course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Целевая аудитория данного онлайн-курса – студенты, изучающие историю и историческое познание.
Задача курса – показать сопряженность теории и истории исторического знания в контекстах меняющейся исторической культуры.
В основе online курса соответствующий курс, читаемый бакалаврам факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики».
Оригинальность данного онлайн-курса обусловлена рассмотрением (1) теории и истории исторического знания во взаимосвязи, (2) истории исторического знания на основе понятия «историческая культура»; (3) развития исторического знания и его методологических оснований в России / СССР и странах Европы (и США) в сравнении.
В рамках курса анализируются механизмы дифференциации типов историописания и видов историографических источников, а также трансформация исторического знания и способы его презентации при смене моделей исторической науки и ее словарей.
Курс направлен на формирование у студентов навыков методологической рефлексии в ходе собственных исторических исследований и при обращении к историографическим произведениям разных типов и видов.
Цели курса:
– овладение методами науковедческого и социокультурного анализа исторического познания;
– выработка понимания парадигмального характера истории исторического знания;
– освоение теоретических основ исторического познания.
В результате освоения курса студент должен
– знать основные парадигмы исторического знания;
– освоить метод историографического анализа;
– уметь применять теоретические знания в практике исторического исследования;
– иметь навыки науковедческого и социокультурного анализа исторического знания.
Изучение курса базируется на следующих дисциплинах:
– философия,
– источниковедение.
Обучение проходит дистанционно. Курс состоит из 14 лекций от 60 до 90 мин, внутри которых встроены неоцениваемые вопросы. На каждой неделе будет предоставлен оцениваемый тест примерно из 7-14 вопросов, итоговый экзамен из тестов.
Источниковедение: учеб. пособие / отв. ред. М.Ф. Румянцева. 2-е изд. М.: ИД ВШЭ, 2019.
Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания: учеб. пособие. СПб.: Алетейя. Историческая книга, 2007
Для освоения курса студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
– знать основные эпистемологические парадигмы;
– понимать природу исторического источника и его роль в историческом познании;
– владеть языком (терминологией) исторической науки.
Освоение курсов бакалавриата:
– философия,
– источниковедение.
1. Предмет. Задачи. Метод. Интерпретационные схемы
2. Источниковедение историографии
3. Историческое знание в XVIII веке: рационализм и Просвещение
4. Историческое знание XIX в.: от романтизма к позитивизму
5. Становление исторического метода в исторической культуре XIX в.
6. Теории исторического процесса в XVIII-XIX вв.: сравнительный анализ
7. Историческое знание на рубеже XIX-XX вв.: становление неклассической науки
8. Историческое знание первой трети XX века
9. Теории исторического процесса в первой половине XX века: сравнительный анализ
10. Новая историческая наука: Школа «Анналов»
11. Структурная/социальная история в 1950-1960-е гг.
12. Историческая антропология и история ментальностей
13. История повседневности. Микроистория
14. Основные тенденции в историческом знании конца XX – начала XXI века
Планируемые результаты обучения:
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Кандидат исторических наук, Доцент
Position: Доцент
Стоимость доступа ко всем материалам курса, возможности пройти экзамен с прокторингом и получить сертификат составляет 3600 рублей.