наверх

Естественнонаучная картина мира

видеоролик о курсе
81 день
До конца записи
  • 16 недель

    длительность курса

  • от 7 до 8 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Задачи курса состоят в том, чтобы студенты, обучающиеся на гуманитарных, обществоведческих и экономических специальностях высших учебных заведений, получили сведения о современных взглядах на природу. Увидели необходимость как рационального, так и образного отражения окружающего мира, место человека в этом мире. Понимали различие между точным знанием, верой, догадками, недобросовестными и тенденциозными интерпретациями наблюдаемых явлений.

Курс посвящен знакомству

  • с формированием естественнонаучной картины мира, современными представлениями о природе;
  • с закономерностями взаимодействия живой и неживой природы на микро, макро и мега уровнях;
  • с пониманием места и роли человека в познании природы.

Мы стараемся показать естественные науки в их взаимосвязи, единстве, многообразии.

О курсе

Основные разделы курса основываются на школьных знаниях по физике, химии, биологии, астрономии, но не повторяют их. Деление естествознания на частные науки связано с удобством исследователя, природа же едина.

Курс разделен на несколько частей (разделов).

Первая посвящена основам методологии науки, позволяющим определить место и роль естественно-научной картины мира среди других: философской, религиозной, художественной. Здесь же рассматриваются методы познания, анализируется роль научного наблюдения и эксперимента в познании природы, студентам предлагается провести простейшие измерения и оценить погрешности.  Не остается без внимания и история естествознания.

Во второй части студенты знакомятся с представлениями о Вселенной, звездах, Солнечной системе и наконец, планеты Земля. При этом реализуется два подхода: первый позволяет понять всю сложность строения и движения космических тел, второй - их развитие в различных временных масштабах. Греки Космосом называли мир упорядоченный, прекрасный в своей гармонии в отличие от Хаоса – первозданной сумятицы. Все наши знания о Вселенной происходят из наблюдений. Единственным источником информации является свет, пришедший из дальних миров.

Третья часть посвящена наиболее общим естественнонаучным категориям (пространство, время, взаимодействиям) и микромиру. Мы говорим об элементарных частицах, атомах, корпускулярно-волновом дуализме, фундаментальных взаимодействиях, границах нашего знания.

Формат

Рассмотрение учебного материала происходит на двух уровнях: базовом и повышенном. Базовый – основной уровень изучения предмета позволяет получить достаточную для зачета подготовку и освоить основные компетенции. Повышенный уровень рассчитан на интересующихся естествознанием и желающих узнать больше об удивительном мире природы.

Каждый раздел курса сопровождается видео лекциями, гипертекстовыми учебными материалами, учебными заданиями, кроссвордами и тренировочными тестами. Контроль освоения материала осуществляется после каждого раздела с использованием тестовых заданий.

  1. Бабушкин, А.Н. Современные концепции естествознания: курс лекций: учебное пособие по дисциплине «Концепции современного естествознания» для гуманитарных направлений и специальностей / А.Н. Бабушкин. – СПб. [и др.]: Лань; М.: Омега-Л, 2004. – 221 с.
  2. Горбачев, В.В. Концепции современного естествознания: учебное пособие / В.В. Горбачев, В.М. Безденежных. – М.: Экономистъ, 2004. – 446 с
  3. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие для вузов по гуманитарным специальностям / А.А. Горелов. – М: Высшее образование, 2006. – 335 с.
  4. Дубнищева, Т.Я. Концепции современного естествознания: основной курс в вопросах и ответах / Т.Я. Дубнищева. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2003. – 406 с.
  5. Карпенков, С.Х. Основные концепции естествознания: Учебное пособие для вузов / С.Х. Карпенков. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004. - 208 с.

Требования

Общеобразовательный уровень полной средней школы.

Программа курса

Введение

Раздел 1. Основы методологии наук о природе

1.1. Что такое наука? Гуманитарные и естественные науки

1.2. Методы познания природы. Измерения в науках о природе

1.3. История развития естествознания. Наука. Техника. Технология

Раздел 2. Космос

2.1. Вселенная

2.2. Звезды

2.3. Солнечная система

2.4. Земля

Раздел 3. Формы существования материи

3.1. Представления о пространстве и времени

3.2. Фундаментальные взаимодействия

3.3. Вещество. Реальность атомов и молекул

3.4. Квантовый мир. Двойственная природа микромира

Результаты обучения

В результате изучения курса, обучающиеся будут способны:

  • осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
  • воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
  • критически оценивать информацию и уметь выявлять в потоке информации лженаучные попытки манипулирования;
  • собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам.

Бабушкин Алексей Николаевич

Д-р физ.-мат. наук
Должность: профессор, директор школы наук

Мальцев Алексей Владимирович

Канд. биол. наук
Должность: доцент кафедры общей и социальной психологии

Тептина Анжелика Юрьевна

Канд. биол. наук
Должность: доцент кафедры биоразнообразия и биоэкологии

Пауков Александр Геннадьевич

Канд. биол. наук
Должность: доцент кафедры биоразнообразия и биоэкологии

сертификат об окончании курса

Сертификат

Сертификат с прохождением процедуры идентификации личности.

Похожие курсы