course duration
needed to educate
for credit at your university
Курс посвящен анализу основных элементов и процессов современной культуры, которая рассматривается как совокупность культурных практик, культурных политик и институтов, а также как комплекс смыслов, связанных с различными аспектами нашей жизни. Будет интересен всем студентам, которые хотят научиться осознанно воспринимать современный культурный процесс, понимать причины его поляризованных оценок, ориентироваться в его сложной, динамичной и увлекательной структуре.
Цель освоения дисциплины «Современный культурный процесс» — рассмотреть и проанализировать основные элементы и процессы современной культуры, которая рассматривается как совокупность культурных практик, культурных политик и институтов, а также как комплекс смыслов, связанных с различными аспектами нашей жизни.
Отличительная особенность сегодняшнего состояния элементов и процессов культуры – комплексность и высокая скорость изменений, что вызывает потребность в осмысленной ориентации в этих изменениях, модифицирует старые и порождает новые формы культурных продуктов и институтов, а также культурных практик и смыслов.
Курс, который читают три преподавателя, сам отражает эту сложность современной культуры, авторы курса придерживаются разных теоретических точек зрения и интерпретаций культурных явлений. Тем самым курс вводит слушателей в некоторые основные дискуссии современных исследований культуры, побуждает к самостоятельному размышлению и оценке как современных, так и прошлых явлений культуры.
Мы также надеемся, что этот курс поможет слушателям не просто сориентироваться в современном культурном процессе и лучше понимать его структуру и динамику, но стимулирует к тому, чтобы выбирать активную стратегию культурной жизни, быть не просто наблюдателем, но активным участником культурного процесса.
В курсе рассматриваются такие тематические блоки, как «историзация культуры», «университетская культура», «потребление и культура», “культурные процессы в современной России”, «массовая культура в эпоху постмодерна», «влияние big data на культуру и познание» и т. д.
Курс состоит из коротких видеолекций продолжительностью 15 минут, внутри которых встроены неоцениваемые вопросы. Раз в неделю слушателям будет предложен оцениваемый тест из 15 вопросов. Итоговый экзамен представляет собой тест.
Для успешного освоения курса обучающийся должны владеть следующими знаниями и навыками:
• учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной
• приобретать новые научные знания, используя современные образовательные и информационные технологии.
№ недели | Тема лекции |
1 |
Что такое современность |
2 |
Субъект и субъективность в эпоху современности |
3 |
Историзация культуры |
4 |
Политика и культура |
5 |
Современное искусство |
6 |
Университетская культура |
7 |
Потребление и культура |
8 |
Культурные процессы в современной России |
9 |
Эпоха модерна и становление массовой культуры |
10 |
Массовая культура и развитие массмедиа |
11 |
Тоталитарное государство, культура и массовое общество |
12 |
Массовая культура в эпоху постмодерна |
13 |
Культурная политика как инструмент урбанистической регенерации |
14 |
Институты современной культурной дипломатии |
15 |
Кибернетика и контр-культура |
16 |
Влияние big data на культуру и познание |
Курс стимулирует слушателя к тому, чтобы выбирать активную стратегию культурной жизни, быть не просто наблюдателем, но активным участником культурного процесса.
Курс поможет слушателям сориентироваться в современном культурном процессе и лучше понимать его структуру и динамику, а также получить представление об основных дискуссиях современных исследований культуры.
Курс помогает сформировать следующие компетенции:
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-9);
- способность понимать основные процессы и тенденции, протекающие в современной культуре,
анализировать культурные явления в широком социальном и историческом контексте (ПК-9);
- навыки поиска, упорядочивания и обработки информации из различных источников в социокультурной сфере, компетенции анализа, структурирования, обоснованного и наглядного изложения обработанной информации (ПК-14).
course duration
needed to educate
for credit at your university
Кандидат философских наук, Профессор
Position: Руководитель, профессор школы культурологии, Факультет гуманитарных наук
Кандидат филологических наук, Доцент
Position: Доцент Школы культурологии, Факультет гуманитарных наук
Доктор философских наук, Профессор
Position: Профессор, заместитель руководителя Школы культурологии, Факультет гуманитарных наук
Предусмотрен сертификат.