наверх
  • Русский

    язык курса

  • 12 недель

    длительность курса

  • от 4 до 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Основная цель онлайн-курса НИУ ВШЭ – продемонстрировать роль медиа в формировании национальных государств, капиталистической̆ экономики и участия населения в политике. Другой важной задачей курса является рассмотрение теоретических подходов к изучению медиа и коммуникаций. Представлены макросоциальные и микросоциальные теории медиа с точки зрения изучения медиаинститутов, сообщений медиа (материалов), каналов коммуникации и медиаэффектов.
Обычно дистанционный курс адресован всем студентам магистратуры  и выпускных курсов бакалавриата интересующихся историей и теоретическими аспектами медиакоммуникаций.
В данном курсе используется большое количество концепций медиатеории: критическая теория, социология инноваций, политэкономия медиа, Cultural Studies, лингвистические подходы и др.

Формат

Курс состоит из 12 недель. Каждая неделя содержит видеолекции, тестовые задания и материалы для самостоятельного изучения. В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса.

  1. McQuail D. (2000). McQuail’s Mass Communication Theory. London: Sage Publications.
  2. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. Пер. с англ. под науч. ред. Гавриленко С. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.
  3. Хезмондалш Д. Культурные индустрии. Пер. с англ. под науч. ред. Михалевой А. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

Требования

Для изучения данного курса желательно иметь базовые знания в сфере культуры и социологии.

Программа курса

Неделя 1. Представляются основные понятия сферы медиа: медиа, коммуникация, информация, масс-медиа, СМИ и СМК.
Неделя 2. Представлена основная логика развития обществ через изменения коммуникативных систем, медианосителей, методов контроля медиа.
Неделя 3. На этой неделе мы совершим исторический экскурс в механизмы контроля и регулирования содержания массовых коммуникаций, начиная от средневековых цензурных уставов и статутов и заканчивая преимущественно конституционными принципами, регулирующими свободу слова.
Неделя 4. Эта неделя посвящена изучению социальной истории основных медианосителей и средств коммуникации. Мы рассмотрим различные системы письменности, материальные формы книги, электрические системы передачи информации (телеграф и телефон) и то, как это повлияло на социальные практики.
Неделя 5. На этой неделе мы будем заниматься классификацией теорий медиа и обзором предметов исследования в различных теориях. После этого мы начнем разбирать три самых ранних группы теорий. Начнем с эмпирико-функционалистской группы теорий, которая занималась изучением эффектов и функций медиа в общественной жизни.
Неделя 6. Второй основополагающей группой теорий была «Критическая теория», рассматривающая медиа как институты, воспроизводящие капитализм и социальную иерархию.
Неделя 7. Третьей основополагающей группой теорий является лингвистическая группа теорий, рассматривающая медиа через призму сообщений и текстов, которые они продуцируют.
Неделя 8. На этой неделе мы начнем рассматривать современные социальные теории медиа. И начнем с теории информационного и сетевого общества, а также идей медиадетерминизма Маклюэна и Инниса.
Неделя 9. Здесь мы рассмотрим социальные теории, рассматривающие как медиапроцесс распространение и внедрение инноваций.
Неделя 10. В этой части курса будут рассмотрены микросоциальные теории, связанные с коммуникациями. Сюда относится этнометодология медиа, символический интеракционизм и т. д.
Неделя 11. Здесь мы разберем социальные теории медиапотребления и Cultural Studies.
Неделя 12. В данном компоненте курса мы рассмотрим политэкономические современные медиатеории. В первую очередь проблему медиакапитала. Затем мы коснемся темы культурных и креативных индустрий с позиций представителей политической экономии массовых коммуникаций.

Результаты обучения

В результате освоения дисциплины слушатель сможет:

  • связывать отдельные исторические периоды развития человечества с определенными закономерностями развития медиа и носителей коммуникаций в целом;
  • классифицировать различные теории медиа;
  • находить применение различным теориям медиа в процессе анализа социума;
  • высказывать (перечислять) ключевые положения отдельных теорий и групп теорий, связанных с коммуникациями;
  • подбирать методы для проведения исследований в тех или иных сферах медиа, связывая данные методы с теоретической базой, на которую данные методы опираются;
  • оценивать границы групп теорий, методические ограничения каждой из них.

Формируемые компетенции

Направление подготовки бакалавра 42.03.02 (Журналистика):

  • Обладать способностью использовать знания в области общегуманитарных социальных наук (социология, психология, культурология и других) в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-3).
  • Обладать способностью осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности (ОПК-1).
  • Обладать способностью базироваться на современном представлении о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации, знать методы изучения аудитории, понимать социальный смысл общественного участия в функционировании СМИ, природу и роль общественного мнения, знать основные методы его изучения, использовать эффективные формы взаимодействия с ним (ОПК-9).
  • Обладать способностью учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте (ОПК-10).

Направление подготовки магистра 42.04.02 (Журналистика):

  • Обладать готовностью осуществлять профессиональную деятельность, основываясь на знании современных концепций массовой коммуникации и положений теории журналистики, понимании спектра функций СМИ как важнейшего социального института и средства социальной коммуникации, роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации (ОПК-3).
  • Обладать готовностью к самостоятельному проведению научного медиаисследования, выполнению всех необходимых его этапов, способностью выполнять исследовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области (ОПК-8).
  • Обладать способностью выявлять актуальные для науки и практики проблемы медиаисследований, эффективно использовать имеющийся отечественный и зарубежный опыт (ПК-6).

Направление подготовки бакалавра 42.03.05 (Медиакоммуникации):

  • Обладать способностью ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОПК-8).
  • Обладать способностью воспринимать профессиональные тексты, как на русском, так и на иностранном языке, понимать их коммуникативную эффективность (ПК-21).

Направление подготовки бакалавра 41.03.06 (Публичная политика и социальные науки):

  • Обладать способностью давать характеристику и оценку актуальным событиям и процессам, выявляя их связь с политическим, экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с историческим развитием государства и общества (ОПК-09).

Направление подготовки магистра 39.04.01 (Социология):

  • Обладать способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3).
  • Обладать способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1).

Направление подготовки магистра 42.04.01 (Реклама и связи с общественностью):

  • Обладать способностью ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, подготавливать базу для научных исследований (ПК-20).
  • Обладать способностью применять в исследованиях основные концепции и принципы самоорганизации, эволюции, воспроизводства и развития систем, учитывать их динамику и тенденции (ПК-21).

Направление подготовки магистра 42.04.05 (Медиакоммуникации):

  • Обладать способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности, а также способностью рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности (ОПК-1).
  • Обладать способностью воспринимать тексты медиа с точки зрения их перформативности, семантики и смысла, и идентификации возможных манипуляций в различных их формах (устной и письменной, с использованием аудиовизуальных средств) (ОПК-10).
  • Обладать способностью описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык и аппарат гуманитарных и социальных наук для решения проблем на стыке наук, в том числе для студенческой аудитории для целей преподавания (ПК-5).

Направления подготовки

Отзывы о курсе

Кирия Илья Вадимович

Кандидат филологических наук, Профессор
Должность: Заместитель декана, Руководитель департамента, Профессор Департамента медиа, Факультет коммуникаций, медиа и дизайна

сертификат об окончании курса

Сертификат

Стоимость доступа ко всем материалам курса, возможности пройти экзамен с прокторингом и получить сертификат составляет 3600 рублей.

Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности - 3600 Р.

Похожие курсы