up
  • Russian

    course language

  • 17 weeks

    course duration

  • from 4 to 6 hours per week

    needed to educate

  • 3 credit points

    for credit at your university

About

Курс «Культурология» посвящен исследованиям и теориям культуры, а также современной культуре: тем явлениям, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Мы будем рассматривать их с позиции актуальных сегодня научных подходов. 

Онлайн-курс подойдет для слушателей с любым уровнем подготовки и не требует специальных знаний для начала обучения. Лекции и другие материалы дисциплины представлены на русском языке. В процессе обучения студенты будут просматривать видеолекции и выполнять тестовые задания. В конце обучения слушатели могут пройти дополнительное испытание в дистанционном формате и получить сертификат о прохождении онлайн-курса от НИУ ВШЭ. Результаты можно перезачесть в вузе, где студент осваивает основную программу. 

Курс длится 13 недель, каждая из которых посвящена определенной теме. Дисциплина начинается со знакомства с историей понятия «культура» и заканчивается блоком про культуру, экономику и общество. Для успешного освоения программы потребуется от 4 до 6 часов в неделю.

Курс читает Виталий Анатольевич Куренной, профессор НИУ ВШЭ.

Format

Обучение проходит дистанционно. Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 10 вопросов.

  1. В ногу со временем: сокращенное пребывание в настоящем, Люббе.
  2. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика, Ассман.
  3. Культура и форма: сб. науч. тр.: к 60-летию А. Л. Доброхотова.
  4. Пауль Наторп. Избранные работы / Куренной В. - М.: ИД Тер. будущего, 2006. - 384 с.

Requirements

Специальных знаний для прохождения курса не требуется.

Course program

Неделя 1. История понятия «культура». Культура в системе понятий.
1. Основные этапы истории понятия «культура»;
2. Типология повседневного употребления слова «культура»;
3. Типология повседневного употребления слова «культура» (продолжение);
4. Научно-философское использование термина «культура»;
5. Научно-философское использование термина «культура» (продолжение);
6. Многозначность современных определений культуры.

Неделя 2. Становление научно-исследовательской проблематики культуры в структуре современного научного знания.
1. Основные этапы формирования проблематики культуры;
2. Трансформация моделей исторического времени;
3. Основные характеристики общества модерна;
4. Генезис общества модерна и роль факторов культуры;
5. Генезис общества модерна и роль факторов культуры (продолжение);
6. Идеи культуры в эпоху Просвещения и в XIX веке («веке историзма»);
7. Причины формирования историзма и исторического сознания;
8. Появление исследовательского интереса к изучению национальной истории культуры и культур других народов;
9. Формирование современных институтов культуры.

Неделя 3. Классические редукционистские теории культуры
1. Определение редукционизма;
2. Марксизм: экономический редукционизм;
3. Влияние марксизма на современные теории культуры;
4. Позитивизм: методологический редукционизм;
5. Философия жизни Фридриха Ницше;
6. Психоанализ Зигмунда Фрейда;
7. Эрнст Кассирер о редукционистских теориях культуры

Неделя 4. Классические нередукционистские теории культуры
1. Общая характеристика нередукционистских теорий культуры;
2. История герменевтики письменных текстов;
3. Методология исторического познания: Иоганн Густав Дройзен;
4. Методология исторического познания: Иоганн Густав Дройзен (продолжение);
5. Теория «наук о духе»: Вильгельм Дильтей;
6. «Науки о культуре» в неокантианстве: Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт;
7. Понимающая социология Макса Вебера.

Неделя 5. Культурная антропология.
1. Культурная антропология: наименования, определения, начало формирования как научной дисциплины;
2. Ранние теории культурной антропологии: Эволюционизм; Диффузионизм; Цивилизационные теории;
3. Основоположники и ключевые идеи классической антропологии;
4. Культурная антропология сегодня – от изучения «примитивных обществ» к антропологии собственной культуры;
5. Пример исследовательского проекта: антропология «распределенного образа жизни»;
6. Структура и методология исследования.

Неделя 6. Лингвистический поворот в исследованиях культуры. Проблема смысл
1. Лингвистический поворот: философия (аналитическая философия языка), лингвистика, семиотика, структурализм, история (историческая семантика), исследования культуры;
2. Базовые концепции смысла в гуманитарных науках;
3. Основы семиотики: три аспекта знаковых систем, типология знаков;
4. Основные семантические модели;
5. Смысл как перспектива предмета;
6. Смысл как интенциональная структура сознания;
7. Феноменология в современных исследованиях культуры;
8. Самостоятельная роль знакового выражения;
9. Интерпретативная культурная антропология.

Неделя 7. Современные программы исследования культуры
1. История понятий и дискурс-анализ;
2. Иконический поворот и визуальные исследования;
3. Постколониальные теории и исследования городской культуры;
4. Исследования медиа.

Неделя 8. Массовая культура
1. Отрицательная оценка массовой культуры;
2. Массовая или народная? Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости;
3. Изменение медиа-среды и ее значение для трансформации современной культуры.

Неделя 9. Городская культура
1. Горожанин и публичные пространства;
2. Современный город как культурное явление.

Неделя 10. История и культура. Феномен историзма
1. Трансформация структуры времени в современных обществах: «сокращение пребывания в настоящем» (философия культуры Германа Люббе);
2. Культурная память;
3. Музеи и музеефикация культуры.

Неделя 11. Культурная политика
1. Культурная революция в СССР;
2. Специфика советской культурной политики;
3. Основные современные модели культурной политики.

Неделя 12. Культура, экономика, общество
1. Исследовательская программа британских Cultural Studies;
2. Постколониальные исследования;
3. Гендерные исследования.

 

Education results

После завершения этого курса слушатели смогут ориентироваться в современных явлениях и процессах культуры, в научных подходах к анализу культуры, понимать генезис ряда основных культурных явлений, их роль и значение. Курс позволяет также получить знание об основных этапах формирования проблематики культурологии и исследований культуры.

Formed competencies

  • Способен отличать исторически тематизируемые культурные смыслы от эссенциалистских построений;
  • Понимает, как генетически складывались культурные понятия;
  • Понимает устройства модерного типа общества и места культуры в его структуре;
  • Понимает устройство культурных изменений в эпоху технической воспроизводимости искусства.

Education directions

Все направления подготовки

Отзывы о курсе

Куренной Виталий Анатольевич

Кандидат философских наук, Профессор
Position: Руководитель, профессор школы культурологии, Факультет гуманитарных наук