наверх
  • Русский

    язык курса

  • от 10 до 16 недель

    длительность курса

  • от 4 до 7 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Коммерциализация технологий и промышленные инновации – основа инновационной экономики во всех странах мира. В курсе наряду с общими подходами (технологический маркетинг, дорожные карты инноваций и пр.) приведены примеры инновационного развития отечественной атомной отрасли.

О курсе

Курс «Коммерциализация технологий» является базовым для обучения в магистратуре по направлению подготовки 38.00.00 «экономика и управление» как основа формирования инновационной экономики, а также в ряде программ по направлению подготовки 27.00.00. «системный анализ и управление», связанных с управлением  в социальных и экономических системах.

Курс посвящен изучению основных принципов и технологий коммерциализации: проведению форсайт-исследований в высокотехнологичной сфере, технологическому маркетингу, бенчмаркингу технологий и сопоставлению с мировым лучшим опытом, составлению дорожных карт для коммерциализации инновационных разработок и пр.

Целями курса является ознакомление студентов  с передовыми подходами к коммерциализации технологий и последующем контроле приобретаемых ими компетенций.

Мотивационная фраза: «после освоения курса любая инновация вам по плечу»!

Формат

Стоимость доступа к материалам курса за исключением ознакомительной части (включая тестовые материалы и возможность пройти экзамен с прокторингом и получить сертификат) составляет 3600 рублей. Для этого нужно пройти текущее тестирование не меньше чем на 60% и итоговый тест не меньше чем на 60%.

  1. А. В.Путилов,  Ю. В. Черняховская    Коммерциализация теехнологий и промышленные инновации, 2021 г. учебник - коллекция "Информатика — Издательство "Лань" ЭБС ЛАНЬ, 364 с.
  2. А.В.Путилов, В.Н.Червяков, И.Н.Матицин Цифровые технологии прогнозирования и планирования развития атомной энергетики // «Энергетическая политика», 2018, вып. 5, с. 87-98
  3. А.В.Путилов Развитие технологий и подготовка кадров для цифровой экономики в энергетике // «Энергетическая политика», 2017, № 5, с. 58 – 65
  4. А. В. Путилов, В. П. Кучинов, В. Н. Червяков,  Д. С. СмирновНаучно-технологическое прогнозирование – инструментарий оценки стратегии инновационного развития двухкомпонентной атомной энергетики // «Инновации», 2019, № 8, с. 19-26
  5. А.И.Агеев, А.В.Путилов Гуманитарно-технологический  подход к формированию парадигмы рыночного развития ОПК // «Экономические стратегии», 2020, № 2, с. 54-63
  6. Д. В. Тимохин, А. В. Путилов Инновационные возможности использования методологии «экономического креста» в прогнозировании перспектив развития двухкомпонентной атомной энергетики // «Инновации», 2020, № 1, с. 12-21
  7. С.С.Носова, А.В.Путилов А.Н.Норкина Основы цифровой экономики (учебник) Издательство «Кнорус», Москва, 2021, 389 с.
  8. В.А.Абрамов, А.В.Путилов, Е.Ф.Шамаева Формирование механизмов управления устойчивым развитием экономики промышленных отраслей и комплексов // «Энергетическая политика», 2023, № 2, с. 40-53
  9. В.И.Абрамов, И.В.Абрамов , А.В.Путилов И.Трушиня Цифровизация экономических отношений как фактор устойчивого развития стран // «Вопросы инновационной экономики», 2023, т. 13, № 2, с.615-635
  10.  Main Science and Technology Indicators. OECD.Stat Electronic resource. / OECD. Electronic data. - Mode of access :http://stats.oecd.org/wbos/Index.aspx?usercontext=sourceoecd. Title from screen.
  11.  Science and Engineering Indicators 1996 Electronic resource. / US National Science Foundation. - Electronic data. - Mode of access : http://www.nsf.gov/statistics/seind96/. - Title from screen.
  12.  Science and Engineering Indicators 2008 Electronic resource. / US National Science Foundation. - Electronic data. - Mode of access : http://www.nsf.gov/statistics/seind08/. - Title from screen.1. Монографии
  13. Аллен, K.P. Продвижение новых технологий на рынок / K.P. Аллен ; Пер. с англ. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 455 с.
  14. Анчишкин, А.И. Наука техника - экономика / А.И. Анчишкин. -2-е изд., - М.: Экономика, 1989. - 384 с.
  15. Шумянкова, Н.В. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности / Н.В. Шумянкова. М.: Национальный институт бизнеса, 2005. - 294 с.
  16.  Яковец, Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм / Ю. В. Яковец. М. : Экономика, 1988. - 333 с.
  17.  Benchmarking Industry-Science Relationships / OECD Paris: OECD Publishing, 2002. - 200 p.
  18. Foster R. Innovation: The attacker's advantage / R. Foster. — NY: Macmillan, 1986.-301 p.
  19.  Fostering Public-Private Partnership for Innovation in Russia / OECD. -Paris: OECD Publishing, 2005. 100 p.
  20. Рогова, Е.М. Формирование и реализация механизмов технологического трансфера / Е.М. Рогова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2005. - 191 с.

Требования

Курс может быть воспринят выпускниками бакалавриата по направлениям подготовки: 38.00.00 «экономика и управление»  и 27.00.00. «системный анализ и управление». Никаких специальных умений и навыков, без которых невозможно приступить к изучению курса, не требуется.

Программа курса

Модуль 1. Введение (неделя 1).

Урок 1. Коммерциализация технологий и современные экономические системы. Часть 1.

Урок. 2. Коммерциализация технологий и современные экономические системы. Часть 2.

Урок 3. Клиентооринтированный подход как основа освоения мирового рынка.

Модуль 2. Перспективные рынки высокотехнологичной продукции и услуг (неделя 2)

Урок 4. Рынок как регулятор спроса и предложения

Урок 5. Мировой атомный рынок – пример глобального высокотехнологичного рынка

Модуль 3. Отличия технологического маркетинга от традиционного, теория закупочного центра (неделя 3)

Урок 6. Технологический маркетинг: закупочный центр и продвижение технологий на рынок

Урок 7. Некоторые результаты прогнозирования развития технологий

Модуль 4. «Мезоэкономика» развития: новый взгляд на коммерциализацию технологий (неделя 4)

Урок 8. Экономика крупных корпораций и  территориально-производственных комплексов – «мезоэкономика».

Урок 9. Оценка проектов и формирование нематериальных активов  в высокотехнологичной сфере.

Модуль 5. Теоретические основы прогнозирования и форсайт-исследований (неделя 5).

Урок 10.  Подготовка работы с экспертами: мотивация и организация участия в форсайт-исследованиях. Часть 1

Урок 11. Подготовка работы с экспертами: мотивация и организация участия в форсайт-исследованиях. Часть 2

Урок 12. Работа с экспертами: пассивный и активный сценарии, полевой этап форсайт-исследований.

Модуль 6. «Форсайт-ромб» и практика прогнозирования технологического развития (неделя 6).

Урок 13. Отечественный опыт и  методика научно-технологического прогнозирования

Урок 14. Форсайт-флот и   применение  прогнозирования для формирования Национальной технологической инициативы.

Модуль 7. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и прогнозирование в энергетической сфере (неделя 7).

Урок 15. Экспертное обеспечение  прогнозирования при формировании программ энергетического развития.

Урок 16. Подходы к прогнозированию развития производственных комплексов.

Модуль 8. Методика построения технологических дорожных карт (неделя 8).

Урок 17. Алгоритм разработки технологической дорожной карты.

Урок 18. Методика комбинирования процедур формирования технологических дорожных карт.

Модуль 9. Технологические платформы и территориальные инновационные кластеры (неделя 9).

Урок 19. Технологические платформы: история возникновения и перспективы развития

Урок 20. Технологические платформы в атомной энергетике.

Урок 21. Инновационные российские кластеры – методология и реализация.

Урок 22. Инновационные российские кластеры – методология и реализация: примеры реализованных и формируемых кластеров.

Модуль 10. Сравнение  разработки и реализации перспективных технологий с лучшим опытом - бенчмаркинг (неделя 10).

Урок 23. Опыт зарубежного бенчмаркинга: конкурентная гонка в условиях недостатка времени.

Урок 24. Бенчмаркинг и инновационный рейтинг регионов.

Урок 25. Перспективная система управления знаниями в высокотехнологичной промышленной сфере. (Часть 1 – теоретические основы).

Урок 26. Перспективная система управления знаниями в высокотехнологичной промышленной сфере. (Часть 2 – практические результаты).

Результаты обучения

В результате обучения по курсу слушатель будет 

Знать:

  • Технологии проведения форсайт-исследований и начальный уровень их организации
  • Объекты интеллектуальной собственности для защиты технологических решений

Уметь:

  • Использовать методологию технологического маркетинга.
  • Формировать основные подходы к составлению технологических дорожных карт
  • Использовать  объекты интеллектуальной собственности для защиты технологических решений
  • Проводить экономические оценки  результатов развития технологий на всем жизненном цикле инженерных систем

Владеть:

  • Навыком сравнения технологических результатов с наиболее эффективными доступными технологиями (бенчмаркинг)

Формируемые компетенции

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЯДЕРНОГО УНИВЕРСИТЕТА «МИФИ»,  УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МАГИСТРАТУРА, направление подготовки  38.04.02 МЕНЕДЖМЕНТ

 

ПК-4

Способность использовать количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами, готовить аналитические материалы по результатам их применения

ПК-5

Владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной сред

ПК-6

Способность использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических зада

ПСК-2

Способность использовать количественные и качественные методы анализа и минимизации рисков инновационных проектов в высокотехнологичных отраслях экономики

ПСК-3

Способность проводить маркетинговый анализ глобальных рынков высокотехнологичного оборудования для рационального выбора стратегии предприятия

Направления подготовки

Знания

Знание технологии проведения форсайт-исследований и начальный уровень их организации;
Знание объектов интеллектуальной собственности для защиты технологических решений.

Умения

Умение использовать методологию технологического маркетинга;

Умение формировать основные подходы к составлению технологических дорожных карт;

Умение использовать  объекты интеллектуальной собственности для защиты технологических решений;

Умение проводить экономические оценки  результатов развития технологий на всем жизненном цикле инженерных систем.

Навыки

Навык сравнения технологических результатов с наиболее эффективными доступными технологиями (бенчмаркинг).

Отзывы о курсе

Путилов Александр Валентинович

Доктор технических наук, Профессор
Должность: Декан факультета бизнес-информатики и управления комплексными системами

сертификат об окончании курса

Сертификат

По данному курсу возможно получение сертификата.

Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности - 3600 Р.

Похожие курсы