up

Возрастная психология образования

1 March 2021 - 15 August 2030 г.
The course has already started
3180 days
Before the end of the enrollment
  • Russian

    course language

  • 10 weeks

    course duration

  • about 4 hours per week

    needed to educate

Курс адресован студентам бакалавриата или магистратуры, которые получая профессиональное образование в различных предметных областях и направлениях подготовки, нацелены реализовать себя в педагогической деятельности с различными возрастными группами учащихся. Даже если студент предполагает работать с конкретной возрастной группой, курс будет ему полезен для понимания общих закономерностей развития обучающихся, что происходило в развитии до того возраста, с которым нацелен работать студент, и что будет происходить после. 

Курс предполагает общие теоретические вопросы разбирать на конкретных кейсах; включает исследовательские и практические задания, которые позволят слушателям реально присвоить предлагаемый психологический инструментарий в своей педагогической практике.

About

Цели освоения курса:

- освоение основных теоретических позиций о закономерностях развития в онтогенезе и возрастной нормы развития;

- возможность применения знаний о возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов;

- создание целостного видения развития человека в онтогенезе и понимание инструментов и средств применения этих знаний в практике образования на разных ступенях.

Основные навыки будут связаны с присвоением алгоритма построения образовательных программы и педагогических действий с учетом психологических особенностей возраста в зоне ближайшего развития обучающихся.

В ходе курса студенты:

- освоят методы психологического анализа ситуаций педагогического взаимодействия с учетом возраста обучающихся;

- присвоят понимания задач развития в соотношении со способами обучения на разных возрастных ступенях;

- научатся подбирать методы обучения в соответствии с возрастными задачами развития.

Format

Курс состоит из 10 еженедельных видеолекций, в конце которых нужно пройти тест. Помимо етстирования в курсе присутсвуют задания на взаимное оценивание и итоговое экзаменационное задание по итогу курса.

Requirements

Для усвоения курса важны общие способности:

- способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

- способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия;

- способностью к самоорганизации и самообразованию.

Специальные психолого-педагогические знания для освоения курса не требуются. Курс является пропедевтическим для неспециалистов в области психологии и педагогики для вхождения в профессиональное поле педагогической деятельности.

Для выполнения курса предполагается наличие простейшего доступного оборудования для видеосъемки. Полная реализация курса предполагает модель реализации смешанного обучения с сопровождением на цифровой платформе по примеру https://online.hse.ru/

Где лекционная часть курса и задания представлены в данном курсе. А разбор заданий, проработка конкретных кейсов может быть реализована в групповых формах работы в очном формате.

Course program

1. Введение в психологию развития и возрастную психологию

2. Культурно-историческая психология образования: возрастной аспект

3. Младенчество – вхождение в мир

4. Раннее детство – от действия к мысли

5. Дошкольное детство – игра и познавательная активность

6. Младший школьник – учебная деятельность и умение учиться

7. Отрочество – общаться и/или учиться?

8. Юность – жизненное и профессиональное самоопределение

9. Молодость – обучение и вхождение в профессию

10. Зрелость и старость: чему и как могут учиться взрослые?

 

Education results

Присвоенные теоретические позиции о закономерностях развития в онтогенезе и представления о возрастной норме развития в младенчестве, раннем детстве, дошкольном возрасте, младшем школьном возрасте, отрочестве, юности, молодости, зрелости и старости.

Способность применять знания о возрастной психологии в исследованиях, методических разработках и практической работе с обучающимися разных возрастов на разных ступенях образования.

Целостное видение развития человека в онтогенезе и понимание инструментов и средств применения этих знаний в практике образования на разных ступенях.

Обухов Алексей Сергеевич

Кандидат психологических наук, Доцент
Position: Доцент Департамента образовательных программ, Институт образования

Поливанова Катерина Николаевна

Доктор психологических наук, Профессор
Position: Научный руководитель Центра исследований современного детства, Институт образования НИУ ВШЭ