course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Курс «Культурология» посвящен исследованиям и теориям культуры, а также современной культуре: тем явлениям, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Мы будем рассматривать их с позиции актуальных сегодня научных подходов.
Онлайн-курс подойдет для слушателей с любым уровнем подготовки и не требует специальных знаний для начала обучения. Лекции и другие материалы дисциплины представлены на русском языке. В процессе обучения студенты будут просматривать видеолекции и выполнять тестовые задания. В конце обучения слушатели могут пройти дополнительное испытание в дистанционном формате и получить сертификат о прохождении онлайн-курса от НИУ ВШЭ. Результаты можно перезачесть в вузе, где студент осваивает основную программу.
Курс длится 13 недель, каждая из которых посвящена определенной теме. Дисциплина начинается со знакомства с историей понятия «культура» и заканчивается блоком про культуру, экономику и общество. Для успешного освоения программы потребуется от 4 до 6 часов в неделю.
Курс читает Виталий Анатольевич Куренной, профессор НИУ ВШЭ.
Обучение проходит дистанционно. Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 10 вопросов.
Специальных знаний для прохождения курса не требуется.
Неделя 1. История понятия «культура». Культура в системе понятий.
1. Основные этапы истории понятия «культура»;
2. Типология повседневного употребления слова «культура»;
3. Типология повседневного употребления слова «культура» (продолжение);
4. Научно-философское использование термина «культура»;
5. Научно-философское использование термина «культура» (продолжение);
6. Многозначность современных определений культуры.
Неделя 2. Становление научно-исследовательской проблематики культуры в структуре современного научного знания.
1. Основные этапы формирования проблематики культуры;
2. Трансформация моделей исторического времени;
3. Основные характеристики общества модерна;
4. Генезис общества модерна и роль факторов культуры;
5. Генезис общества модерна и роль факторов культуры (продолжение);
6. Идеи культуры в эпоху Просвещения и в XIX веке («веке историзма»);
7. Причины формирования историзма и исторического сознания;
8. Появление исследовательского интереса к изучению национальной истории культуры и культур других народов;
9. Формирование современных институтов культуры.
Неделя 3. Классические редукционистские теории культуры
1. Определение редукционизма;
2. Марксизм: экономический редукционизм;
3. Влияние марксизма на современные теории культуры;
4. Позитивизм: методологический редукционизм;
5. Философия жизни Фридриха Ницше;
6. Психоанализ Зигмунда Фрейда;
7. Эрнст Кассирер о редукционистских теориях культуры
Неделя 4. Классические нередукционистские теории культуры
1. Общая характеристика нередукционистских теорий культуры;
2. История герменевтики письменных текстов;
3. Методология исторического познания: Иоганн Густав Дройзен;
4. Методология исторического познания: Иоганн Густав Дройзен (продолжение);
5. Теория «наук о духе»: Вильгельм Дильтей;
6. «Науки о культуре» в неокантианстве: Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт;
7. Понимающая социология Макса Вебера.
Неделя 5. Культурная антропология.
1. Культурная антропология: наименования, определения, начало формирования как научной дисциплины;
2. Ранние теории культурной антропологии: Эволюционизм; Диффузионизм; Цивилизационные теории;
3. Основоположники и ключевые идеи классической антропологии;
4. Культурная антропология сегодня – от изучения «примитивных обществ» к антропологии собственной культуры;
5. Пример исследовательского проекта: антропология «распределенного образа жизни»;
6. Структура и методология исследования.
Неделя 6. Лингвистический поворот в исследованиях культуры. Проблема смысл
1. Лингвистический поворот: философия (аналитическая философия языка), лингвистика, семиотика, структурализм, история (историческая семантика), исследования культуры;
2. Базовые концепции смысла в гуманитарных науках;
3. Основы семиотики: три аспекта знаковых систем, типология знаков;
4. Основные семантические модели;
5. Смысл как перспектива предмета;
6. Смысл как интенциональная структура сознания;
7. Феноменология в современных исследованиях культуры;
8. Самостоятельная роль знакового выражения;
9. Интерпретативная культурная антропология.
Неделя 7. Современные программы исследования культуры
1. История понятий и дискурс-анализ;
2. Иконический поворот и визуальные исследования;
3. Постколониальные теории и исследования городской культуры;
4. Исследования медиа.
Неделя 8. Массовая культура
1. Отрицательная оценка массовой культуры;
2. Массовая или народная? Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости;
3. Изменение медиа-среды и ее значение для трансформации современной культуры.
Неделя 9. Городская культура
1. Горожанин и публичные пространства;
2. Современный город как культурное явление.
Неделя 10. История и культура. Феномен историзма
1. Трансформация структуры времени в современных обществах: «сокращение пребывания в настоящем» (философия культуры Германа Люббе);
2. Культурная память;
3. Музеи и музеефикация культуры.
Неделя 11. Культурная политика
1. Культурная революция в СССР;
2. Специфика советской культурной политики;
3. Основные современные модели культурной политики.
Неделя 12. Культура, экономика, общество
1. Исследовательская программа британских Cultural Studies;
2. Постколониальные исследования;
3. Гендерные исследования.
После завершения этого курса слушатели смогут ориентироваться в современных явлениях и процессах культуры, в научных подходах к анализу культуры, понимать генезис ряда основных культурных явлений, их роль и значение. Курс позволяет также получить знание об основных этапах формирования проблематики культурологии и исследований культуры.
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Кандидат философских наук, Профессор
Position: Руководитель, профессор школы культурологии, Факультет гуманитарных наук