наверх

Основы гуманитарной географии

29 дней
До конца записи
  • Русский

    язык курса

  • 15 недель

    длительность курса

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

  • Стоимость 3 600 Р

    за обучение

О курсе

Предлагаемый курс лекций посвящён гуманитарной географии и её составной части  туристической  географии. Обе эти науки соединяют физическую географию с экономической, а их вместе – с историей и оздоровлением. Тем самым,  они выступают одной из форм естественнонаучной и гуманитарной интеграций.   
Веками физика и философия, медицина и образование шли навстречу друг другу в целостном познании человека и его окружения. Сегодня они сошлись на нескольких рубежах. Один из них образует гуманитарная география. Гуманитарная география занимает центральное и общенаучное положение в западной географической  школе. Её положение   сопоставимо с  общим землеведением среди физико-географических наук.  Гуманитарная география достаточно "старая" наука, ведущая начало от антропогеографии, и вместе с тем достаточно молодая, утверждению которой способствует массовый туризм и определённая деидеологизация науки.  
Если в природопользовании в центре внимания находится воздействие человека на географическую среду, то в фокусе гуманитарной географии (географии человека/ антропогеографии) лежит воздействие географической среды на человека. В туристической же географии центр смещен на восприятие человеком географической среды. 
Частью гуманитарной географии является  туристическая география - наука об  образовательно-оздоровительных ресурсах географической среды и её красоте. Туристическую географию мы определяем как науку об образовательно-оздоровительных и эстетических ресурсах географической среды. Это прекрасная наука о прекрасном в среде путешествия.
Туристическая и гуманитарная география дают новое дыхание страноведению, краеведению и на их обновлённой основе россиеведению. Особая их сила заключена в публицистичности и журнализме, которые особенно важны в целях сближения науки с обществом в век рекламы и имиджевых продвижений. 
Целью курса назовём освоение знаний об  образовательно-оздоровительных ресурсах географической среды. 
Его задачами мы выдвигаем 
- формирование представлений о возможностях образования, познания, оздоровления в среде путешествия;
- осмысление новых тенденций междисциплинарной естественно-гуманитарной  интеграции широкого круга наук о Земле и  человеке. 
 

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная).

Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с  проверкой результатов.

Важным элементом изучения дисциплины является участие в обязательном задание - творческой работе.

В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса. 

Требования

Курс рассчитан на слушателей естественно-гуманитарных интересов и адресован всем интересующимся географией, туризмом, образованием и оздоровлением. Он рассчитан на широкую аудиторию слушателей.
 

Программа курса

Курс состоит из 3 тем (разделов ).

Тема 1. Гуманитарно-географические  факторы формирования (пост)пандемической модели образования и оздоровления.
Первая тема  раскрывает  интегрирующую  и междисциплинарную роль гуманитарной географии и туристической географии. Они дают новое дыхание страноведению и краеведению. Ландшафтная парадигма обретает  с гуманитарной и туристической географией лечебно-оздоровительную высоту. 
Демонстрируется усугубление значения географического фактора  в связи с пандемией. Рекреационной реакцией населения на пандемию явились сельский туризм и дачная деурбанизация. С ними создаются предпосылки для  возрождения глубинной сельской России. 
С туризмом идет стихийная географизация населения и беспрецедентный рост популяции хорошо образованных индивидуалов, профессионально не связанных с научной деятельностью. Этот, можно полагать, самый серьезный вид отдыха, возможно,  станет новой основой верификации науки и ее развития. Наука о туризме исследует туризм как важный феномен человеческого существования. Но и стихийно возникающая «народная наука» в определенной степени изучает науку. 
С  пандемией появились суждения о конце туризма. На деле это скорее его перезагрузка.  Ведь с пандемией многие научились работать на удалёнке, а значит, стерлись грани между трудом и отдыхом.  Многие уезжают далеко от места работы и успешно работают. Оказалось, что можно  работать, пребывая в путешествии и путешествовать, не отрываясь от работы. Пандемия обеспечила примат нематериальных благ. Вещами стало не обязательно обладать, их можно арендовать. Важнее оказалось то, что не купишь. Не покупаются, прежде всего, здоровье, образование и впечатления. Их даровать в немалой степени может туризм.  Сфера туризма размылась и он вступил в повседневную жизнь.  Значит, завтра все в еще большей степени может стать туризмом.
Особое внимание уделяется ландшафтотерапии как новом научном направлении, ориентированном на исцеление оздоровительными воздействиями ландшафтов. Исцеление не синоним лечения. Целью ландшафтотерапии, как туризма в целом, можно считать повышение качества жизни даже если идет оно наперекор болезням и недугам. В условиях пандемии самое время осознать исцеляющее значение красивых ландшафтов.  Пандемия послужила переориентированию географии и экологии от преобразования природы и ее охраны к преображению человека и его спасению.

Подтема 1. Гуманитарная география 
Предмет и задачи современной географии
Философско-физическая география. Физическая карта мира в исторических судьбах. Антропогеография  (география человека) как составная часть землеведения. 
Как исчезла в СССР  география человека. Дегуманизация советской географии.  Естественно-гуманитарная основа географии. Две основные и равноправные ветви географии – общее землеведение и страноведение. Развитие на Западе гуманитарной географии. Современная гуманитарная география

Подтема 2. Гуманитарно-географические факторы формирования
(пост)пандемической модели образования 
Страноведческая составляющая географической науки. Пандемическое измерение стран.   
Итоги борьбы с коронавирусом принимаются за индикаторы жизнеспособности государств. По данным о числе заболевших и умерших на 1 миллион прослеживаются межнациональные различия в успехах борьбы с коронавирусом. Демонстрируется, что пандемия обостряет межстрановые и межцивилизационные различия и усугубляет значение географического фактора в жизни общества. 
(Пост)пандемические трансформации рекреации и туризма. С пандемией COVID-19 еще более ослабла прикованность человека к рабочему месту и возросла его независимость. Завтра все в еще большей степени может стать туризмом. 
Мегатренды постмодерна. Воздействие постмодерна и его философии релятивизма на образование и туризм.  Интегрирующая и междисциплинарная роль туризма постмодерна, вовлекающего в процессы географического познания самые широкие слои населения. 
Туристическая география как часть гуманитарной географии 
Туристическая география как наука об аксиологических и образовательно-оздоровительных ресурсах географической среды. Рекреационная или туристическая? 
Путешествия и экскурсии служат эффективным средством наполнения учащихся именно теми знаниями, что пригодятся в жизни. 
Туризм способствует возрастанию значения географии в жизни общества и образовании.  
Народная география. Туризм в географизции населения.
Краеведение. 

Подтема 3. Гуманитарно-географические следствия пандемии.  
Ускоренное развитие цифровой экономики в активизации сельского туризма и дачной деурбанизации, как рекреационной реакции населения на пандемию. Их значение в создании предпосылок для восстановления брошенных сел и деревень.  
Исцеление ландшафтом. Коронавирусная пандемия усиливает значение уединенных прогулок, краеведения, сельского туризма. Профилактическое значение ландшафтотерапии. Целительной ее силой можно пользоваться чуть ли не все время и почти повсеместно, и на месте стационарного пребывания, и в среде путешествия.
Лечение красотой. Следование природе и есть здоровье, а законы природы – это законы красоты. Предполагается, что целебны все места, воспринимаемые как красивые. Вводится представление о красоте ландшафта как важнейшем природном и оздоровительном ресурсе. Терапевтическая антропность ландшафтов. 
Доверяя своим ощущениям, опыту и интуиции, каждый может установить для себя целительную силу тех или иных ландшафтов.
Ландшафтотерапия интегрирует географию, медицину и науку о человеке.
Пандемия служит переориентации географии и экологии от преобразования природы и ее охраны к преображению человека и его спасению.
Сельский туризм. Гуманитарно-географические особенности нашего питания.

Тема 2. Второй раздел посвящен гуманитарно-географическим технологиям возвышения России и конструированию ее образа, как великой туристической державы. Осмысливается значение пешей ходьбы в становлении русского человека. Обосновывается необходимость возрождения россиеведения.  Освещается  биосферно-терапевтическое значение России. Безлюдность и холодность России – это ее беда, и одновременно и национальное достояние, определяющее высокие стандарты качества жизни россиян. В этом свете рассматриваются холодные перигляциальные среды и их значение для высокогорного и высокоширотного туризма. В целях сближения высокогорных и высокоширотных  стран выдвигается идея создания межполушарной высокоскоростной железной дороги.
 
Подтема 4. Гуманитарно-географические технологии возвышения России и конструированию ее образа, как великой туристической державы.  Биосферно-терапевтическое значение России. Ценность сохранившейся природной  среды России, ее насыщенного отрицательными ионами кислорода воздуха, талых вод, экологически чистой пищевой продукции. Страна идеальна для массового развития экологического и экстремального туризма даже при невысоком уровне сервиса. Увеличение числа в ней туристов приведет и к повышению уровня коммуникаций и инфраструктуры. Россия на рынке экосистемных и оздоровительных услуг. Целительные ландшафты России.
Конструирование  положительного образа России.  Туризм как плацдарм борьбы за Россию. Пространство России в ее имиджевом продвижении. Как ни у одной из стран мира, география может служить у России ее философией и национальной идеей не только из-за обширности пространств, но еще из-за размытости исторических пределов.
Из всех отраслей экономики больше всех в возвышении своей страны заинтересована туриндустрия, ориентированная на внутренний въезд. Для многих государств конструирование притягательного портрета их стран становится поважнее укрепления военно-экономического могущества. На этот заказ ежегодно выделяются средства, входящие в число приоритетных расходных статей государственного бюджета. Лучшее, что можно сделать для конструирования России как великой туристической державы, это прививать любовь к ней. А любовь начинается с восхищения. Туризм позволяет капитализировать этот ресурс. У нас есть чем восхищаться. Это наши имперские атрибуты и положение на перекрестке цивилизаций, бурная история катастроф. История многих народов мира выводится из России. 
География может служить у России ее философией и национальной идеей, ее идеологией не только из-за обширности российских пространств, но еще из-за размытости исторических пределов России.        
Путешествия и походы в становлении России. Становление России и ее освоение шло в непрерывных походах и путешествиях. Из-за этого желания уйти за горизонт, уплыть за поворот и сформировалась самая грандиозная страна на планете. Сам характер русского человека создавался в покорении самых обширных в мире равнин, в дальних походах и скитаниях, в религиозном паломничестве, в непрерывной многокилометровой пешей ходьбе. Быт и формы расселения русских таковы, что даже проживая на одном месте, человек вынужден много ходить. Пешеходные путешествия изначально присущи русскому человеку. Ныне эта особенность исчезает из народного характера.
Возрождение россиеведения.  
Русская территориальная экспансия.

Подтема 5.  Гуманитарная география высокоширотных и высокогорных стран.  На холодных краях биосферы. 
Современные  перигляциальные среды. Перигляциосфера
Типология современных перигляциальных сред. Молодость ландшафта и архаичность его элементов. Общность современных перигляциальных сред и их значение 
для высокогорного и высокоширотного туризма. Его отличительные особенности 
заключены в широких открытых панорамах, значительной продолжительности дня, в большой площади природных охраняемых территорий. 
Туризм открывает новые перспективы, но и создает риски для высокогорных и высокоширотных сред.
Горный туризм и альпинизм. Горный туризм для дачно-коттеджнного отдыха.
Арктический туризм. Границы Арктики. Демография Арктики
Число туристов в Арктике. Туризм все более превращается в главный фактор человеческого присутствия в высокогорьях и Заполярье. По некоторым из арктических субъектов число туристов превышает численность местного населения в десятки раз.
Циркумполярный морской путь. 
Туризм меняет идеологию освоения высокогорных и высокоширотных областей от 
освоенческо-покорительной с категориями риска к аксиологической с категориями 
красоты.

Подтема 6. Гуманитарно-географическое значение планетарной железной дороги. 
Актуализация полузабытого.  О выходе  России к Индийскому океану   
Межполушарный мегапроект. Благодаря прогрессу транспортных и сетевых 
технологий, экологически чистые и безлюдные высокоширотные и высокогорные (перигляциальные) пространства становятся все более привлекательными для 
человека. Железнодорожные проекты Китая выводят Россию на мировой 
перекресток дорог и к самым высоким горным  цепям Гималаев, Каракорума, Гиндукуша. У России открываются также уникальные возможности для развития горного туризма и альпинизма. 
Комплиментарность высокогорного Китая и высокоширотной России. 
Высокогорья китайского Тибета и Куньлуня с резко континентальным климатом 
во многом схожи с природными условиями континентального Российского Севера.
Выход Транссиба к Берингову проливу позволяет повысить качество жизни жителей отдаленного Северо-Востока России и воспрепятствовать главной 
опасности для России — депопуляции региона. Предлагается создание  железнодорожного пути от Южной Африки к Аляске и далее к мысу Горн. Мегапроект межполушарной железной дороги  
способен объединить разнонаправленые усилия США, Китая, Индии, Канады, Японии, России и других стран постсоветского пространства и Евросоюза.

Тема 3. Предметом третьего раздела выступают всё возрастающие неопределённости в развитии общества. Насущной становится разработка стратегий выживания как нового императива географической науки.  Прослеживаются возможности геотуризма в расширении предметного поля геологии, географии и геоморфологии.  . 
Обосновывается, что  положенный в основу современной науки фундаментальный догмат о случайности исчерпал себя и нуждается в замене антропным принципом цели. Он ставится в основу мировоззрения современного человека. Появление антропного принципа, выдвигающего человека в центр мироздания, созвучно естественно-гуманитарному единению географии. Смысл знаний вновь становится субъекто-(человеко-) мерным.

Подтема 7. Катастрофизм как методологическая программа 
Возрастание неопределенностей
Туризм в сохранении архаик. Важность сохранения архаик. Перигляциальные 
среды насыщены архаичными элементами быта и техниками выживания. 
В свете грядущих катастроф их сохранение поважнее разработок нового хайтека. 
С ХХI веком человечество вступает в эпоху возрастания всевозможных неопределенностей, связанных со случайностью и многовариантностью будущего. Катастрофы демонстрируют недостаточность опыта прошлого для прогнозирования будущего. С ростом сложности техносферы происходят упрощение ее разнообразия и риск катастрофического исхода. В связи с
коронавирусной инфекцией еще более насущной стала разработка стратегий выживания как нового императива географической науки.
Любая крупная катастрофа наглядно смыкает физическую географию с географией экономической и вместе с тем оказывается за пределами пристального рассмотрения как той, так и другой. Поэтому важнейшей темой гуманитарной географии следует признать те угрозы, что уже могли угрожать человечеству, и те, что могут дестабилизировать его в будущем. 

Подтема 8.Геотуризм как встреча с непознанным.
Георазнообразие, геонаследие и геопарки. Если экотуризм опирается на биоразнообразие, то в основе геотуризма лежит разнообразие геологических структур, минералов, горных пород, окаменелостей и форм рельефа. Значение геопарков в  консервации геонаследия и  перспективы их создания в России. Предлагается расширение их сети на основе  опыта деятельности геологических отделов музеев. 
Геотуризм создает наиболее наглядное представление о размахе и мощи былых природных катастроф.  Во всех формациях горных пород обнаруживаются следы гигантских и скоротечных водных катастроф глобального масштаба. Непредвзятому взгляду они открываются повсюду — 
в гигантских складках и напластованиях горных пород, в обрывах и карьерах, в валунах морен, в залежах окаменелостей. Судя по всему, картина земной и человеческой истории была очень динамичной и «сотрясаемой». Внезапных катастроф в истории Земли могло быть много. 
Грандиозные катастрофы планетарного масштаба проносились над миром и 10–12 тыс. лет назад, и в другие времена. Все яснее вырисовывается катастрофическая и, вероятно, антислучайная картина истории планеты.
Рассматриваются возможности геотуризма в расширении предметного поля геологии, географии и геоморфологии. Наряду с деятельностью геологических музеев, геотуризм видится одним из главных путей интеграции наук о Земле  с обществом.  От любительски занимающихся наукой 
людей можно ожидать верификации научного знания и новых прорывов в науке.
Геотуризм становится одной из основных форм туризма и способствует возвышению науки о Земле в обществе. 

Подтема 9. Методологический потенциал телеологического принципа цели.
Возвращение к антропокосмизму. 
Два ключа к прошлому. Доисторическое прошлое в геологии считается похожим на настоящее «настоящее – ключ к прошлому». Согласно Кювье, «окаменелость – ключ к прошлому». Исследователь вскрывает этим ключом фундаментальный 
разрыв настоящего с доисторическим прошлым, поскольку никакие окаменелости сегодня не накапливаются. Появление доктрины о ледниковом периоде.
Учение о целях. В основу современной науки положен фундаментальный догмат случайности. 
Подмена цели случайностью. Методологический потенциал телеологического принципа цели.
Антропный принцип. Его приложение к биосфере. Направленная кодировка. Глобальные вымирания в свете антропного принципа.
Антропность геологических катастроф. Антропные очертания материков. 
Сколько же лет биосфере? Эсхатологические ожидания. Две онтологии
Появление антропного принципа, выдвигающего человека в центр мироздания, созвучно естественно-гуманитарному единению географии. Антропный принцип ввел субъекта в макромир Вселенной. Туризм же внедряет субъекта в окружающий нас мезомир, мир географии. Смысл знаний вновь становится субъекто-(человеко-) мерным.
Антропность мироздания способствует как естественно-гуманитарному единению науки, так и гармонизации  науки и религии.

Результаты обучения

Знать: 

  • основные представления гуманитарной и туристической географии; 
  • содержание  проблем  междисциплинарной естественно-гуманитарной  интеграции наук о Земле и  человеке. 

Владеть: 

  • гуманитарно-географическими знаниями для исследования глобальных и региональных  закономерностей.

Уметь:

  • представлять результаты научного исследования в сфере гуманитарной географии в форме докладов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений.

Формируемые компетенции

ОПК-2. Способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, социальных, территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности.

Направления подготовки

Знания

 

Умения

 

Навыки

 

Контактная информация:

Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержкиsupport@distant.msu.ru

Голубчиков Юрий Николаевич

Кандидат географических наук, доцент
Должность: ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Сертификат

Электронный сертификат слушателю выдается при достижении 41% от итоговой оценки за курс и успешной итоговой аттестации. Сертификат с отличием, как правило, выдается при достижении 82% от итоговой оценки за курс и успешной аттестации с баллом за итоговый тест от 82%.

Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности - 3600 Р.

Похожие курсы