up

Теория и история исторического знания

25 June 2021 - 15 August 2030 г.
The course has already started
2972 days
Before the end of the enrollment
  • Russian

    course language

  • 14 weeks

    course duration

  • about 6 hours per week

    needed to educate

  • 3 credit points

    for credit at your university

Целевая аудитория данного онлайн-курса – студенты, изучающие историю и историческое познание.

Задача курса – показать сопряженность теории и истории исторического знания в контекстах меняющейся исторической культуры.

В основе online курса соответствующий курс, читаемый бакалаврам факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики».

About

Оригинальность данного онлайн-курса обусловлена рассмотрением (1) теории и истории исторического знания во взаимосвязи, (2) истории исторического знания на основе понятия «историческая культура»; (3) развития исторического знания и его методологических оснований в России / СССР и странах Европы (и США) в сравнении.

В рамках курса анализируются механизмы дифференциации типов историописания и видов историографических источников, а также трансформация исторического знания и способы его презентации при смене моделей исторической науки и ее словарей.

Курс направлен на формирование у студентов навыков методологической рефлексии в ходе собственных исторических исследований и при обращении к историографическим произведениям разных типов и видов.

Цели курса:

– овладение методами науковедческого и социокультурного анализа исторического познания;

– выработка понимания парадигмального характера истории исторического знания;

– освоение теоретических основ исторического познания.

В результате освоения курса студент должен

– знать основные парадигмы исторического знания;

– освоить метод историографического анализа;

– уметь применять теоретические знания в практике исторического исследования;

– иметь навыки науковедческого и социокультурного анализа исторического знания.

Изучение курса базируется на следующих дисциплинах:

– философия,

– источниковедение.

Format

Обучение проходит дистанционно. Курс состоит из 14 лекций от 60 до 90 мин, внутри которых встроены неоцениваемые вопросы. На каждой неделе будет предоставлен оцениваемый тест примерно из 7-14 вопросов, итоговый экзамен из тестов.

Источниковедение: учеб. пособие / отв. ред. М.Ф. Румянцева. 2-е изд. М.: ИД ВШЭ, 2019.

Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания: учеб. пособие. СПб.: Алетейя. Историческая книга, 2007

Requirements

Для освоения курса студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

– знать основные эпистемологические парадигмы;

– понимать природу исторического источника и его роль в историческом познании;

– владеть языком (терминологией) исторической науки.

Освоение курсов бакалавриата:

– философия,

– источниковедение.

Course program

1. Предмет. Задачи. Метод. Интерпретационные схемы
2. Источниковедение историографии
3. Историческое знание в XVIII веке: рационализм и Просвещение
4. Историческое знание XIX в.: от романтизма к позитивизму
5. Становление исторического метода в исторической культуре XIX в.
6. Теории исторического процесса в XVIII-XIX вв.: сравнительный анализ
7. Историческое знание на рубеже XIX-XX вв.: становление неклассической науки
8. Историческое знание первой трети XX века
9. Теории исторического процесса в первой половине XX века: сравнительный анализ
10. Новая историческая наука: Школа «Анналов»
11. Структурная/социальная история в 1950-1960-е гг.
12. Историческая антропология и история ментальностей
13. История повседневности. Микроистория
14. Основные тенденции в историческом знании конца XX – начала XXI века

Education results

Планируемые результаты обучения:

– выявить механизмы дифференциации типов историописания и видов историографических источников;

– знать понятийный аппарат исторического исследования;

– проследить трансформацию исторического знания и способов его презентации при смене моделей исторической науки (классическая – неклассическая/неоклассическая – постнеклассическая) и ее словарей (описания и объяснения – интерпретации и репрезентации);

– понимать системный характер исторической культуры и определяющие ее социокультурных факторов;

– выработать навык методологической рефлексии как в ходе собственных исторических исследований, так и при обращении к историографическим произведениям разных типов и видов;

– знать и понимать методологию исторического исследования и презентацию его результатов.

Education directions

Румянцева Марина Федоровна

Кандидат исторических наук, Доцент
Position: Доцент

course completion certificate

Certificate

Предусмотрен сертификат.

Similar courses