наверх

Возрастная психология образования

  • Русский

    язык курса

  • 10 недель

    длительность курса

  • около 4 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

 

Данный онлайн-курс – своего рода ликбез для начинающих и будущих учителей, которые уже овладели предметным содержанием, но еще плохо представляют, как настроить свою программу под конкретный возраст. Ведь те форматы уроков, заданий, стиль общения, которые интересны младшим школьникам, уже не «зацепят» подростков, а приемы для средних классов не будут работать в старших.

На курсе две вводные лекции – о том, как вообще применять в работе данные возрастных психологов, как сочетаются обучение и развитие на разных этапах жизни, – и восемь лекций по каждому возрасту: от младенчества до старости. В каждой из них – базовая навигация для тех, кто хочет узнать о работе с конкретным возрастом больше, и необходимый минимум инструментов.

Курс предназначен для:

- практикующих педагогов;

- студентов магистратуры, получающих педагогическое образование, уже имеющих первичный практический педагогической опыт;

- студентов бакалавриата различных направлений подготовки, которые занимаются на майноре по получению педагогических компетенций;

- заинтересованных родителей.

О курсе

Цели освоения онлайн-курса:

- освоение основных теоретических позиций о закономерностях развития в онтогенезе и возрастной нормы развития;

- возможность применения знаний о возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов;

- создание целостного видения развития человека в онтогенезе и понимание инструментов и средств применения этих знаний в практике образования на разных ступенях.

Специфика познания у детей разных возрастов и взрослых отличается: свои закономерности развития, психологические особенности, формы деятельности. Курс разработан с опорой как на достижения возрастной психологии, так и на запросы учителей-практиков – какие акценты в содержании уроков лучше сделать, какие подходы созвучны конкретному возрасту.

Полный спектр – как учить от пеленок до пожилого возраста – нужен не всем, но формат онлайн-курсов позволяет каждому собрать нужные лекции, как пазл. Впрочем, педагогу, даже если он ведет занятия у одной возрастной группы, неплохо было бы знать про своих учеников, что было до и что будет после. Курс будет полезен даже не профессионалам – например, родителям, которые хотят активно развивать своих детей еще до школы.

Учителю курс поможет проанализировать свой опыт. Практические задания строятся и на рефлексии, когда педагог анализирует, какие приемы работали, а какие нет в его классе, и на исследовании: наблюдает за детьми, изучает то, как они воспринимают его уроки. Практика построена на взаимной проверке: слушатели разбирают работы друг друга, получив для этого подробные инструкции и критерии. К каждому фрагменту лекции даны практические задачи, которые слушатели могут выполнять по своему интересу.   

Основные навыки будут связаны с присвоением алгоритма построения образовательных программ и педагогических действий с учетом психологических особенностей возраста в зоне ближайшего развития обучающихся.

Курс в дистанционном формате адресован студентам бакалавриата или магистратуры, которые получая профессиональное образование в различных предметных областях и направлениях подготовки, нацелены реализовать себя в педагогической деятельности с различными возрастными группами учащихся. Даже если студент предполагает работать с конкретной возрастной группой, курс будет ему полезен для понимания общих закономерностей развития обучающихся, что происходило в развитии до того возраста, с которым нацелен работать студент, и что будет происходить после.

Курс предполагает общие теоретические вопросы разбирать на конкретных кейсах; включает исследовательские и практические задания, которые позволят слушателям реально присвоить предлагаемый психологический инструментарий в своей педагогической практике.

Формат

Курс состоит из 10 недель. Каждая неделя содержит видеолекции, тестовые задания и материалы для самостоятельного изучения. В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса. 

  1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2007.
  2. Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. № 2. С. 62–74.
  3. Давиденко Н.В. Развитие пространственно-временной ориентации младших школьников. М.: «Принта», 2001.
  4. Давыдов В. В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка // Психическое развитие младшего школьника. М.: Педагогика, 1990. С. 12—27.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996.
  6. Джексон Ф. Жизнь в классе. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.
  7. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. СПб.: Экономическая школа, 2001.
  8. Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2010.
  9. Дубровина И.В. Идеи Л.С. Выготского о содержании детской практической психологии // Психолого-педагогические исследования. 2013. №3.
  10. Дудина М.Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2020.
  11. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 43–49.
  12. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Психологические основания современной геронтогогики.

Требования

Для усвоения курса важны общие способности:
- способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;
- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;
- способность к самоорганизации и самообразованию.

Специальные психолого-педагогические знания для освоения курса не требуются. Курс является пропедевтическим для неспециалистов в области психологии и педагогики для вхождения в профессиональное поле педагогической деятельности.

Для выполнения курса предполагается наличие простейшего доступного оборудования для видеосъемки. Полная реализация курса предполагает модель реализации смешанного обучения с сопровождением на цифровой платформе по примеру https://online.hse.ru/

Где лекционная часть курса и задания представлены в данном курсе. А разбор заданий, проработка конкретных кейсов может быть реализована в групповых формах работы в очном формате.

Программа курса

  1. Введение в психологию развития и возрастную психологию.
  2. Культурно-историческая психология образования: возрастной аспект.
  3. Младенчество – вхождение в мир.
  4. Раннее детство – от действия к мысли.
  5. Дошкольное детство – игра и познавательная активность.
  6. Младший школьник – учебная деятельность и умение учиться.
  7. Отрочество – общаться и/или учиться?
  8. Юность – жизненное и профессиональное самоопределение.
  9. Молодость – обучение и вхождение в профессию.
  10. Зрелость и старость: чему и как могут учиться взрослые?

Результаты обучения

В ходе курса студенты:
- узнают основные закономерности развития и возрастные нормы развития, без которых трудно построить адекватную практику обучения;
- освоят методы психологического анализа ситуаций педагогического взаимодействия с учетом возраста обучающихся;
- присвоят понимания задач развития в соотношении со способами обучения на разных возрастных ступенях;
- научатся подбирать методы обучения в соответствии с возрастными задачами развития;
- смогут продумать свою педагогические практические действия с учетом зоны ближайшего развития и возрастных задач развития учащихся.

Формируемые компетенции

  • ОПК-1 Готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
  • ОПК-3 Готовность к психологопедагогическому сопровождению учебновоспитательного процесса.

Направления подготовки

Отзывы о курсе

Обухов Алексей Сергеевич

Кандидат психологических наук, Доцент
Должность: Доцент Департамента образовательных программ, Институт образования

Поливанова Катерина Николаевна

Доктор психологических наук, Профессор
Должность: Научный руководитель Центра исследований современного детства, Институт образования НИУ ВШЭ

сертификат об окончании курса

Сертификат

Стоимость доступа ко всем материалам курса, возможности пройти экзамен с прокторингом и получить сертификат составляет 3600 рублей.

Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности - 3600 Р.

Похожие курсы