up

Теория и история исторического знания

Start date will be announced later

Start date for course enrollment has not been announced yet

  • 14 weeks

    course duration

  • about 6 hours per week

    needed to educate

  • 3 credit points

    for credit at your university

About

Оригинальность курса обусловлена (1) опорой на неоклассическую модель науки; (2) рассмотрением истории исторического знания на базе понятия «историческая культура»; (3) компаративным рассмотрением развития исторического знания и его методологических оснований в странах Европы (и США) и России / СССР: (4) особым вниманием к эмпирической основе исторического знания.

В рамках курса рассматриваются механизмы дифференциации типов историописания и видов историографических источников, а также трансформация исторического знания и способы его презентации при смене моделей исторической науки и ее словарей. Курс направлен на формирование у студентов навыков методологической рефлексии в ходе собственных исторических исследований и при обращении к историографическим произведениям разных типов и видов.

Цели курса:

– овладение методами науковедческого и социокультурного анализа исторического познания;

– выработка понимания парадигмального характера истории исторического знания;

– освоение теоретических основ исторического познания.

В результате освоения курса студент должен

– знать основные парадигмы исторического знания;

– освоить метод историографического анализа;

– уметь применять теоретические знания в практике исторического исследования;

– иметь навыки науковедческого и социокультурного анализа исторического знания.

Изучение курса базируется на следующих дисциплинах:

– философия,

– источниковедение.

Format

Курс состоит из 14 видеолекций от 60 до 90 мин, внутри которых встроены неоцениваемые вопросы. На каждой неделе будет предоставлен оцениваемый тест примерно из 15 вопросов, итоговый экзамен из тестов.

Источниковедение: учеб. пособие / отв. ред. М.Ф. Румянцева. 2-е изд. М.: ИД ВШЭ, 2019.

Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания: учеб. пособие. СПб.: Алетейя. Историческая книга, 2007

Requirements

Для освоения курса студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

– знать основные эпистемологические парадигмы;

– понимать природу исторического источника и его роль в историческом познании;

– владеть языком (терминологией) исторической науки.

Освоение курсов бакалавриата:

– философия,

– источниковедение.

Education results

Планируемые результаты обучения:

– выявить механизмы дифференциации типов историописания и видов историографических источников;

– знать понятийный аппарат исторического исследования;

– проследить трансформацию исторического знания и способов его презентации при смене моделей исторической науки (классическая – неклассическая/неоклассическая – постнеклассическая) и ее словарей (описания и объяснения – интерпретации и репрезентации);

– понимать системный характер исторической культуры и определяющие ее социокультурных факторов;

– выработать навык методологической рефлексии как в ходе собственных исторических исследований, так и при обращении к историографическим произведениям разных типов и видов;

– знать и понимать методологию исторического исследования и презентацию его результатов.

Education directions

45.03.01 Филология
46.03.01 История
47.03.01 Философия
51.03.01 Культурология
1. Вводное. Историческое знание: основные типы и способы презентации 2. Историческая культура как базовое понятие исторического знания 3. Историческое знание в XVIII веке: рационализм и Просвещение 4. Историческое знание XIX в.: от романтизма к позитивизму 5. Становление исторического метода в исторической культуре XIX в. 6. Теории исторического процесса в XVIII-XIX вв.: сравнительный анализ 7. Становление неклассической исторической науки на рубеже XIX-XX вв. 8. Историческое знание первой трети XX века 9. Теории исторического процесса в XX веке: сравнительный анализ 10. Новая историческая наука: Школа «Анналов» 11. Структурная/социальная история в 1950-1960-е гг. 12. Историческая антропология и история ментальностей 13. История повседневности. Микроистория 14. Основные тенденции исторических исследований в начале XXI века

Румянцева Марина Федоровна

Кандидат исторических наук, Доцент
Position: Доцент

Similar courses