наверх

Универсальные компетентности и новая грамотность

  • Русский

    язык курса

  • 6 недель

    длительность курса

  • от 4 до 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Целями освоения онлайн-курса "Универсальные компетентности и новая грамотность" являются: 

  • познакомить обучающихся с современными тенденциями проектирования содержания образования;
  • сформировать у обучающихся системное представление об универсальных компетентностях и новой грамотности;
  • сформировать у обучающихся представление о том, как выглядит школьное образование, направленное на развитие универсальных компетентностей и новой грамотности.

В процессе освоения онлайн-курса обучающиеся получат базовые знания, необходимые для дальнейшего проектирования учебных программ и отдельных занятий, направленных на развитие универсальных компетентностей и новой грамотности, а также приобретут понимание возможных способов имплементации и устойчивого удержания данных программ и занятий в школе.
Онлайн-курс создан в рамках работы по гранту, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).

Формат

Курс состоит из 6 недель. Каждая неделя содержит видеолекции и тестовые задания. В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса.

  1. Добрякова М.С., Фрумин И.Д., Баранников К.А., Реморенко И.М., Зиил Н., Мосс Дж., Хаутамяки Я. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. Под общ. ред.: Добрякова М.С., Фрумин И.Д. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2020.
  2. Добрякова М.С., Новикова Е.Г., Юрченко О. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей. Вып. 4(21). М.: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2018.
  3. Авдеенко Н.А., Денищева Л.О., Краснянская К.А., Михайлова А.М., Пинская М.А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ. Вопросы образования. №4. 282-304 с. 2018.

Требования

Для освоения онлайн-курса обучающиеся должны владеть способностью к самоорганизации, способностью применять информационно-коммуникационные технологии, основами работы с информацией.

Программа курса

1. Рамка универсальных компетентностей и новой грамотности.
- Школа и компетентности: почему знаний стало мало?
- Различение универсальной и предметной грамотности.
- Функциональная грамотность: что это такое? 
2. Новая грамотность: развитие и измерение.
- Что такое сложность текста?
- Формирование читательской грамотности.
- Измерение грамотности в международных исследованиях.
3. Компетентность мышления.
- Критическое и креативное мышление.
- Обучение через дискуссию.
- Оценивание креативных заданий.
4. Компетентность взаимодействия с собой и компетентность взаимодействия с другими.
- Развитие социально-эмоциональных навыков в школе.
- Коммуникативная компетентность.
5. Педагогические условия для развития универсальных компетентностей и новой грамотности.
- Большие идеи как подход к предметному материалу.
- Проблемный подход в обучении.
- Планирование курса и урока.
6. Имплементация универсальных компетентностей и новой грамотности в школе или вузе.
- Профессиональные обучающиеся сообщества.
- Исследование урока.

Результаты обучения

  • Различать разные типы внепредметных образовательных результатов, объяснять понятия "компетентность" и "грамотность".
  • Иметь представление о способах формирования новой грамотности, критического и креативного мышления, компетентности взаимодействия с другими и с собой в обучении.
  • Иметь представление о способах внедрения практик формирования универсальных компетентностей в преподавательскую деятельность.

Формируемые компетенции

  • Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий (УК-1).
  • Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки (УК-6).
  • Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся (ОПК-3).
  • Способен разрабатывать программы мониторинга результатов образования обучающихся, разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении (ОПК-5).

Направления подготовки

Отзывы о курсе

Добрякова Мария Сергеевна

Кандидат социологических наук
Должность: Главный эксперт Лаборатории проектирования содержания образования Института образования ВШЭ

Авдеенко Надежда Александровна


Должность: Аналитик Лаборатории проектирования содержания образования Института образования ВШЭ, преподаватель

Орел Екатерина Алексеевна

Кандидат психологических наук
Должность: Заведующая Проектно-учебной лабораторией моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании Института образования НИУ ВШЭ

Лытаева Мария Александровна

Кандидат педагогических наук, Доцент
Должность: Академический руководитель магистерской программы "Педагогическое образование" НИУ ВШЭ

Пащенко Тарас Валерьевич


Должность: Заведующий Лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ

Михайлова Александра Михайловна


Должность: Научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ

сертификат об окончании курса

Сертификат

Стоимость доступа ко всем материалам курса, возможности пройти экзамен с прокторингом и получить сертификат составляет 3600 рублей.

Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности - 3600 Р.

Похожие курсы