up

Маргинальность: основания социальной теории

29 April 2021 - 15 August 2030 г.
The course has already started
2874 days
Before the end of the enrollment
  • Russian

    course language

  • 8 weeks

    course duration

  • about 9 hours per week

    needed to educate

  • 4 credit points

    for credit at your university

 

Маргинальность – фундаментальное понятие социальной теории, известное как в истории социологии, так и в современных теориях; оно имеет свои коннотации и трактовки как в социальной философии, культурологии, антропологии, так и в социологии.
Курс дает концептуальную основу для социологического анализа маргинальности как особого социального типа, процесса и отношения. Освоив курс, студенты смогут применять понятие маргинальности в научном исследовании для распознавания и анализа этого феномена.

About

Цель онлайн-курса НИУ ВШЭ – дать концептуальную основу для социологического анализа маргинальности как особого социального типа, процесса и отношения. Эта цель предполагает конкретные задачи: установить соответствие этого термина базовым социологическим концепциям, которые обычно используются для понимания маргинальности (социологии пространства, темпоральной феноменологии, теории фронтира и др.); представить понятия-инструменты для распознавания, описания и анализа «маргинальности» в контексте таких процессов современного общества, как десоциализация и ресоциализация, социальная / культурная / политическая изоляция, гибридизация и диффузия.

Один из центральных вопросов: какова взаимосвязь между мультикультурализмом и изоляцией в современных социальных условиях? Для кого предназначен дистанционный курс?  Онлайн-курс «Маргинальность» ориентирован на всех желающих разобраться с теориями маргинальности в социологии, на тех, кто уже использует это понятие в своей исследовательской работе и на тех, кто только приступает к изучению этой социальной проблемы. Предварительное требование к студентам – минимальное знакомство с историей социологии и владение (на уровне чтения) хотя бы одним иностранным языком.

Как проходит обучение?

В качестве оценочных средств онлайн курса «Маргинальность» будут применяться тестовые задания, эссе в формате взаимного оценивания.  В дополнение к лекционному материалу студенты будут получать контрольные вопросы по каждой теме курса и домашние задания на самопроверку (тексты – первоисточников и художественные, -- видео, фильмы и проч.).

Format

Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной, внутри которых встроены неоцениваемые вопросы. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 12-14 вопросов.

Основная литература

1.Зиммель Г. Экскурс о Чужаке/ Зиммель Г. Избранное: проблемы социологии. М.-СПб., 2015, сс.228-233.

2. Парк Р. Человеческая миграция и маргинальный человек/Парк Р. Избранные очерки, ИНИОН РАН, 2011, с.223-236

3. Щюц А. Чужак. Возвращающийся домой/ Щюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом, М., 2004, сс.533-556

 Дополнительная литература

  1. Bankovskaya S. Living In-Between: The Uses of Marginality in Sociological Theory//Sotsiologicheskoye Obozreniye, 2014, т. 13, № 4, с. 94–104.
  2. Stonequist, E. The marginal man. A study in personality and culture conflict. New York: Scribner’s, 1937
  3. Germani G. Marginality. N.Y., 1980
  4. Mizruchi E.H. Regulating society: marginality and social control in historical perspective. Chicago, 1983.
  5. Merton R.K. Sociological ambivalence and other essays. N.Y., 1976.

Requirements

Базовый уровень знаний из истории социологии, социологической теории, владение хотя бы одним иностранным языком на уровне чтения.

Course program

1. Что такое «маргинальность»: социологическое определение и его философские основания

2.  «Чужак» в социологии Г.Зиммеля как классическое начало теорий маргинальности: выход за границу.

3. «Маргинальный человек» Р.Парка:между границ

4. «Чужак» и «Homecomer» А. Шюца: темпоральная граница

5. Классификации и критерии систематизации маргинальных типов.

6. Маргинальность и идентичность: парадоксы гибридизации

7. Маргинальность и мобильность: на фронтире

8. Маргинальность и Неопределенность: проблема социального порядка

Education results

Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач;

способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы; способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования.

Education directions

Баньковская Светлана Петровна


Position: Профессор

Similar courses