наверх

Метамодернизм и современная русская проза

видеоролик о курсе
7 декабря 2022 - 31 декабря 2024 г.
Курс уже начался
9 дней
До конца записи
  • Русский

    язык курса

  • от 8 до 18 недель

    длительность курса

  • от 3 до 15 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

  • Почему постмодернизм, смерть которого была констатирована в начале нулевых, задержался в русской литературе на двадцать лет?
  • Что такое автофикшн и мифопроза?
  • Почему западные исследователи снова обращаются к русскому формализму?
  • Завершен ли модернистский проект?
  • Метамодернизм: структура чувства или новая культурная парадигма?
  • Гендерные исследования вчера и сегодня
  • Феномен «новой массовой прозы»

И многое, многое другое в курсе «Метамодернизм и современная русская проза», представляющем современность в контексте теории и истории литературы ХХ–ХХI веков. Вы узнаете о том, как именно метамодернизм продолжает и завершает проект модернизма. О том, что русская литературная теория 1920-х годов и французская теория 1960-х снова актуальны и вписаны в общую концепцию метамодерна. Увидите современную русскую литературу как пересечение художественных стилей и направлений: автофикшн, мифопроза, неомодернизм, реализм, «новая массовая» литература, «женское письмо» и т. д., многообразие которых не хаотично, а структурировано в соответствии с метамодернистскими принципами, о философско-эстетическом значении которых мы поговорим. Вы познакомитесь с творчеством современных русских писателей, работающих в метамодернистской парадигме: Д. Данилов, К. Рябов, А. Горбунова, А. Козлова, Е. Некрасова, И. Богатырева, Д. Бобылева, Р. Сенчин и др.

Писатели, с которыми можно встретиться в курсе:

Д. Данилов, К. Рябов, Р. Сенчин, А. Козлова, А. Горбунова, Е. Некрасова, И. Богатырева, А. Рубанов, А. Бушковский, А. Григоренко, О. Токарчук, З. Прилепин, Д. Бобылева, Ш. Идиатуллин, А. Николаенко, С. Кузнецов, А. Иванов, А. Снегирев, В. Пелевин, Д. Осокин, С. Лукьяненко, А. Пелевин, М. Лабыч, А. Гурова, В. Пустовая, А. Клепикова, А. Старобинец, Е. Водолазкин, Г. Яхина и др.

Теоретики литературы и философы: Ю. Тынянов, В. Шкловский, М. Бахтин, А. Потебня, В. Пропп, Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Деррида, М. Фуко, С. Зонтаг, Э. Сиксу, Г. Бейтсон, Ф. Джеймисон, М. Липовецкий, В. Тюпа, И. Шайтанов, В. Толмачев и др.

О курсе

Данный курс представляет современную русскую литературу как пересечение художественных стилей и направлений: автофикшн, мифопроза, неомодернизм, реализм, «новая массовая литература», «женская проза» и т. д. Это многообразие литературных стратегий не хаотично, а вписано в метамодернистскую парадигму как новую концепцию реальности.

Программа курса

Модуль 1. ПОСТМОДЕРНИЗМ

Литпроцесс 1991-2021

  • Постмодернизм умер. Да здравствует постмодернизм…
  • Литературная критика постсоветского тридцатилетия
  • 2017-й революционный год

Литературная теория ХХ века

  • Литературная теория: «ход коня»
  • Формализм
  • М. Бахтин
  • Структурализм. Постструктурализм. Деконструкция
  • Ж. Деррида, Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийяр
  • Младшая ветвь: рецептивная эстетика и герменевтика
  • Ошибки литературной теории
  • «Смерть автора» и «литературная личность»: Ю. Тынянов, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Пуле, А. Компаньон, М. Бахтин
  • Постмодернизм
  • Постмодернизм в России

После постмодернизма 

  • Новый историзм
  • Новая искренность
  • Новый реализм
  • Литературные группы 2010-х годов

 

Модуль 2. МЕТАМОДЕРНИЗМ

Метамодернизм в эпоху постпостмодерна

  • Постпостмодернизм
  • Метамодернизм
  • Метамодернизм в искусствах, архитектуре, ремеслах

Метамодернизм и философия

  • Эпистемология метамодернизма
  • Гносеология метамодернизма
  • Онтология метамодернизма
  • Метамодернизм и политика

Метамодернизм и литература

  • Метамодернизм VS. Постмодернизм
  • Метамодернизм и современная русская литература
  • Эстетические параметры метамодернистского текста

 

Модуль 3. НЕОМОДЕРНИЗМ

Теория неомодернизма

  • Неомодернизм в контексте постпостмодернизма
  • Модернизм
  • Коммуникативная парадигма художественности

Эстетика неомодернизма

  • Алексей Сальников
  • Алла Горбунова
  • Александра Николаенко

Неомодернизм–метамодернизм

  • Метамодернистский текст: К. Рябов и Д. Данилов
  • Кирилл Рябов
  • Дмитрий Данилов

 

Модуль 4. РЕАЛИЗМ

Реализм и натурализм

  • Реализм – вопрос о статусе термина
  • В. Руднев. «Реализм». В. Толмачев «Натурализм»
  • Реализм, которого еще не было

Реализм в XXI веке

  • Реализм в нулевые годы
  • «Пацанская проза» и М. Елизаров
  • Исторический роман
  • Реализм 2010-х годов: поворот к человеку
  • О. Славникова, М. Вишневецкая, С. Кузнецов, М. Ануфриева, Е. Чижов
  • Писатели-реалисты второй половины 2010-х годов. А. Рубанов «Жестко и угрюмо»

Роман Сенчин

  • Творческий метод Р. Сенчина
  • «Новый» Сенчин
  • Беседа с Сенчиным. Беседа о Сенчине

 

Модуль 5. АВТОФИКШН

Жанр автофикшн

  • Антропологический поворот
  • Автофикшн
  • Новые экзистенциалисты
  • Александр Снегирев

Жанр «литература doc»

  • Литература doc и вербатим
  • А. Клепикова, В. Пустовая, А. Старобинец

Жанр «doc-блог»

  • Doc-блог
  • О. Лихунова, М. Симоньян, Э. Овечкин, С. Плиев

 

Модуль 6. МИФОПРОЗА

Новая архаика и славянский фольклор

  • Новая архаика
  • Славянский фольклор
  • Кощей Бессмертный
  • Русалки – албасты, царевна-лягушка – принц-лягушонок, Петр и Феврония – Тристан и Изольда

Миф как универсальная концепция

  • Миф как поиск большого нарратива
  • Миф как универсальная концепция

Варианты работы с мифом в современной мифопрозе

  • Ирина Богатырева
  • Дарья Бобылева
  • Александр Бушковский
  • Евгения Некрасова
  • Алексей Иванов
  • Александр Григоренко, Шамиль Идиатуллин
  • Андрей Рубанов
  • Денис Осокин

 

Модуль 7. ЖЕНСКОЕ И МУЖСКОЕ ПИСЬМО

«Женская проза» и «женское письмо»

  • История женской литературы в России
  • Женская проза VS. Проза женщин
  • Два мира – два дискурса
  • Женское письмо

Феминный и маскулинный дискурсы

  • Маркеры феминного дискурса
  • Мужская субъектность и субъективность.

Женское письмо в современной литературе

  • Анна Козлова
  • Евгения Некрасова
  • И. Левенталь «Мой секс»

 

Модуль 8. НОВАЯ МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

Массовая жанровая литература

  • Массовая культура
  • Три этажа литературы
  • Детектив
  • Young adult
  • Любовный роман
  • Фантастика. С. Лукьяненко
  • Фэнтези. А Гурова, Н. Осояну, К. Шаинян

Премиальная формульная литература

  • Высокая литература VS. Массовая
  • Евгений Водолазкин
  • Гузель Яхина
  • Григорий Служитель

Новая массовая проза

  • Новая массовая проза
  • Александр Пелевин
  • Мария Лабыч
  • Марина Степнова

Результаты обучения

По итогам обучения вы будете:  

знать: основные концепции мирового литературного процесса ХХ-XXI вв., художественные направления современной русской литературы, ведущие жанры, дискурсы и стратегии;

понимать: философские и эстетические категории современной литературы, эстетику языка современной прозы, художественные принципы современных литературных течений и стилей (неомодернизм, автофикшн, мифопроза, новая массовая литература, женское письмо и т. д.);

уметь: разбираться в направлениях и течениях современной русской прозы, ориентироваться в творчестве писателей разных литературных групп и «этажей», анализировать тексты Д. Данилова, Р. Сенчина, К. Рябова, З. Прилепина, О. Славниковой, И. Богатыревой, А. Козловой, А. Горбуновой, Д. Бобылевой, А. Рубанова, А. Григоренко, А. Бушковского, Е. Некрасовой, А. Иванова и многих др.

Формируемые компетенции

Курс формирует следующие компетенции:

  1. Умение воспринимать межкультурное разнообразие общества в социальноисторическом, этическом, эстетическом и философском контекстах. Способность осуществлять критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, выбирать оптимальные способы их решения (УК-1, УК-2, УК-5, УК-6).
  2. Знание истории литературы и литературной теории, научного наследия ученых-филологов, современного состояния и перспектив развития филологии. Способность использовать эти знания в профессиональной деятельности (ОПК-1).
  3. Знание основных положений и концепций в области теории и истории отечественной и мировой литературы, представление о различных литературных и фольклорных жанрах, основной литературоведческой терминологии. Способность применять литературоведческие концепции к анализу литературных текстов (ОПК-3).
  4. Умение осуществлять филологический анализ текста разной степени сложности. Интерпретировать тексты разных типов и жанров на основе существующих методик и полученных знаний в области теории и истории литературы (ОПК-4, ПК-1).

Направления подготовки

Жучкова Анна Владимировна

Кандидат филологических наук
Должность: доцент кафедры русской и зарубежной литературы РУДН

Похожие курсы