наверх

Ислам: история, культура, практика

15 октября - 24 декабря 2017 г.
Курс уже начался
Запись на курс закрыта
Подпишитесь на новости и узнайте дату следующего запуска
  • 10 недель

    длительность курса

  • около 4 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Курс посвящен изучению основ истории, культуры и практики ислама.

О курсе

Курс «Ислам: история, культура и практика» рассматривает и анализирует возникновение ислама как религиозного учения и практики, а также его последующее развитие  как культурной и социально-политической традиции в различных историко-культурных обстоятельствах и регионах. Материал излагается в соответствии с хронологическо-тематическим принципом. Особое внимание в материалах настоящего курса уделено периоду формирования учения ислама и его основным источникам, Корану и «обычаю» (Сунне) пророка Мухаммада. В последующих разделах курса рассматривается борьба идей и столкновение социально-политических движений, опирающихся на различные интерпретации основ мусульманского вероучения. Краеугольным методологическим камнем настоящего учебного комплекса является концепция внутреннего разнообразия, «многомерности» и «многоголосия» мусульманской традиции, а также динамика её взаимодействия с  неисламскими системами ценностей, религиями  и обществами. Учебный комплекс освещает историю, культуру и практику исламских обществ в их историческом развитии, подчеркивая актуальность  исторической памяти и фундаментальных принципов ислама для современных мусульман.

Основная цель курса – усвоение студентами материала по истории, культуре и практике ислама; ознакомление с общим кругом источников и историографией (отечественной и зарубежной) по изучаемой теме, а также с основными проблемами периодизации истории ислама и овладение общими навыками исторического и религиоведческого анализа. Кроме того, настоящий курс готовит студентов к восприятию специальных, углублённых курсов по истории, культуре и практике ислама.

Данная дисциплина имеет принципиальное значение для подготовки специалиста, обладающего целостными системными представлениями об исламском вероучении, его истории, культурных традициях и направлениях, и способного использовать полученные знания как для глубокого осмысления историко-культурных процессов в странах мусульманского мира, так и для совершенствования и развития своего общеинтеллектуального и общекультурного уровня. Кроме того, междисциплинарный подход к преподаванию курса и сравнительный анализ материалов различных научных отраслей (история, религиоведение, культурология, политология) призваны помочь учащимся сформировать чувство веротерпимости и уважения к культуре, традициям и духовным ценностям других религий, народов и обществ.

Требования

  1. Студент, обучающийся по данной дисциплине, должен иметь знания, умения и навыки, соответствующие полному среднему образованию;
  2. Одновременно с изучением данной дисциплины он может иметь или получать знания, умения, навыки и компетенции по дисциплинам: «Арабский язык (или другие языки ислама, в частности, персидский, турецкий, малайский, урду, хауса, суахили)», «География Ближнего и Среднего Востока и [Северной] Африки», которые создают теоретико-методологические и инструментально-прикладные основы компетенций, получающих дальнейшее развитие в ходе прохождения курса «Ислам: история, культура и практика». Наличие вышеперечисленных навыков и компетенций желательно, но не обязательно для обучения по данному курсу.

Программа курса

Ислам: история, культура и практика

Модуль I. Аравия в доисламский период;

Модуль II. Коран и начало ислама;

Модуль III. Основные источники вероучения и права. Формирование основных школ мусульманского права;

Модуль IV. Религия и политика в раннем мусульманском государстве;

Модуль V. Первые мусульманские династии;

Модуль VI. Аскетические и мистические движения в исламе (суфизм);

Модуль VII. Арабо-мусульманская философия: калам и фалсафа;

Модуль VIII. Религиозная политика «пороховых империй» Нового времени. Мир ислама в эпоху модерна и европейской колониальной экспансии;

Модуль IX. Повседневный ислам: базовые принципы и практики ислама;

Модуль X. Искусство ислама.

Результаты обучения

По завершении этого курса учащиеся будут:

Знать:

1. особенности возникновения ислама как религиозного учения и практики, а также этапы его последующего развития  как культурной и социально-политической традиции в различных историко-культурных обстоятельствах и регионах;

2. политическую, религиозную, культурную историю ислама, а также особенности практической реализации установок ислама его последователями сегодня;

3. основную научную литературу по истории ислама и мусульманских обществ в прошлом и настоящем, а также источники по исламу в его историческом развитии и в сегодняшнем мире;

Уметь:

1.  применять различные научные подходы к изучению истории и культуры ислама;

2. самостоятельно работать с научной литературой по истории и культуре ислама, анализировать прочитанный материал и формировать обоснованное мнение по проблемам исламоведения;

3. использовать полученные теоретические и практические знания для проведения исследований в области истории, культуры, религии и  политологии мусульманских стран и этноконфессиональных групп, исповедующих ислам, в странах с немусульманским большинством.

Владеть:

1. основным терминологическим аппаратом по теме курса;

2. базовыми знаниями в области истории и культуры ислама для понимания современного развития стран мусульманского мира;

3. навыкам анализа научной литературы для решения теоретических и практических задач.

Формируемые компетенции

ОКБ-4 - способен понимать значение культуры как формы человеческого бытия и руководствоваться в своей деятельности принципами толерантности, диалога и сотрудничества, готов к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям

ОКБ-5 - способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе и политической организации общества, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в процессе обучения и в профессиональной деятельности

ПК-13 - способность использовать понимание роли традиционных (особенно религиозных) и современных правовых систем народов Азии и Африки в формировании политической культуры и менталитета народов афро-азиатского мира

ПК-14 - способность анализировать и интерпретировать данные отечественных и зарубежных публикаций (включая статистику) о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

КП-53.2          - обладает углубленными знаниями в области истории и культуры ислама

Пиотровский Михаил Борисович

Доктор исторических наук, академик РАН, член РАХ
Должность: генеральный директор Государственного Эрмитажа, декан восточного факультета СПбГУ

Резван Ефим Анатольевич

Доктор исторических наук
Должность: профессор, заместитель директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН

Кныш Александр Дмитриевич

Профессор исламоведения Мичиганского университета
Должность: руководитель Научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов СПбГУ

Маточкина Анна Игоревна

Кандидат философских наук
Должность: старший преподаватель кафедры философии и культурологии Востока Института философии СПбГУ

Уланова Дарья Владимировна

Кандидат исторических наук
Должность: ассистент кафедры арабской филологии

сертификат об окончании курса

Сертификат

Сертификат выдается при условии успешного выполнения контрольных заданий и прохождении итогового аттестационного испытания с прокторингом.

Похожие курсы