язык курса
длительность курса
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
Основная цель онлайн-курса НИУ ВШЭ – продемонстрировать роль медиа в формировании национальных государств, капиталистической̆ экономики и участия населения в политике. Другой важной задачей курса является рассмотрение теоретических подходов к изучению медиа и коммуникаций. Представлены макросоциальные и микросоциальные теории медиа с точки зрения изучения медиаинститутов, сообщений медиа (материалов), каналов коммуникации и медиаэффектов.
Обычно дистанционный курс адресован всем студентам магистратуры и выпускных курсов бакалавриата интересующихся историей и теоретическими аспектами медиакоммуникаций.
В данном курсе используется большое количество концепций медиатеории: критическая теория, социология инноваций, политэкономия медиа, Cultural Studies, лингвистические подходы и др.
Курс состоит из 12 недель. Каждая неделя содержит видеолекции, тестовые задания и материалы для самостоятельного изучения. В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса.
Для изучения данного курса желательно иметь базовые знания в сфере культуры и социологии.
Неделя 1. Представляются основные понятия сферы медиа: медиа, коммуникация, информация, масс-медиа, СМИ и СМК.
Неделя 2. Представлена основная логика развития обществ через изменения коммуникативных систем, медианосителей, методов контроля медиа.
Неделя 3. На этой неделе мы совершим исторический экскурс в механизмы контроля и регулирования содержания массовых коммуникаций, начиная от средневековых цензурных уставов и статутов и заканчивая преимущественно конституционными принципами, регулирующими свободу слова.
Неделя 4. Эта неделя посвящена изучению социальной истории основных медианосителей и средств коммуникации. Мы рассмотрим различные системы письменности, материальные формы книги, электрические системы передачи информации (телеграф и телефон) и то, как это повлияло на социальные практики.
Неделя 5. На этой неделе мы будем заниматься классификацией теорий медиа и обзором предметов исследования в различных теориях. После этого мы начнем разбирать три самых ранних группы теорий. Начнем с эмпирико-функционалистской группы теорий, которая занималась изучением эффектов и функций медиа в общественной жизни.
Неделя 6. Второй основополагающей группой теорий была «Критическая теория», рассматривающая медиа как институты, воспроизводящие капитализм и социальную иерархию.
Неделя 7. Третьей основополагающей группой теорий является лингвистическая группа теорий, рассматривающая медиа через призму сообщений и текстов, которые они продуцируют.
Неделя 8. На этой неделе мы начнем рассматривать современные социальные теории медиа. И начнем с теории информационного и сетевого общества, а также идей медиадетерминизма Маклюэна и Инниса.
Неделя 9. Здесь мы рассмотрим социальные теории, рассматривающие как медиапроцесс распространение и внедрение инноваций.
Неделя 10. В этой части курса будут рассмотрены микросоциальные теории, связанные с коммуникациями. Сюда относится этнометодология медиа, символический интеракционизм и т. д.
Неделя 11. Здесь мы разберем социальные теории медиапотребления и Cultural Studies.
Неделя 12. В данном компоненте курса мы рассмотрим политэкономические современные медиатеории. В первую очередь проблему медиакапитала. Затем мы коснемся темы культурных и креативных индустрий с позиций представителей политической экономии массовых коммуникаций.
В результате освоения дисциплины слушатель сможет:
Направление подготовки бакалавра 42.03.02 (Журналистика):
Направление подготовки магистра 42.04.02 (Журналистика):
Направление подготовки бакалавра 42.03.05 (Медиакоммуникации):
Направление подготовки бакалавра 41.03.06 (Публичная политика и социальные науки):
Направление подготовки магистра 39.04.01 (Социология):
Направление подготовки магистра 42.04.01 (Реклама и связи с общественностью):
Направление подготовки магистра 42.04.05 (Медиакоммуникации):
язык курса
длительность курса
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
Кандидат филологических наук, Профессор
Должность: Заместитель декана, Руководитель департамента, Профессор Департамента медиа, Факультет коммуникаций, медиа и дизайна
Стоимость доступа ко всем материалам курса, возможности пройти экзамен с прокторингом и получить сертификат составляет 3600 рублей.
Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности - 3600 Р.