course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Данный онлайн-курс является вводной частью к циклу курсов СПбГУ, посвященному рассмотрению взаимовлияния и взаимопроникновения научных идей и достижений визуальных искусств, развивающихся оптических технологий и их применений в живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве, кинематографе и современных 3D-инсталляциях.
Уважаемые слушатели, обращаем ваше внимание на то, что для бесплатного просмотра доступна только часть материалов. Все материалы курса будут доступны после оплаты сертификации.
Концепция курса строится на сравнительной характеристике трех видов интеллектуальной деятельности человека — Наук, Искусств и Технологий.
«Взаимодействие науки с искусствами и технологиями. Вводный курс» состоит из 5 модулей.
Первый модуль позволит слушателям познакомиться с разными подходами к триединству Науки, Искусства и Технологий, а также с разных точек зрения взглянуть на то, что такое наука и научное знание. Модуль дополнен живой беседой-интервью с одним из крупнейших специалистов в области нейролингвистики и теории сознания, профессором СПбГУ, член-корреспондентом РАО Татьяной Владимировной Черниговской, а также беседой-интервью о науке и религии с ректором Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом.
Второй модуль посвящен истории развития оптики, а также связи оптики и искусств. Темой отдельной лекции станет нейроиконика — дисциплина на границе физиологии и оптики. По стопам лекции слушатели смогут посмотреть беседу-интервью с Юрием Евгеньевичем Шелепиным, доктором медицинских наук, заведующим лабораторией физиологии зрения научного отдела физиологии сенсорных систем Института физиологии им. И. П. Павлова РАН.
Из третьего модуля слушатели узнают о природе света и об инструменте, при помощи которого люди могут воспринимать свет — о глазе, а во второй части модуля — о связи первобытного искусства и оптики.
В четвертом модуле слушатели познакомятся с тем, как люди древности ориентировались в пространстве и времени и как это связано с оптикой, а также узнают об оптических особенностях древних храмовых комплексов.
В заключительном модуле вас ждет знакомство с оптическими особенностями пирамид Месопотамии, Египта, Мексики и народов майя.
Дистанционный
Обучение на курсе не требует специальной подготовки.
Уважаемые слушатели, обратите внимание на то, что курс выходит помодульно в среду в течение 5 недель.
Модуль 1. О науке с разных точек зрения (10.08.2022)
Урок 1. Науки-Искусства-Технологии. Грани одного кристалла
1.1. Введение. Конфронтационная модель
1.2. Введение. Синергетическая модель
Беседа с Т. В. Черниговской о науках и искусствах
Урок 2. Что такое наука. Знание и Вера
2.1. Характеристики научного знания
2.2. Определение науки по В. Ф. Войно-Ясенецкому
Беседа с митрополитом Иларионом и Т. В. Черниговской о науке и религии
Модуль 2 Особенности оптической науки. Искусство видеть (17.08.2022)
Урок 3. Особенности оптической науки. Свет и Зрение
3.1. Оптика в системе классификации наук
3.2. Трансформации оптики. Связи сквозь века
3.3. От классической оптики к современной фотонике
3.4. Нейроиконика — наука XXI века
Урок 4. Оптика и визуальные искусства
4.1. Оптика и искусство. Исторические ракурсы
4.2. Гипотеза Дэвида Хокни: за и против
4.3. Оптика и искусство. Время перемен
4.4. Оптика детей, поэтов и художников
Беседа с В. Э. Марковой и Т. В. Черниговской о науке и искусстве
Модуль 3. Глаз и мозг. У истоков интеллекта (24.08.2022)
Урок 5. Солнце, глаз и мозг
5.1. Посланцы Солнца
5.2. Свет как основа жизни
5.3. Эволюция глаза
5.4. Свойства человеческого глаза
Беседа с Ю. Е. Шелепиным об искусстве видеть и нейроиконике
Урок 6. Первая когнитивная революция
6.1. Наскальная живопись
6.2. От рисунков к символам
6.3. Пригоризонтные обсерватории
6.4. Мегалиты острова Мальта
Модуль 4. Предыстория оптики. Архаика (31.08.2022)
Урок 7. Ориентация человека в пространстве и времени
7.1. Астроархеология и сакральная геодезия
7.2. Символы или инструменты?
7.3. Прямое визирование. Путешествие Солнца
7.4. Обратное визирование. Рождение гномоники
Модуль 5. Оптические особенности древних храмовых комплексов (7.09.2022)
Урок 8. Оптические особенности древних храмовых комплексов
8.1. Междуречье и Египет
8.2. Оптические тайны лабиринта Минотавра
8.3. Эгейская цивилизация
8.4. Обсерватории Центральной Мексики
8.5. Астроархеология народов майя
8.6. «Место, где привязывали Солнце»
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Доктор технических наук
Position: профессор
It is possible to get a certificate for this course.
The cost of passing the procedures for assessing learning outcomes with personal identification - 3600 Р.