язык курса
длительность курса
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
Курс «Основы личностного роста (для лиц с ОВЗ)» направлен на формирование гармоничной личности, адаптированной к социальному взаимодействию в высшем учебном заведении. Зрелость и гармоничность личности определяется адекватной реакцией на внешнее воздействие, а также умением эффективно взаимодействовать с окружающими. Для успешного взаимодействия с окружающими людьми, прежде всего, необходимо адекватно оценить собственные преимущества и недостатки.
Принимая во внимания, что курс рассчитан на лиц с ограниченными возможностями здоровья, отдельное внимание уделяется психологическим особенностям обучающихся с различными нозологиями. Закономерно, что наличие инвалидности влияет не только на восприятие человека окружающими, но и на его отношение к себе.
Цель изучения дисциплины «Основы личностного роста (для лиц с ОВЗ)» состоит в формировании гармоничной личности, адаптированной к социальному взаимодействию в высшем учебном заведении. Зрелость и гармоничность личности определяется адекватной реакцией на внешнее воздействие, а также умением эффективно взаимодействовать с окружающими.
Каждая тема курса адаптируется под особенности студентов с нарушениями слуха и зрения:
1. Для слабослышащих и глухих студентов лекционный материал представлен в виде простых наглядных схем, коротких предложений. Все видеолекции сопровождаются субтитрами.
2. Для слабовидящих и слепых студентов лекционный материал представлены в виде аудиодорожек.
Помимо видеолекций в каждом разделе предусмотрены три уникальные рубрики «Экспертное мнение», «Вопрос-ответ» и «Практика». Для работы над курсом выбраны 6 экспертов в области адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью: дефектолог, клинический психолог, специалист по реабилитации и адаптивной физической культуре, специалист по трудоустройству лиц с ОВЗ, стилист, сурдопереводчик. Каждый эксперт ответил на актуальные вопросы студентов по своей специализации.
В рубрике «Вопрос-ответ» представлены мнения студентов о трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе обучения. Психологи отмечают, что у студентов с ОВЗ есть ощущение, что их проблемы уникальны и у окружающих подобных затруднений нет. Участие студентов в модуле направлено на преодоление этого социального барьера и социальную идентификацию с другими студентами. При подборе студентов с ОВЗ и инвалидностью акцент был сделан на всем спектре нозологий. В работе над модулем приняло участие шесть студентов УрФУ: маломобильные (студенты с дцп и на инвалидной коляске), с нарушениями зрения (слабовидящий и тотально слепой), с нарушениями слуха (слабослышащий и глухой).
Курс направлен на формирование практических навыков, поэтому особое внимание уделяется апробации различных упражнений. В рубрике «Практика» наглядно продемонстрировано, как правильно выполнять задания. У слушателя есть возможность выполнять задания одновременно со студентом в кадре. Таким образом, создается эффект интерактива.
По завершению каждого раздела для подведения итогов студентам предлагаются отрисованные скринкасты. Это подвид графических заметок, когда процесс иллюстрации проходит публично в онлайн-режиме.
Для освоения дисциплины необходимы общие знания школьной программы.
Дисциплина «Основы личностного роста (для лиц с ОВЗ)» включает разделы:
Раздел 1. Формирование адекватной самооценки.
Раздел направлен на формирование практических навыков диагностики самооценки. Студент получает базовые знания о видах и этапах формирование самооценка, затем проходит диагностику и определяет свой уровень. В завершении раздела предложены механизмы по стабилизации самооценки.
Тема 1. Понятие самооценки и ее виды.
Тема 2. Этапы становления самооценки.
Тема 3. Факторы, влияющие на становление и развитие самооценки.
Тема 4. Условия формирования самооценки.
Тема 5. Диагностика самооценки.
Тема 6. Механизмы стабилизации самооценки.
Раздел 2. Искусство самопрезентации.
Раздел направлен на формирование навыков эффективной самопрезентации. Помимо базовой теоретической информации, слушателям предлагаются практические советы по составлению резюме, взаимодействию с аудиторией, самопрезентации в интернете. Особое внимание уделяется значимости чувство юмора в коммуникации.
Тема 1. Правила установления первого контакта.
Тема 2. Чувство юмора как элемент неформальной коммуникации.
Тема 3. Стратегии и тактики взаимодействия с аудиторией.
Тема 4. Развитие навыков аргументации.
Тема 5. Резюме как форма самопрезентации.
Тема 6. Самопрезентация в Интернете.
Раздел 3. Особенности межличностного взаимодействия.
В данном разделе слушатели узнают особенности взаимодействия в малых группах, практические приемы вербальной и невербальной коммуникации. Особое внимание уделяется взаимодействию с профессорско-преподавательским составом.
Тема 1. Особенности межличностной коммуникации в малых группах.
Тема 2. Основные коммуникативные тактики.
Тема 3. Вербальная коммуникация.
Тема 4. Невербальная коммуникация.
Тема 5. Особенности межличностных отношений студентов в инклюзивных группах вуза.
Тема 6. Особенности межличностных отношений студентов с профессорско-преподавательским составом.
Раздел 4. Особенности построения семейных отношений.
Раздел направлен на формирование объективного образа семейных отношений у слушателей с ОВЗ.
Тема 1. Этапы формирования семейных отношений.
Тема 2. Семейные отношения как индикатор зрелости личности.
Тема 3. Факторы, влияющие на становление и развитие семейных отношений.
Тема 4. Особенности семейных отношений у лиц с ОВЗ и инвалидностью.
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-10: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
Знать:
– понятие самооценки и ее видов;
– этапы становления самооценки;
– факторы, влияющие на становление самооценки;
– условия формирования самооценки;
– структуру самооценки;
– особенности самопрезентации в Интернете;
– особенности межличностных коммуникаций в малых группах;
– особенности межличностных отношений студентов в инклюзивных группах вуза;
– особенности межличностных отношений студентов с профессорско-преподавательским составом.
Уметь:
– проводить экспресс-диагностику самооценки;
– определять стиль юмора;
– выбирать коммуникативные тактики взаимодействия с аудиторией в зависимости от ситуации;
– разрабатывать
Владеть:
– навыками разработки резюме;
– навыками вербальной коммуникации;
– навыками невербального взаимодействия;
– навыками конструктивной критики;
– навыками успешной самопрезентации;
– навыками аргументации;
– установления первого контакта.
язык курса
длительность курса
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
Должность: Педагог-психолог Центра инклюзивного образования, старший преподаватель Института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ
Кандидат технических наук
Должность: начальник управления академического развития, УрФУ
Кандидат исторических наук
Должность: ректор УрФУ
доцент
Должность: руководитель отделения оздоровительной физической культуры Института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ, руководитель модуля «Физическая культура и спорт»
Старший преподаватель Института физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ
Должность: куратор по адаптивной физической культуре студентов с ОВЗ и инвалидностью УрФУ
Должность: координатор программ регионального развития и индивидуального сопровождения при трудоустройстве, РООИ "Перспектива", г. Москва
Кандидат психологических наук
Должность: дефектолог
Кандидат психологических наук
Должность: психофизиолог
Должность: переводчик русского жестового языка
Должность: стилист
Должность: Директор центра инклюзивного образования УрФУ
Должность: студент УрФУ
Должность: студент УрФУ
Должность: студент УрФУ
Должность: студент УрФУ
Должность: студент УрФУ