На курсе “Введение в цифровую медицину: от фундаментальной науки и космических технологий к персональной стратегии поддержания здоровья” профессора разных факультетов МГУ и ведущих медицинских университетов Москвы, а также главный внештатный специалист Минздрава России по информационным системам в здравоохранении, расскажут о ключевых направлениях цифровой трансформации медицины, здравоохранения, биомедицинских исследований и повседневной жизни пациентов.
Актуальное для каждого направление цифровой медицины Московский университет развивает в научных исследованиях, в медицинской деятельности и как самостоятельную учебную дисциплину.
Цель учебного курса состоит в формировании у слушателей понятийного аппарата и базовых представлений о принципах, направлениях, практике и перспективах внедрения цифровых технологий в медицине.
Учебной программой предусмотрено введение слушателей в основы цифровой медицины и здравоохранения как в область знаний и практическую деятельность, связанную с разработкой
и использованием цифровых технологий для оказания медицинской помощи и улучшения здоровья. Это включает в себя «мобильное» и «электронное» здравоохранение, что охватывает
применение интеллектуальных, мобильных, сетевых устройств и приложений для диагностики,
лечения и ухода за пациентами, а также для обеспечения здорового образа жизни человека.
Структура курса построена на основе самостоятельных авторских лекций каждого преподавателя, логически взаимосвязанных и последовательно развивающих друг друга исходя из общего представления о теоретических основах и практической реализации цифровых технологий в медицине.
Лекции систематизированы в 4 модуля, знакомящих слушателей с основами:
1. истории развития цифровой медицины, мобильного / электронного / цифрового здравоохранения;
2. медицинской биоинформатики и цифровыми технологиями создания новых лекарств, в лучевой диагностики, в неврологии и нейронауках;
3. медицинских информационных систем, обработки больших данных и медицинского искусственного интеллекта, телемедицины и медицинской робототехники;
4. цифровых технологий в космической медицине, социально-экономических развития и философского осмысления цифровой трансформации здравоохранения.
В практикумах по окончании лекций раскрываются базовые цифровые технологии
медицинского назначения, доступные в настоящее время каждому слушателю.
Курс ориентирован на широкий круг слушателей, заинтересованных в получении знаний
по цифровой медицине – от учащихся медицинских классов общеобразовательных школ,
студентов и свободных слушателей до представителей профессионального медицинского
сообщества. Содержание лекций и заданий дает возможность освоить курс студентам всех
основных направлений подготовки.
Заинтересованные студенты смогут участвовать в увлекательном процессе создания и
передачи новых знаний на стыке фундаментальной медицины с математикой, инженерными,
естественными и гуманитарными науками.
Форма обучения – заочная (дистанционная). Курс состоит из 9 лекций и итоговой аттестации. Еженедельные занятия включают просмотр тематических видеолекций, состоящих из
фрагментов продолжительностью от 8 до 20 минут и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Возможно написание эссе – творческих работ в формате сочинения с рассуждениями по предложенным темам, которое должно содержать полные, развёрнутые ответы, подкреплённые примерами из лекций и/или личного опыта, знаний или наблюдений.
Курс заканчивается итоговой аттестацией в виде интерактивного контроля выполнения тестов и задач с ответом. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.
Курс является общеобразовательным и рассчитан на широкую аудиторию слушателей без предварительной подготовки с уровнем знаний в объёме основного общего образования.
Онлайн-курс состоит из девяти лекций и итоговой аттестации:
1. Число и цифра в истории медицины.
2. Мониторинг здоровья - M-Health, как необходимый компонент персонализированной медицины и питания.
3. Системы ИИ в медицине. Состояние в мире и в России.
4. Цифровые технологии в лучевой диагностике.
5. Медицинская биоинформатика и математическая биология.
6. Парадигма докинга: суперкомпьютерная разработка лекарств и цифровые технологии в медицине.
7. Цифровизация здравоохранения в Российской Федерации.
8. Цифровая медицина на эволюционной шкале цифровой экономики: на пути к четвертой промышленной революции.
9. Философия цифровой медицины.
Результатом освоения программы дисциплины является формирование у слушателей
ключевых компетенций по цифровой медицине по 4 основным направлениям – информационные, коммуникативные, технические и пользовательские. Соответствующие знания, умения и навыки, мотивация и ответственность позволят слушателям достичь цифровой медицинской грамотности в целях поддержания личного здоровья и полноценного участия в общественном здравоохранении с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Курс может быть использован для учебного процесса в вузах по программам среднего профессионального и высшего образования (бакалавров, магистров и специалистов) в качестве элективного курса или включен в обязательную программу подготовки.
Желаем удачи в освоении материалов курса!
УК-4(коммуникация). Способен: применять современные коммуникативные технологии, в
том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия.
УK-6 (самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)). Способен: определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни.
УК-8(безопасность жизнедеятельности). Способен: создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов.
УK-9(инклюзивная компетентность). Способен: использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах.
ОПК-1(диагностические инструментальные методы обследования). Знать:основные медицинские изделия, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи, современные цифровые технологии в приложении к решению задач обследования пациента.
Уметь: применять медицинские изделия, предусмотренные порядком — оказания медицинской помощи, а также проводить обследование пациента с применением цифровых технологий.
OПK-2(информационная грамотность). Знать: основные современные концепции информатизации здравоохранения и автоматизации управления
здравоохранением, виды информационных технологий и основные задачи и области примененя цифровой медицины.
Уметь: решать стандартные задачи цифровой медицины и электронногос здравоохранения с использованием информационных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности.