Предлагаемый курс лекций раскрывает проблемы международной и межкультурной коммуникации с особым вниманием к тем изменениям в жизни человечества, которые вызваны главными современными процессами: научно-технической революцией, предоставившей небывалые возможности для общения людей, и глобализацией как ее следствием.
Новые условия жизни, с одной стороны, дают новый взгляд на роль национальных языков и культур, в том числе и как одного из главных препятствий на пути глобализации, а с другой стороны, по-новому раскрывают как их сущность, так и их влияние на человека, одновременно творца и творения родного языка и культуры.
Цель изучения курса
- Подготовить слушателей к эффективному межкультурному и международному общению.
- Способствовать оптимальному формированию языковой и межкультурной компетенции.
Задачи курса:
- Разъяснить и обосновать особую актуальность проблем межкультурной коммуникации в современную эпоху.
- Определить соотношение языка и культуры, их роль в межкультурной коммуникации вообще и в преподавании иностранных языков в особенности.
- Определить факторы, способствующие межкультурной коммуникации и затрудняющие ее.
- Раскрыть особую роль сопоставительного изучения языков и культур.
- Выявить скрытые трудности речепроизводства и коммуникации с особым вниманием к 1) коммуникационным или лексико-фразеологическим ограничениям, регулирующим пользование языком, 2) ложной «эквивалентности» слов разных языков, обусловленной различиями культурных представлений о предметах и явлениях реальности, 3) национально обусловленным различиям в сфере реального речевого использования языковых единиц (узус).
Форма обучения заочная (дистанционная)
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является написание творческих работ в формате сочинения-рассуждения по заданным темам, которое должно содержать полные развернутые ответы, подкрепленные примерами из лекций и/или личного опыта, знаний или наблюдений.
В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса.
Курс является общеобразовательным, не требует специальной подготовки и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.
Рабочие языки курса: русский.
Курс состоит из 10 лекций:
- Обоснование курса. Определение терминов-понятий.
- Барьеры на пути коммуникации: языковой и культурный.
- Преодоление барьеров. Преподавание и изучение иностранных языков. Перевод. Комментирование
- Соотношение языка и культуры. Язык – зеркало, хранитель, орудие культуры.
- Война и мир языков и культур.
- Язык, культура и национальный характер.
- Язык и идеология.
- Язык, культура и национальная безопасность.
- Судьбы национальных языков и культур в эпоху глобализации.
- Глобальный язык. Чем этот статус грозит его носителям – англоязычным народам.
Знания
По итогам обучения слушатели курсов должны:
- иметь представление о культурологическом, вернее, культурно-антропологическом взгляде на человека, его образ жизни, идеи, взгляды, обычаи, систему ценностей, восприятие мира – своего и чужого;
- знать, как культура – посредством языка – влияет на поведение человека, его мировосприятие, его жизнь;
- знать, что изучение языка как средства межкультурной международной коммуникации невозможно без одновременного самого пристального изучения мира и культуры того народа, который использует этот язык для повседневного, реального и естественного общения;
- осознать важность соизучения иностранных языков и культур с родным языком и культурой как необходимого условия эффективности международного общения.
Умения
По итогам обучения слушатели курсов должны уметь лучше, эффективнее, успешнее общаться на родном и иностранном языке при условии понимания:
- взаимосвязи, взаимовлияния и взаимодействия языка и культуры;
- роли языка и культуры как, с одной стороны, барьеров, разделяющих народы и, с другой стороны, – щитов, защищающих национальную самобытность, идентичность народов;
- той огромной роли, которую язык и культура играют в жизни человека, в его поведении и общении с другими людьми – носителями других языков и других культур.
В результате изучения дисциплины у студентов формируются следующие общепрофессиональные компетенции:
37.00.00 Психологические науки
На уровне бакалавриата:
37.03.02 Конфликтология
- ® способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (OK-6);
- способность проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия (ПК-2);
На уровне магистратуры:
37.04.02 Конфликтология
- готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
- способностью разрабатывать социальные программы, снижающие уровень конфликтогенности в социальных сообществах и укрепляющие систему безопасности, расширяющие пространство мирного взаимодействия (ПК-11);
- способностью разрабатывать социальные проекты, направленные на укрепление социально-партнерских отношений в социально-трудовой сфере и обществе в целом (ПК-12).
39.00.00 Социология и социальная работа
На уровне бакалавриата:
39.03.01 Социология
- готовность K саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (OK-3);
- способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОПК-2);
На уровне магистратуры:
39.04.01 Социология
- способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных M гуманитарных HAYK при осуществлении — экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-8).
41.00.00 Политические науки и регионоведение
На уровне бакалавриата:
41.03.01 Зарубежное регионоведение
- способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (OK-3);
- способность учитывать характер исторически сложившихся социальноэкономических, политических и правовых систем при рассмотрении особенностей политической культуры и менталитета народов региона специализации (ОПК-6);
- способность описывать общественно-политические реалии стран(ы) региона специализации с учетом их (ее) лингвострановедческой специфики (ПК-4);
На уровне магистратуры:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
- готовность K работе в многонациональном и поликультурном коллективе, проявлять толерантное отношение к межкультурным и межрелигиозным различиям (OK-4);
- способность объяснять причины возникновения и исторической динамики основных региональных конфликтов, предлагать научно обоснованные рекомендации по их деэкскализации и урегулированию (ОПК-3);
- способность учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения различных регионов мира (ОПК-4).
42.00.00 Средства массовой информации и информационнобиблиотечное дело
На уровне бакалавриата:
42.03.02 Журналистика
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-7);
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры c применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-22);
На уровне магистратуры:
42.04.02 Журналистика
- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);
43.00.00 Сервис и туризм
На уровне бакалавриата:
43.03.03 Гостиничное дело
- готовность к сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями, к выявлению потребностей потребителя, формированию гостиничного продукта, развитию клиентурных отношений (ПК-6);
На уровне магистратуры:
43.04.03 Гостиничное дело
- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);
44.00.00 Образование и педагогические науки
На уровне бакалавриата:
44.03.01 Педагогическое образование
- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
- готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
На уровне магистратуры:
44.04.01 Педагогическое образование
- готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
- способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);
- способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);
45.00.00 Языкознание и литературоведение
На уровне бакалавриата:
45.03.02 Лингвистика
- способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных — социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);
- способность руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2);
- владение навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);
- готовность K работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых HOPM, проявлять уважение к людям, нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);
- владение культурой мышления, способность к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);
- способность применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (OK-8);
- способность K осознанию своих прав и обязанностей как гражданин своей страны; готовность использовать действующее законодательство; готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (OK-10);
- готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способность критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11);
- способность к пониманию социальной значимости своей будущей профессии, владение высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
- владение этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме; готовность использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации (ОПК-4);
- готовность преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения (ОПК9);
- способность оценивать качество исследования в своей предметной области, соотносить новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представлять результаты собственного исследования (ОПК17);
- владение необходимыми интеракциональными и контекстными знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур (ПК-16);
- способность моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов (ПК-17);
На уровне магистратуры:
45.04.02 Лингвистика
- способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);
- способность руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2);
- владение навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);
- готовность к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых HOPM, проявлять уважение к людям, нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);
- владение культурой мышления, способность к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-8);
- способность применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для CBOETO интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-9);
- способность к пониманию социальной значимости своей будущей профессии, владение высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-16).
- владение этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме (ОПК-10);
- готовность преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения (ОПК9);
46.00.00 Истрия и археология
На уровне бакалавриата:
46.03.01 История
- способность к разработке информационного обеспечения историкокультурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14);
На уровне магистратуры:
46.04.01 История
- способность к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-13);
47.00.00 Философия, этика и религиоведение
На уровне бакалавриата:
47.03.01 Философия
- способность к планированию, организации и управлению своей профессиональной деятельностью и работой различных коллективов (ПК-9);
На уровне магистратуры:
47.04.01 Философия
- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-5);
51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты
На уровне бакалавриата:
51.03.01 Культурология
- способность применять культурологические знания в профессиональной деятельности и социальной практике (ОПК-2);
- способность выполнять консультативные функции в социокультурной сфере (ПК-8);
На уровне магистратуры:
51.04.01 Культурология
- способность применять культурологические знания в профессиональной деятельности и социальной практике (ОПК-2);
- способность строить межличностные и межкультурные коммуникации, владение навыками и приемами профессионального общения (ОПК-5).
На уровне подготовки кадров высшей квалификации направлений
37.00.00 Психологические науки, 39.00.00 Социология и социальная
работа, 41.00.00 Политические науки и регионоведение, 42.00.00 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело, 43.00.00 Сервис и туризм, 44.00.00 Образование и педагогические науки,45.00.00 Языкознание и — литературоведение, 46.00.00 Истрия и археология, 47.00.00 Философия, этика и религиоведение, 51.00.00 Культуроведение и социокультурные проекты у аспирантов формируется следующая универсальная компетенция:
- способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерирование новых идей при решении исследовательских и практических задач, B том числе в междисциплинарных областях (УК-1).
Контактная информация:
Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержки: support@distant.msu.ru