course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Изложение лекционного материала базируется на международных стандартах серии ISO 14040, ISO 14024. Приводится сравнительный анализ программных продуктов для выполнения оценки жизненного цикла. Рассматривается применение оценки жизненного цикла для целей экодизайна продукции и/или упаковки
Курс посвящен вопросам практического применения оценки жизненного цикла для экодизайна продукта и/или упаковки.
Целью курса является развитие компетенций обучающихся, необходимых для выполнения оценки жизненного цикла на основе программных продуктов и применения ее результатов для целей экологического дизайна.
На протяжении изучения курса у обучающихся:
- формируется понимание необходимости выполнения оценки жизненного цикла продукции для реализации концепции устойчивого развития;
- формируются навыки применения международных стандартов ISO 14040, ISO 14024 для анализа и улучшения экологических аспектов продукции на разных стадиях ее жизненного цикла;
- создается представление об оценке жизненного цикла продукции как важном аналитическом инструменте для предотвращения экологических проблем.
Рассматриваются практические примеры выполнения оценки жизненного цикла продукции, получаемой из отходов проиводства и потребеления, на основе экодизайна. Показано, что именно с такого анализа должна начинаться разработка любого продукта.
Данный курс может быть использован как самостоятельный курс или в составе отдельных модулей для образовательных программ магистратуры, а также для программ дополнительного профессионального обучения и повышения квалификации.
Состав курса: видеолекции, видеопрезентации, опросы, тестирование, рассмотрение кейсов и выполнение практических заданий, разработанных в тестовом формате.
Практические работы представлены в виде упражнений на установление соответствия терминов из правой колонки с верным определением из левой; в формате задач с вариантами заданий и ответов к ним.
Оценочные мероприятия по лекционному материалу в формате теста и практических заданий проводятся еженедельно.
Для обучения на курсе необходимо обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
ЗНАНИЯ:
• Обучающиеся знают принципы проведения ОЖЦ, понимают особенности данного метода оценки продукции и его преимущества для разных заинтересованных сторон.
• Обучающиеся знают назначение отдельных этапов и процедур ОЖЦ, понимают сущность и взаимосвязь понятий «продукционная система», «единичный процесс», «функция продукционной системы», «функциональная единица» и «эталонный поток».
• Обучающиеся знают назначение отдельных этапов и процедур ОЖЦ, основные требования стандартов ИСО серии 14040 к выполнению исследования, способы преодоления методологических трудностей ОЖЦ
• Обучающиеся знают естественнонаучные закономерности развития экологических проблем.
УМЕНИЯ:
• Обучающиеся умеют применять подход, ориентированный на жизненный цикл, для оценки экологическго воздействия продукции, производственных процессов, предприятий.
• Обучающиеся имеют навыки выявления единичных процессов, входящих в исследуемую продукционную систему, обоснования критериев установления границ системы, определения функций продукционных систем, функциональных единиц и эталонных потоков, в том числе при выполнении сравнительных ОЖЦ. Могут провести сбор данных о входных и выходных потоках материалов и энергии.
• Обучающиеся обладают основными навыками определения цели и области применения ОЖЦ, проведения инвентаризации жизненного цикла, оценки экологического воздействия жизненного цикла, интерпретации жизненного цикла, представления результатов, получения на их основе выводов и разработки рекомендаций по экологическому дизайну.
• Обучающиеся могут разработать меры по уменьшению воздействия жизненного цикла продукции на окружающую среду
НАВЫКИ:
• Обучающиеся могут мыслить системно, в рамках идеологии «Life cycle thinking», применяя ее в своей повседневной жизни и в профессиональной сфере.
• Обучающиеся разбираются в современных требованиях по оценке и управлению значительными экологическими аспектами в жизненном цикле продукции, способны принимать решения для улучшения состояния окружающей среды в соответствии с интересами общества.
• Обучающиеся способны транслировать новые знания для повышения экологической грамотности и экологической ответстветсвенности персонала предприятий
В процессе обучения используются SimaPro и OpenLCA.
Неделя 1. Цели и задачи LCA и возможности применения для управления отходами
Упражнение 1.1. Тест
Практическая работа 1.1. Анализ программных продуктов для оценки жизненного цикла
Неделя 2. Программное обеспечение для выполнения LCA
Упражнение 2.1. Тест
Практическая работа 2.2.
Разработка продукционной системы упаковочных материалов
Практическая работа 2.3. Расчет категорий воздействия упаковочных материалов
Неделя 3. Применение SimaPro в управлении отходами
Упражнение 3.1. Тест
Практическая работа 3.2 Разработка продукционной системы для строительных материалов из отходов
Неделя 4. Применение LCA для зеленого маркетинга
Упражнение 4.1. Тест
Практическая работа 4.1. Расчет экологических категорий воздействия строительных материалов произведенных из переработанных отходов
Неделя 5. Применение LCA для экологического проектирования продуктов и процессов
Упражнение 5.1. Тест
Неделя 6. Практическая работа с кейсами
Практическая работа 6.1. Работа с кейсами по вариантам задания
Неделя 7. Экзамен
Проводится в форме теста
РО-1 Знание на уровне представлений
РО-2 Умения теоретические
РО-3 Умения практические
РО-4 Навыки
18.04.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Кандидат технических наук, доцент
Position: Доцент факультета биотехнологий Университета ИТМО
Position: Старший преподаватель факультета биотехнологий Университета ИТМО