наверх

Под знаком Нобеля: русские писатели лауреаты

30 ноября 2023 - 1 ноября 2025 г.
Курс уже начался
344 дня
До конца записи
  • Русский

    язык курса

  • от 4 до 7 недель

    длительность курса

Курс "Под знаком Нобеля: русские писатели лауреаты" ориентирован на широкую аудиторию, которой интересна русская литература. Направлен на систематизацию знаний о литературных процессах ХХ в. в России, об их связи с социально-политическими процессами в нашей стране и мире в контексте Нобелевской премии. 

О курсе

Цель курса – познакомить  слушателей с жизнью и творчеством русских писателей, лауреатов Нобелевской премии; показать их значение в русском и мировом литературных процессах. Слушатели расширят свои знания о биографии и творчестве русских писателей, ставших нобелевскими лауреатами.

Курс содержит работу с анализом как художественных, так и публицистических текстов, которая поможет не только глубоко их понимать, но и практически уяснить, в чем состоят художественные и интеллектуальные новаторства  их авторов.

Курс создан для повышения уровня компетенции студентов-филологов бакалавриата и магистратуры, а также всех, кто интересуется русской литературой ХХ в.

Формат

Курс включает:

  • просмотр тематических видео-лекций;
  • прослушивание тематических аудио-лекций;
  • текстовые лекции;
  • тестовые задания после каждого урока;
  • тестовые задания после каждого модуля;
  • дополнительные материалы для более углубленного изучения темы.

В курсе предусмотрено промежуточное контрольное тестирование по каждому модулю курса и итоговое контрольное тестирование по всему содержанию курса с автоматизированной проверкой результатов.

Требования

Курс является общеобразовательным и ориентирован на широкую аудиторию: от студента до руководителя. Он будет полезен для студентов (бакалавров,  специалистов, магистрантов) и аспирантов как гуманитарного, так и технического профиля. Также подойдет для широкого круга специалистов, которым по роду своей деятельности необходимы обширные фоновые знания в гуманитарной сфере. Всем, кто интересуется русской литературой. 

Программа курса

Модуль 1. Нобелевская премия и русские писатели

Цель: познакомить слушателей с историей и уставом Нобелевской премии, и с именами тех русских писателей,  которые были на нее номинированы.   

Задачи:

  • Познакомить слушателя с историей и уставом Нобелевской премии.
  • Познакомить слушателя с первыми кандидатами на Нобелевскую премию.
  • Познакомить слушателей с историей номинирования и награждения русских писателей до Второй мировой войны.
  • Познакомить слушателей с историей номинирования и награждения советских писателей после Второй мировой войны.
  • Познакомить слушателей с историей номинирования и награждения русских писателей-эмигрантов после Второй мировой войны.

Результат:

Слушатели узнают общий контекст, разберутся в том, как награждение Нобелевской премией было связано с мировой и советской политической действительностью.

В конце модуля предлагается тест на закрепление материала.

Модуль 2. Иван Алексеевич Бунин: премия для изгнанника.

Цель: познакомить слушателя с жизнью, творчеством И.А. Бунина и с историей его награждения.

Задачи:

  • Дать представление о литературных и культурных процессах в России в начале ХХ в.
  • Познакомить слушателя с основными вехами биографии И.А. Бунина.
  • Представить примеры первого и второго этапа творчества Бунина и продемонстрировать творческую эволюцию писателя.
  • Показать связь Нобелевской речи Бунина с контекстом эпохи.
  • Познакомить слушателя с историей номинирования и награждения писателя.

Результат:

Слушатели узнают основные вехи биографии Бунина, связь его жизни и творчества, поймет, в чем состояли его литературные новации и как эпоха отразилась в его Нобелевской речи.

В конце модуля предлагается тест на закрепление материала.

Модуль 3. Борис Леонидович Пастернак: шум погони.

Цель: познакомить слушателя с жизнью, творчеством Б.Л. Пастернака и с историей его награждения.

Задачи:

  • Познакомить слушателя с основными вехами биографии Пастернака;
  • Показать, как увлечения юности повлияли на его творчество и продемонстрировать на примере отдельных произведений приметы поэтического мастерства.
  • Познакомить слушателей с историей и основными идеями романа «Доктор Живаго».
  • Включить слушателя в контекст размышлений Пастернака о смысле жизни и смерти в сложную историческую эпоху на примере стихотворений из цикла Юрия Живаго.
  • Познакомить слушателя с историей номинирования, награждения и травли поэта.

 

Результат:

Слушатели узнают основные вехи биографии Б.Л. Пастернака, связь его жизни и творчества, поймет, в чем состояли его литературные новаторства.

В конце модуля предлагается тест на закрепление материала.

Модуль 4. Михаил Александрович Шолохов: возмечтавший о мире.

Цель: познакомить слушателя с жизнью, творчеством М.А. Шолохова и с историей его награждения.

Задачи:

  • Познакомить слушателя с основными вехами биографии Шолохова;
  • На примере рассказа «Судьба человека» продемонстрировать художественные новации писателя.
  • На примере отрывков прозы Шолохова и Ф. Крюкова разобрать стилистические особенности обоих писателей и показать, как на их основе решается вопрос об авторстве «Тихого Дона».
  • Познакомить слушателя с историей номинирования и награждения писателя.
  • Показать связь Нобелевской речи Шолохова с контекстом эпохи.

Результат:

Слушатели узнают основные вехи биографии Шолохова, связь его жизни и творчества, поймет, в чем состояли его литературные новаторства и как эпоха отразилась в его Нобелевской речи.

В конце модуля предлагается тест на закрепление материала.

Модуль 5. Александр Исаевич Солженицын: между добром и злом.

Цель: познакомить слушателя с жизнью, творчеством Солженицына А.И. и с историей его награждения.

Задачи:

  • Познакомить слушателя с основными вехами биографии Солженицына;
  • Объяснить суть конфликта Солженицына с властью в разные периоды его жизни и путь его примирения в конце жизни.
  • На примере Гарвардской речи показать, в чем суть конфликта между Солженицыным и западными демократическими сообществами.  Познакомить слушателя с историей номинирования и награждения писателя.
  • Показать связь Нобелевской речи Солженицына с контекстом эпохи.

Результат:

Слушатели узнают основные вехи биографии Солженицына, связь его жизни и творчества, поймет, в чем состояли его литературные новаторства и как эпоха отразилась в его Нобелевской речи.

В конце модуля предлагается тест на закрепление материала.

Модуль 6. Пилигрим Иосиф Александрович Бродский.

Цель: познакомить слушателя с жизнью, творчеством И.А. Бродского и с историей его награждения.

Задачи:

  • Познакомить слушателя с основными вехами биографии Бродского;
  • На примере ранних стихотворений продемонстрировать особенности поэтики первого периода творчества.
  • На примере произведений второго периода жизни и творчества продемонстрировать особенности поэтики «позднего» Бродского.
  • Объяснить суть конфликта Бродского с властью.
  •  Познакомить слушателя с историей номинирования и награждения писателя.
  • Показать связь Нобелевской речи Бродского с контекстом эпохи.

Результат:

Слушатели узнают основные вехи биографии Бродского, связь его жизни и творчества, поймет, в чем состояли его литературные новаторства и как эпоха отразилась в его Нобелевской речи.

В конце модуля предлагается тест на закрепление материала.

Результаты обучения

После завершения курса слушатели смогут:

  • оперировать  основными фактами биографий и основными произведениями рассматриваемых писателей;
  • успешно применять навыки анализа художественного текста;
  • сформулировать связь исторических событий и культурного контекста с творчеством рассматриваемых писателей.
  • находить взаимосвязи классической литературы с сегодняшним днем.
  • Сформулировать значение творчества изучаемых писателей для современного читателя и современной литературы.

Направления подготовки

Степанян Гаянэ Левоновна


Должность: Старший педагог филологического факультета РУДН им. Патриса Лумумбы

Похожие курсы