наверх

Концепции современного естествознания

 width=
Курс уже начался
4 дня
До конца записи

Задачи дисциплины «КСЕ» - фундаментальны: освоение обязательного для любого культурного человека минимума естественнонаучных знаний, формирование основ научного мировоззрения, целостного материалистического взгляда на природные явления, ознакомление с принятой естественнонаучной картиной мира, с естественнонаучной базой современных технологий, понимание и освоение методологии естествознания, формирование основ инновационно-технологического мышления.

О курсе

«Изучение естественных наук я считаю отличной школой для ума. Нет школы лучше той, где дается понятие о чудном единстве и неуничтожимости материи и сил природы» Майкл Фарадей

Задачи дисциплины «КСЕ» - фундаментальны: освоение обязательного для любого культурного человека минимума естественнонаучных знаний, формирование основ научного мировоззрения, целостного материалистического взгляда на природные явления, ознакомление с принятой естественнонаучной картиной мира, с естественнонаучной базой современных технологий, понимание и освоение методологии естествознания, формирование основ инновационно-технологического мышления.

В процессе изучения дисциплины слушатели, повышая свой культурный уровень (а естествознание – неотъемлемая часть единой культуры!), знакомятся не только со спецификой науки и этапами ее развития, панорамой культурно-исторических и научных сюжетов, но и с механизмами получения новых знаний, смены научных парадигм, с массивом основных естественнонаучных концепций. Естествознание – энциклопедия методов и моделей, примеров их применения. Рациональный научный метод, стартовав в примерах точного естествознания, в процессе обучения должен приобрести статус междисциплинарного, проникая в экономику, менеджмент, социологию, управление, экологию и др., оттачивая технологию и культуру моделирования, формируя особую модельную культуру мышления.

Формат

Курс «Концепции современного естествознания» включает 15 тем. Каждая тема начинается с видеолекции и содержит лекционный материал с презентациями, конспект, материалы для самостоятельной работы, материалы к практическим занятиям, а также контрольные вопросы (тесты). Освоение каждой темы предполагает интенсивную самостоятельную работу слушателей.

Основные учебные пособия:

  • Кожевников Н.М. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – 5-е изд., испр. – СПб: Изд-во «Лань», 2016. – 384 с.
  • Горбачев В.В., Калашников Н.П., Кожевников Н.М. Концепции современного естествознания. Интернет-тестирование базовых знаний: учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Лань», 2010. – 208 с.
  • Бабаева М.А. Концепции современного естествознания. Практикум: учебное пособие. - 2-е изд., доп. - СПб.: изд-во "Лань", 2017. - 296 с.

Дополнительная литература:

  • Суханов А.Д., Голубева О.Н. Концепции современного естествознания: учебник. – М.: Агар, 2000. – 452 с.
  • Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
  • Хокинг С. Три книги о пространстве и времени. – СПб.: Амфора, 2015. – 503 с.
  • Талеб Н.Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. – М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2012. – 528 с.

Требования

В процессе изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» слушатели используют знания основ физики, химии, биологии, географии, математики, полученные в средней школе.

Программа курса

  1. Естествознание в контексте человеческой культуры. научный метод
  2. Основные этапы развития естествознания
  3. Концепция детерминизма в классическом естествознании
  4. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы
  5. Пространство и время в естествознании.
  6. Статистические закономерности в природе. закон сохранения энергии в макроскопических процессах. принцип возрастания энтропии.
  7. Квантовые представления в описании микромира
  8. Строение вещества
  9. Из чего сделан мир: на пути к фундаментальной теории материи
  10. Эволюционные процессы в мегамире: наука о вселенной
  11. Эволюция звезд
  12. Наука о земле
  13. Фундаментальные свойства живой материи.
  14. Естествознание и научно-технический прогресс
  15. Самоорганизация в живой и неживой природе.

Результаты обучения

Планируемые результаты обучения, обеспечивающие достижение целей изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» и её вклад в формирование результатов обучения (компетенций) выпускника ООП:

В результате изучения дисциплины КСЕ студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки, применимые в их последующем обучении и профессиональной деятельности:

знания

  • основных естественнонаучных явлений и законов, границ их применимости;
  • основных естественнонаучных концепций, принципов, теорий в их взаимосвязи и взаимовлиянии;
  • исторических аспектов развития естествознания;
  • наиболее распространенных методов исследования в разных областях естествознания.

умения

  • объяснять и анализировать основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты, опираясь на современные естественнонаучные представления и концепции, используя знания фундаментальных естественнонаучных законов;
  • работать с естественнонаучной литературой (информацией) разного уровня;
  • понимать, критически анализировать базовую естественнонаучную информацию, опираясь на современные естественнонаучные представления;
  • применять основы и результаты естественнонаучного опыта, а также пользоваться естественнонаучным рациональным методом при принятии решений в профессиональной области;
  • готовность использовать на практике знания теоретических основ современной естественнонаучной картины мира, основных понятий, законов и моделей естествознания, представлений об основных естественнонаучных методах анализа.

навыки

  • использования основных естественнонаучных законов и принципов в важнейших практических приложениях;
  • критического (рационального) мышления, анализа и оценки научной информации;
  • применения основных методов естественнонаучного анализа для понимания и оценки природных и техногенных явлений;
  • использовании творческого подхода в поиске, отборе, обобщении и применении на практике естественнонаучной информации.

Формируемые компетенции

Готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

Направления подготовки

07.00.00 Архитектура
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии
20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство
27.00.00 Управление в технических системах
29.00.00 Технологии легкой промышленности
34.00.00 Сестринское дело
35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
36.00.00 Ветеринария и зоотехния
37.00.00 Психологические науки
38.00.00 Экономика и управление
39.00.00 Социология и социальная работа
40.00.00 Юриспруденция
41.00.00 Политические науки и регионоведение
42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
43.00.00 Сервис и туризм
44.00.00 Образование и педагогические науки
45.00.00 Языкознание и литературоведение
46.00.00 История и археология
47.00.00 Философия, этика и религиоведение
48.00.00 Теология
49.00.00 Физическая культура и спорт
50.00.00 Искусствознание
51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты
52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество
53.00.00 Музыкальное искусство
54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств
  • 16 недель

    длительность курса

  • 4 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Бабаева Марина Алексеевна

Кандидат физико-математических наук
Должность: доцент кафедры экспериментальной физики ИФНиТ СПбПУ Петра Великого

Похожие курсы