакалаврам, магистрантам и аспирантам высших учебных заведений, а также всем тем, кому интересна обозначенная тема.
5 модулей:
1. Определение термина "менеджмент"
В первом модуле раскрыта сущность менеджмента и специфика деятельности менеджера, проанализировано различие ролей менеджера от предпринимателя. На базе системы сбалансированных показателей определены четыре основных функций менеджмента и детально проанализированы основные этапы процесса управления:
2. PEST-анализ и четыре роли бизнесмена
Во втором модуле на базе элементов PEST-анализа проведена систематизация типов власти и соответствующих ролей бизнесменов, показана их динамика в ходе жизненного цикла фирмы. Проанализировано соотношение категорий «предприятие», «организация», «фирма», подчеркивается важность процесса корпоратизации управления.
3. Деловая культура
В третьем модуле на базе типологий Г. Хофстеде, Р. Льюиса и Ф. Тромпенаарса сформирована единая классификация национальных деловых культур, определены «соседи» России по культуре, среди которых оказались южно-европейские и азиатские страны. Введение в рассмотрение четырех ролей бизнесмена позволило создать единую типологию деловой культуры для макро- и микроуровня экономики.
4. Жизненный цикл фирмы
В четверном модуле показана связь между типом культуры и фазой жизненного цикла фирмы. В результате в рамках единого подхода удалось рассмотреть теории жизненного цикла Л. Грейнера, И.П. Бойко и И.К. Адизеса. Описанная в модуле модель внутренней среды фирмы в форме PEST-атома позволяет сформировать эволюционное представление о фирме, детальное представить специфику каждой фазы ее жизненного цикла.
5. Формирование команды менеджеров
В пятом модуле автор разделил хорошо известные восемь ролей управленческой команды известного английского психолога Р.М. Белбина по двум координатам: 1).по PEST-элементам и 2). на стратегические и оперативные. Даны практические рекомендации по формированию и совершенствованию управленческой команды.
Дисциплина участвует в формировании компетенций обучающихся по образовательной программе, установленных учебным планом для данной дисциплины. По окончании обучения студент будет:
- знать сущность менеджмента;
- понимать содержание современного менеджмента в контексте теорий жизненного цикла фирмы и теорий деловой культуры;
- способен принимать экономически обоснованные организационно - управленческие решения и управлять организацией с использованием современных методов менеджмента;
-способен применять современные методы анализа среды в менеджменте и разрабатывать организационную структуру, разрабатывать стратегию развития организации.
Дисциплина направлена на формирование универсальных компетенций обучающихся по образовательным программам бакалавриата/специалитета, а также иных компетенций, предусмотренных образовательной программой.
язык курса
длительность курса
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
Кандидат экономических наук
Должность: Старший преподаватель кафедры европейских исследований СПбГУ
Кандидат экономических наук, доцент
Должность: доцент Кафедры экономики предприятия, предпринимательства и инноваций
Кандидат экономических наук
Должность: доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента