up

Возрастная психология образования

1 March 2021 - 15 August 2030 г.
The course has already started
2879 days
Before the end of the enrollment
  • Russian

    course language

  • 10 weeks

    course duration

  • about 4 hours per week

    needed to educate

 

Данный онлайн-курс – своего рода ликбез для начинающих и будущих учителей, которые уже овладели предметным содержанием, но еще плохо представляют, как настроить свою программу под конкретный возраст. Ведь те форматы уроков, заданий, стиль общения, которые интересны младшим школьникам, уже не «зацепят» подростков, а приемы для средних классов не будут работать в старших.

На курсе две вводные лекции – о том, как вообще применять в работе данные возрастных психологов, как сочетаются обучение и развитие на разных этапах жизни, – и восемь лекций по каждому возрасту: от младенчества до старости. В каждой из них – базовая навигация для тех, кто хочет узнать о работе с конкретным возрастом больше, и необходимый минимум инструментов.

Курс предназначен для:

- практикующих педагогов;

- студентов магистратуры, получающие педагогическое образование, уже имеющие первичный практический педагогической опыт;

- студентов бакалавриата различных направлений подготовки, которые занимаются на майноре по получению педагогических компетенций;

- заинтересованных родителей.

About

Цели освоения online-курса:

- освоение основных теоретических позиций о закономерностях развития в онтогенезе и возрастной нормы развития;

- возможность применения знаний о возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов;

- создание целостного видения развития человека в онтогенезе и понимание инструментов и средств применения этих знаний в практике образования на разных ступенях.

Специфика познания у детей разных возрастов и взрослых отличается: свои закономерности развития, психологические особенности, формы деятельности. Курс разработан с опорой как на достижения возрастной психологии, так и на запросы учителей-практиков – какие акценты в содержании уроков лучше сделать, какие подходы созвучны конкретному возрасту.

Полный спектр – как учить от пеленок до пожилого возраста – нужен не всем, но формат онлайн-курсов позволяет каждому собрать нужные лекции, как пазл. Впрочем, педагогу, даже если он ведет занятия у одной возрастной группы, неплохо было бы знать про своих учеников, что было до и что будет после. Курс будет полезен даже не профессионалам – например, родителям, которые хотят активно развивать своих детей еще до школы.

Учителю курс поможет проанализировать свой опыт. Практические задания строятся и на рефлексии, когда педагог анализирует, какие приемы работали, а какие нет в его классе, и на исследовании: наблюдает за детьми, изучает то, как они воспринимают его уроки. Практика построена на взаимной проверке: слушатели разбирают работы друг друга, получив для этого подробные инструкции и критерии. К каждому фрагменту лекции даны практические задачи, которые слушатели могут выполнять по своему интересу.   

Основные навыки будут связаны с присвоением алгоритма построения образовательных программы и педагогических действий с учетом психологических особенностей возраста в зоне ближайшего развития обучающихся.

Курс в дистанционном формате адресован студентам бакалавриата или магистратуры, которые получая профессиональное образование в различных предметных областях и направлениях подготовки, нацелены реализовать себя в педагогической деятельности с различными возрастными группами учащихся. Даже если студент предполагает работать с конкретной возрастной группой, курс будет ему полезен для понимания общих закономерностей развития обучающихся, что происходило в развитии до того возраста, с которым нацелен работать студент, и что будет происходить после.

Курс предполагает общие теоретические вопросы разбирать на конкретных кейсах; включает исследовательские и практические задания, которые позволят слушателям реально присвоить предлагаемый психологический инструментарий в своей педагогической практике.

Format

Курс состоит из 10 еженедельных видеолекций, в конце которых нужно пройти тест. Помимо етстирования в курсе присутсвуют задания на взаимное оценивание и итоговое экзаменационное задание по итогу курса.

Requirements

Для усвоения курса важны общие способности:

- способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

- способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;

- способностью к самоорганизации и самообразованию.

Специальные психолого-педагогические знания для освоения курса не требуются. Курс является пропедевтическим для неспециалистов в области психологии и педагогики для вхождения в профессиональное поле педагогической деятельности.

Для выполнения курса предполагается наличие простейшего доступного оборудования для видеосъемки. Полная реализация курса предполагает модель реализации смешанного обучения с сопровождением на цифровой платформе по примеру https://online.hse.ru/

Где лекционная часть курса и задания представлены в данном курсе. А разбор заданий, проработка конкретных кейсов может быть реализована в групповых формах работы в очном формате.

Course program

1. Введение в психологию развития и возрастную психологию

2. Культурно-историческая психология образования: возрастной аспект

3. Младенчество – вхождение в мир

4. Раннее детство – от действия к мысли

5. Дошкольное детство – игра и познавательная активность

6. Младший школьник – учебная деятельность и умение учиться

7. Отрочество – общаться и/или учиться?

8. Юность – жизненное и профессиональное самоопределение

9. Молодость – обучение и вхождение в профессию

10. Зрелость и старость: чему и как могут учиться взрослые?

 

Education results

Присвоенные теоретические позиции о закономерностях развития в онтогенезе и представления о возрастной норме развития в младенчестве, раннем детстве, дошкольном возрасте, младшем школьном возрасте, отрочестве, юности, молодости, зрелости и старости.

Способность применять знания о возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов на разных ступенях образования.

Целостное видение развития человека в онтогенезе и понимание инструментов и средств применения этих знаний в практике образования на разных ступенях.

Обухов Алексей Сергеевич

Кандидат психологических наук, Доцент
Position: Доцент Департамента образовательных программ, Институт образования

Поливанова Катерина Николаевна

Доктор психологических наук, Профессор
Position: Научный руководитель Центра исследований современного детства, Институт образования НИУ ВШЭ