язык курса
длительность курса
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
Курс предлагает слушателям различные точки зрения на проблему государственного языка как особой формы (функции, сферы) коммуникации. Рассматривает текст Закона «О государственном языке РФ» (от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ) с точки зрения лингвистической составляющей. Демонстрирует модели реализации государственной языковой политики в России и других государствах, в том числе изменение этих моделей в разные исторические периоды
Курс определяет возможный перечень признаков феномена «государственный язык» относительно сходных речевых явлений – деловой стиль современного литературного языка, официальный язык, документный язык, правовая коммуникация и др.
Основная цель курса – предложить проблемный материал о феномене «государственный язык» для формирования собственного представления о нем. Задачи курса: ввести в круг общетеоретических проблем, возникающих в связи с определением государственного языка; дать понятие языковой политики; продемонстрировать различные этапы в истории становления языковой политики в русском государстве; показать общие и специфические подходы в формулировке государственной языковой политики в различных странах; познакомить с содержанием Закона «О государственном языке Российской Федерации».
Курс рассчитан на широкий круг слушателей, имеющих отношение к различным формам государственной коммуникации: на работников и руководителей государственных учреждений, на студентов-филологов, студентов-юристов, студентов-историков, студентов-политологов и студентов-социологов всех форм обучения, на всех, интересующихся проблемами государственной языковой политики.
Курс включает в себя видеолекции, тексты лекций, список обязательной литературы, ридеры, задания для самоконтроля и для экзаменационной аттестации.
http://rg.ru/2005/06/07/yazyk-dok.html
http://rg.ru/2006/11/29/russkij-dok.html
- Общие представления о культуре речи (теория и практика).
- Общие представления о теории русского литературного языка (понятие литературного языка, признаки, понятие нормы).
- Общие представления о функциональном стиле русского литературного языка.
- Общие представления об основных событиях в истории России и мировой истории XVIII – начала XXI века.
Темы и разделы курса:
1. Что такое государственный язык? Разные точки зрения (отрицание существования особого языка (деловой стиль литературного); функция от литературного; только статус, стандартизированная коммуникация между государством и гражданином). Государственная коммуникация и ее структура. Государственный язык и официальный язык.
Цель: Ввести в круг общетеоретических проблем, возникающих в связи с определением государственного языка.
2. Государственный язык как объект языковой политики: общие вопросы. Языковая политика: определение, цели, задачи, виды, объекты, содержание. Языковая политика в многонациональном государстве. Языковая политика и языковое планирование.
Цель: Дать понятие «языковой политики» как системы идеологических, социокультурных, легитимизированных принципов и практических мероприятий в решении языковых проблем в государстве.
3. История языковой политики в России. Основные вехи, содержание, принципы и социокультурные основания. Личность в истории русской языковой политики.
Цель: Продемонстрировать различные этапы в истории становления государственной языковой политики в русском государстве (XVIII-XXI вв.). Показать принципы, лежащие в основе разных подходов в решении языковых проблем в многонациональной России на разных этапах государственного строительства.
4. Особенности языковой политики в зарубежных странах (например: Франция, Швейцария, Китай и др.).
Цель: Показать общие и специфические подходы в формулировке государственной языковой политики в странах современной европейской цивилизации. Обозначить общие и частные проблемы.
5. Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» (от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ). Предыстория принятия Закона. Цели Закона, его принципиальные позиции. Недостатки содержания и формулировок Закона. Филологи о несовершенстве Закона.
Цель: Познакомить с содержанием и целями Закона. Осветить критику указанного ФЗ со стороны филологического сообщества. Обозначить круг проблем, возникающих при знакомстве и – главное - применении Закона.
6. Сферы применения государственного языка (по Закону). Деловой язык как ядро государственного языка. Краткая история русского делового языка, его стилевые особенности и характеристики. «Официальный язык», «язык канцелярии», «деловой язык», «документный язык» и др. – терминологическое разнообразие и разные подходы в описании.
Цель: Продемонстрировать разнородность и разножанровость современного делового языка как стилевую подсистему русского литературного языка и ядро государственного. Показать исторические предпосылки и закономерности большинства характеристик современного русского делового языка. Показать соотношение понятий «современный деловой язык» и «государственный язык».
7. СМИ, реклама, подготовка и проведение выборов и референдумов как сферы использования русского литературного языка в качестве государственного (по Закону). Речевые особенности указанных сфер, проблемы, возникающие при применении норм литературного языка в них. Понятие «государственного попечительства» в сферах СМИ и рекламы.
Цель: Рассмотреть основные проблемы, связанные с использованием (нарушением, осознанным искажением, игрой и др.) норм литературного языка в сферах СМИ и рекламы. Указать противоречия в Законе, повлекшие за собой невозможность реализации части его положений относительно указанных сфер.
8. Государственный язык РФ и русский литературный язык: сходства, различия, точки соприкосновения. Критерии русского литературного языка и государственного языка РФ – возможный алгоритм определения дефиниций. Государственный язык и культура речи: соотношение понятий и речевых феноменов.
Цель: Сформулировать перечень дефиниций государственного языка относительно литературного, указать общее и отличное в понимании русского литературного языка и государственного языка РФ. Определить объем понятия «культура речи» относительно понятия «государственный язык».
9. Проблема определения норм государственного языка РФ относительно норм русского литературного языка. Закон и Постановление правительства РФ о нормах русского литературного языка при его использовании в качестве государственного. Неясность определений норм государственного языка, приведенных в Законе и Постановлении. Справочная литература во исполнение Закона о русском языке как государственном. Критика списка словарей, изложенного в приказе Минобрнауки (№ 195 от 08 июня 2009 г.) «Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка»: недостаточность и некорректность предложенного списка.
Цель: Дать определение норм русского литературного языка и государственного языка в сравнительном аспекте. Продемонстрировать некорректность определения норм русского литературного языка при его использовании в качестве государственного, данного в «Постановлении Правительства РФ (от 23 ноября 2006 г. N 714) «О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации». Информировать о 4-х справочниках и словарях, изложенных в Приказе Минобрнауки №195.
10. Перспективы развития русского литературного языка как государственного языка РФ. Русский язык и другие языки: а) России; б) мира. «Язык межнационального общения» – термин из прошлого или будущего? Перспективы теоретического осмысления проблемы государственного языка РФ в связи с государственной политикой современной России.
Цель: Показать необходимость разноаспектного (лингвистического, юридического, социального, культурно-исторического и т.д.) исследования феномена «государственный язык РФ» в изменившейся политико-государственной ситуации России нач. XXI в. Продемонстрировать «социальный запрос» в современной России на единое коммуникативное пространство в рамках государственной коммуникации. Определить место и статус русского языка как государственного во взаимоотношениях со странами бывшего СССР.
Ожидаемые результаты: слушатель формулирует свое мнение о феномене «государственный язык», определяет перечень его дефиниций, знает проблемные зоны в определении и применении Закона о государственном языке РФ (№53-ФЗ от 2005 г.), имеет представление о языковой политике государства, о связи государственного языка и языковой политики государства.
ОКБ-5 – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе и политической организации общества, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в процессе обучения и в профессиональной деятельности;
ОКБ-7 – способность понимать сущность и значение информации в развитии общества, готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных компьютерных сетях, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
ПК-8 – владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований;
ПК-9 – владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов;
ПК-11 – умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс;
ОКБД-2 – осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности;
ОКБД-3 – стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства.
язык курса
длительность курса
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
Доктор филологических наук
Должность: профессор кафедры русского языка
Доктор филологических наук
Должность: доцент кафедры русского языка
По данному курсу возможно получение сертификата.
Сертификат участника обычно выдается при достижении 60% от общего рейтинга при условии сдачи работ до жесткого дедлайна. Сертификат с отличием, как правило, выдается при достижении 90% от общего рейтинга при условии сдачи работ до мягкого дедлайна.