up

Взаимодействие науки с искусствами и технологиями. Вводный курс

10 August 2022 - 31 December 2024 г.
The course has already started
307 days
Before the end of the enrollment
  • Russian

    course language

  • от 5 до 7 недель

    course duration

  • от 8 до 10 часов в неделю

    needed to educate

  • 2 credit points

    for credit at your university

Данный онлайн-курс является вводной частью к циклу курсов СПбГУ, посвященному рассмотрению взаимовлияния и взаимопроникновения научных идей и достижений визуальных искусств, развивающихся оптических технологий и их применений в живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве, кинематографе и современных 3D-инсталляциях. 

Уважаемые слушатели, обращаем ваше внимание на то, что для бесплатного просмотра доступна только часть материалов. Все материалы курса будут доступны после оплаты сертификации. 

About

Научно-популярный онлайн-курс «Взаимодействие науки с искусствами и технологиями. Вводный курс» — это первая часть цикла лекций и бесед, посвященного взаимовлиянию и взаимопроникновению научных идей и достижений искусства, развивающихся оптических технологий и их применений в живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве, кинематографе и современных 3D-инсталляциях. 

Если вы интересуетесь наукой и искусством и задаетесь философскими вопросами об их взаимосвязи, то в этом курсе вы обязательно обнаружите подсказки, чтобы найти на них ответы. 

Приглашаем вас поразмышлять об истории развития науки, искусства и технологий вместе с автором курса — научным руководителем Музея оптики, доктором технических наук Сергеем Константиновичем Стафеевым, а также с гостями курса:

  • одним из крупнейших специалистов в области нейролингвистики и теории сознания, профессором СПбГУ, член-корреспондентом РАО Татьяной Владимировной Черниговской, 

  • ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом, 

  • доктором медицинских наук, заведующим лабораторией физиологии зрения научного отдела физиологии сенсорных систем Института физиологии им. И. П. Павлова РАН Юрием Евгеньевичем Шелепиным, 

  • доктором искусствоведения, главным научным сотрудником Пушкинского музея Викторией Эммануиловной Марковой. 

Курс состоит из 5 модулей и делится на две смысловые части: вводную и историческую. 

Первый модуль познакомит вас с разными подходами к триединству Науки, Искусства и Технологий и позволит взглянуть на науку и научное знание с разных точек зрения. Модуль дополнен живой беседой-интервью с митрополитом Иларионом и Татьяной Черниговской. 

Второй модуль посвящен истории развития оптики и связи оптики с искусствами. Темой отдельной лекции станет нейроиконика — дисциплина на границе физиологии и оптики. По стопам лекции вы посмотрите беседу с профессором Юрием Шелепиным и беседу Татьяны Черниговской и Виктории Марковой.

Из третьего модуля вы узнаете о природе света и об инструменте, который помогает воспринимать свет, — о глазе. А во второй части модуля — о связи первобытного искусства и оптики.

В четвертом модуле вы узнаете о науке астроархеологии и сможете по-новому взглянуть на некоторые элементы древних изображений. Вдруг магические артефакты в руках божеств отсылают нас к древним измерительным инструментам и рассказывают нам о прото-научных знаниях древних людей?

В заключительном модуле вас ждет знакомство с оптическими особенностями пирамид Месопотамии, Египта, Мексики и народов майя. Вы узнаете, как люди древности ориентировались в пространстве и времени и как это связано с оптикой, а также — об оптических особенностях древних храмовых комплексов.

Format

Дистанционный

Requirements

Обучение на курсе не требует специальной подготовки.

Course program

Уважаемые слушатели, обратите внимание на то, что курс выходит помодульно в среду в течение 5 недель.

Модуль 1. О науке с разных точек зрения (10.08.2022)

   Урок 1. Науки-Искусства-Технологии. Грани одного кристалла

         1.1. Введение. Конфронтационная модель

         1.2. Введение. Синергетическая модель

         Беседа с Т. В. Черниговской о науках и искусствах

  Урок 2. Что такое наука. Знание и Вера

          2.1. Характеристики научного знания

          2.2. Определение науки по В. Ф. Войно-Ясенецкому

          Беседа с митрополитом Иларионом и Т. В. Черниговской о науке и религии

Модуль 2    Особенности оптической науки. Искусство видеть (17.08.2022)

  Урок 3. Особенности оптической науки. Свет и Зрение

           3.1. Оптика в системе классификации наук

           3.2. Трансформации оптики. Связи сквозь века

           3.3. От классической оптики к современной фотонике

           3.4. Нейроиконика — наука XXI века

  Урок 4. Оптика и визуальные искусства

            4.1. Оптика и искусство. Исторические ракурсы

            4.2. Гипотеза Дэвида Хокни: за и против

            4.3. Оптика и искусство. Время перемен

            4.4. Оптика детей, поэтов и художников

             Беседа с В. Э. Марковой и Т. В. Черниговской о науке и искусстве

Модуль 3.    Глаз и мозг. У истоков интеллекта (24.08.2022)

  Урок 5. Солнце, глаз и мозг

             5.1. Посланцы Солнца

             5.2. Свет как основа жизни

             5.3. Эволюция глаза

             5.4. Свойства человеческого глаза

Беседа с Ю. Е. Шелепиным об искусстве видеть и нейроиконике

  Урок 6. Первая когнитивная революция 

             6.1. Наскальная живопись

             6.2. От рисунков к символам

             6.3. Пригоризонтные обсерватории

             6.4. Мегалиты острова Мальта

Модуль 4.    Предыстория оптики. Архаика (31.08.2022)

  Урок 7. Ориентация человека в пространстве и времени

            7.1. Астроархеология и сакральная геодезия

            7.2. Символы или инструменты?

            7.3. Прямое визирование. Путешествие Солнца

            7.4. Обратное визирование. Рождение гномоники

Модуль 5.    Оптические особенности древних храмовых комплексов (7.09.2022)

   Урок 8. Оптические особенности древних храмовых комплексов

            8.1. Междуречье и Египет

            8.2. Оптические тайны лабиринта Минотавра

            8.3. Эгейская цивилизация

            8.4. Обсерватории Центральной Мексики

            8.5. Астроархеология народов майя

            8.6. «Место, где привязывали Солнце»

Formed competencies

УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни

ОПК-1. Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике

Education directions

50.03.01 Искусства и гуманитарные науки
Курс подходит для всех направлений подготовки

Knowledge

По завершении этого курса учащиеся будут:

Знать:

・ключевые философские концепции и подходы к роли искусства и науки в жизни человека;

・ключевые события, касающиеся истории древней оптики;

・ключевые вехи исторического развития науки Древности;

・основные области искусства, на которые развитие науки повлияло напрямую.

Skills

По завершении этого курса учащиеся будут:

Уметь:

・анализировать художественные и иные тексты на предмет отсылок к конкретным историческим фактам и событиям;

・сопоставлять исторические события и определять адекватность датировок фактов из истории науки;

・анализировать произведения искусства и определять, какое достижение науки повлияло на появление данного артефакта.

Abilities

По завершении этого курса учащиеся будут:

Владеть:

・навыками работы с художественными и иными текстами;

・навыками историко-философского анализа;

・сведениями по истории науки и искусства Древности.

Отзывы о курсе

Стафеев Сергей Константинович

Доктор технических наук
Position: профессор

Certificate

Сертификат выдается при условии успешного выполнения контрольных заданий и прохождении итогового аттестационного испытания с прокторингом.

Programs, which includes this course

Similar courses