наверх

Московский университет в эпоху реформ и революций

28 дней
До конца записи
  • Русский

    язык курса

  • 18 недель

    длительность курса

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Целью изучения дисциплины «Московский университет в эпоху реформ и революций: 1848–1921» является формирование у слушателей системного представления о классическом (исследовательском) университете и его генезисе в России на примере изучения истории Императорского Московского университета в 1848–1921 гг.

Важной чертой развития Московского университета в 1848–1921 гг. было его синхронное становление с университетом Берлинским, считавшегося образцовым примером «классического университета». Нормы и ценности «гумбольдотовской модели» университета (свобода преподавания и свобода обучения) были усвоены в России благодаря нескольким поколением русских ученых, формировавшимся как исследователи в Европе. Однако новый научный императив и особые представления о миссии университета, характерные для профессорской корпорации Московского университета, пришли в столкновение с ведомственным отношением к университетскому образованию со стороны Министерства народного просвещения и своеобразным отношением к науке и просвещению, свойственным студенчеству. В результате разнохарактерного влияния основных агентов университетской жизни на трансфер и адаптацию университетской идеи в Россию, процесс утверждения ценностей классического университета происходил в России болезненно. Как следствие, в начале ХХ века Московский университет оказался в ситуации кризиса, что в условиях революции 1917 года привело к исчезновению того интеллектуального пространства, которые стремились создать несколько поколений русских ученых.  Впрочем, несмотря на это роль людей университетской культуры в создании образов и смыслов науки и научного знания для модернизации России столь значительна, что заставляет обратиться к изучению их идей и концепций о значении университетского образования в России.

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная)

Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является участие в творческой работе.

В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса. 

Требования

Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.

 

Программа курса

1.Введение. На пути к классическому университету в России
Что такое «университет», каковы его характерные черты в Европе Средних веков и Нового времени?  Периодизация истории университетов в Европе. Крупнейшие университетские центры, повлиявшие на складывание университетского образования в России. «Университеты» в России до возникновения Московского университета. Основание Берлинского университета: идея университета в Пруссии в эпоху наполеоновских войн. С.С. Уваров и его связи с миром немецких ученых. «Быть русским по духу и европейцем по образованию»: образовательные реформ С.С.   Уварова и Московский университет эпохи С.Г.  Строганова   (1835–1848). Синхронность развития исследовательского университета в Европе и России. Там, где университет – там Европа. Влияние европейских революций 1848 на Московский университет и систему образования в России.

2. «Служить и отрекаться ради науки». Научный императив Т.Н. Грановского и формирование ценностей классического университета в России.
Т.Н. Грановский как личность: основные этапы формирования мировоззрения ученого. Санкт-Петербургский университет во времена студенчества Т.Н. Грановского. Грановский и кружок Н.В. Станкевича. Немецкая классическая философия как предмет изучения русских интеллектуалов. Берлин как центр ученого мира: пространство и инфраструктура науки. Берлинский салон Е.П. Фроловой: формирование представлений о профессорском служении у Грановского. «Старая» и «молодая» профессура Московского университета 1840-х гг.: сходства и различия. «Немецкий студент, начитавшийся французских газет»: Грановский в восприятии «старой профессуры». Наше все: Грановский в восприятии студентов и «молодой профессуры». Университетские лекции Грановского как культурное явление. Публичные лекции Грановского в Московском университете. «Четыре характеристики»: публичный курс Грановского 1851 года. 

3.Традиции Т.Н. Грановского и эпоха Великих реформ.
Наука как преобразующая сила в лекционных курсах Грановского. Общественный оптимизм и вера в прогресс у Грановского. Деятели Великих реформ («люди 1840-х гг.») как ученики Грановского. Крыловская история: формирование этического кодекса профессора Московского университета. Эпоха «мрачного семилетия» (1848–1855) в Московском университете: духовный кризис Грановского. Грановский и празднование 100-летнего юбилея Московского университета. Похороны Грановского и традиции коммемораций в Московском университете. Грановский и студенческое движение эпохи Великих реформ. «Повсюдная наука»: студенты в роли учителей. «Историческая записка» профессоров Московского университета 1861 года: Б.Н. Чичерин о роли Грановского в формировании традиций взаимоотношений профессоров и студентов Московского университета. Грановский как профессор и ученый в дискуссиях о его наследии. Образ Грановского у Ф.М. Достоевского: вопрос об ответственности идеалистов 1840-х гг. за формирование духа нигилизма. Традиции Грановского и кафедра всеобщей истории Московского университета.

4. Университетский устав 1863 года: миссия университета в восприятии профессуры Московского университета
Основные этапы подготовки университетского устава 1863 года. Студенческое движение и университетский вопрос в России на рубеже 1850–1860-х гг. М.А. Корф и Н.И. Костомаров: идея открытого университета в России. Б.Н. Чичерин как идеолог классического университета в начале 1860-х гг. Университетский устав 1863 года в контексте образовательной политики министра А.В. Головнина. «Чичеринская история» (1866–1868 гг.): новая расстановка сил внутри профессорской корпорации Московского университета. Университетская  газета «Московские ведомости» и журнал «Русский вестник» как центры консервативной мысли в пореформенной России. Образ профессора и студента     в консервативной публицистике. «Против течения»: М.Н. Катков, П.М. Леонтьев, Н.А. Любимов как критики устава 1863 года. С.М. Соловьев как лидер либеральной профессуры Московского университета. Дискуссия в прессе о роли немецкой модели университета для развития русских университетов: Н.А. Любимов против В.И. Герье. 

5. Научные школы в Московском университета во второй половине XIX – начале XX вв.: сообщество московских историков.
Профессиональные историки в России до появления университетов. Роль университетских уставов и законодательства об ученых степенях в институализации профессии историка в России. Учебный план историко-филологического факультета Московского университета как основа исторической специализации. Создание инфраструктуры для занятий историей в Московском университете. Традиции лекционных курсов московских историков: Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Семинары В.И. Герье, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского и П.Г. Виноградова. Традиции взаимоотношений с учениками и педагогические доктрины профессоров-историков Московского университета. В.И. Герье как учитель. В.О. Ключевский как учитель. П.Г. Виноградов как учитель. Московская и петербургская школа историков: общее и особенное.

6-7. «Расколотый университет»: 1884–1911.
Введение в действие устава 1884 года в Москве. Бюрократизация университетской жизни. Роль инспектора Московского университета в формировании новой практики университетской повседневности. Инспектор Брызгалов и брызгаловская история 1887 года. Положение профессора по уставу 1884 года. Назначение профессуры Московского университета министром народного просвещения: плюсы и минусы системы. Падение авторитета профессора в университетской жизни. 
«Отдельные посетители»: положение студентов по уставу 1884 года. Границы  легальности и студенческое подполье: развитие земляческих организаций. 
История В.О. Ключевского 1894 года: Союзный совет земляческих организаций и его роль в университетской жизни рубеже веков. Политическое подполье и студенты Московского университета. Студенческие волнения и забастовки в 1899–1907 гг. Закрытие Московского университета в 1905–1907 и   1911   гг.  Студенты и политические партии в России     в начале XX в.  Студенты и революция.  «Усмиритель студентов»:   ректор С.Н.   Булгаков и профессора-академисты в начале ХХ в.  Авторитет профессора: кейсы П.Г. Виноградова и В.И. Герье.
 
8.  Московский университет в городском пространстве.
Университетский квартал на Моховой: история создания.
Клинический городок на Девичьем поле: история создания
Московский университет и городское общественное управление.  Московские «интеллигентные»   гласные.   Типы интеллигентных гласных:   В.   И.   Герье,   С.   А. Муромцев, Н. И. Астров, С. В. Бахрушин, М. М. Новиков. Училищная комиссия Московской городской думы   (МГД),   роль в ней «интеллигентных»   гласных.   МГД и формирование системы начального,   среднего специального и высшего образование в Москве.   Идея бесплатного всеобщего начального образования и ее разработка в МГД. П. Г. Виноградов и план улучшения материального обеспечения школьных учителей. М. М. Новиков и проект внеклассной работы в московской начальной школе. МГД и разработка типовых зданий гимназий. МГД и становление Московского народного университета им. А. Л. Шанявского. В.И. Герье как идеолог социальных проектов в МГД. Профессора-медики Московского университета и их роль в формировании больничной сети в Москве.

9. От императорского к пролетарскому: Московский университет в 1911–1921 гг.
М.К. Любавский как ректор Московского университета. Антикризисная программа Любавского: роль юбилеев в формировании единства профессорской  корпорации Московского университета (юбилеи М.В. Ломоносова и Т.Н. Грановского; Татьянин день как общеуниверситетский праздник). Развитие точных и естественных наук в Московском университете к началу первой мировой войны и выполнение   «оборонного заказа».   Перестройка работы университета на нужды фронта.   Усиление влияния государства на управление университетом. Проект реформ высшего образования во Временном правительстве и профессора-кадеты Московского университета. Университет при Временном правительстве. Большевики и курс на демократизацию университета. Законодательные акты советской власти о высшей школе 1918–1921 гг. года и положение старой профессуры в университете. Противостояние профессорского Совета и общественных организаций университета в   1918–1921.   Последний ректор «старого университета»:   М.М.   Новиков.   Положение   1921   года:   новые принципы управления университетом. 

Результаты обучения

Знать:

  1. Периодизацию истории университетов в Европе и России.
  2. Характерные черты классического университета в дореволюционной России.
  3. Биографии знаковых профессоров дореволюционного университета.
  4. Роль дореволюционного Московского университета в формировании интеллектуальной жизни России
  5. Содержание понятия «университетский вопрос» в России во второй половине XIX  – начале ХХ века.

Владеть:

  1. Системным, междисциплинарным мышлением
  2. Умением оценивать научно-исследовательские работы и научные достижения в области гуманитарных наук
  3. Умением искать и обрабатывать информацию, необходимую для генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.

Уметь:

  1. Находить необходимую научную литературу по истории Московского университета
  2. Заниматься междисциплинарными исследованиями
  3. Формировать предметное поле исследований по истории Московского университета

Направления подготовки

Умения


 

Контактная информация:

Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержкиsupport@distant.msu.ru

Цыганков Дмитрий Андреевич

Кандидат исторических наук
Должность: доцент кафедры истории России XIX века - начала XX века исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Сертификат

Электронный сертификат слушателю выдается при достижении 41% от итоговой оценки за курс и успешной итоговой аттестации. Сертификат с отличием, как правило, выдается при достижении 82% от итоговой оценки за курс и успешной аттестации с баллом за итоговый тест от 82%.

Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности - 3600 Р.

Похожие курсы