наверх

Культурология

 width=
  • 13 недель

    длительность курса

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Курс посвящен, прежде всего, современной культуре и основывается на актуальных для сегодняшней научно-исследовательской среды подходах к ее анализу. Практическая цель курса - выработка компетенции ориентации в многообразных явлениях современной культуры

О курсе

Курс посвящен культурологии, адресован широкой аудитории, и представляет собой вводный курс в современную проблематику культурных исследований. Курс будет сочетать в себе систематические и исторические аспекты как в том, что касается развития самой культурологии, так и отдельных комплексов современных культурных явлений.

Тем не менее, курс посвящен, прежде всего, современной культуре: мы будем говорить о тех культурных явлениях, которые окружают нас сегодня. Кроме того, курс основывается на актуальных для сегодняшней научно-исследовательской среды подходах к анализу культуры.

Практической особенностью нашего курса является то, что он нацелен на выработку способностей аналитической ориентации в современных многообразных явлениях культуры. Мы будем исходить из проблем и самих культурных явлений, из самих вещей, а не из какой-то заданной системы, будь то система ценностей, характерная для какого-то мировоззрения или же концепции какой-то отдельной научной школы.

Требования

Специальных знаний для прохождения курса не требуется.

Программа курса

Неделя 1. История понятия «культура». Культура в системе понятий.

 

  • Основные этапы истории понятия «культура»;
  • Типология повседневного употребления слова «культура»;
  • Типология повседневного употребления слова «культура» (продолжение);
  • Научно-философское использование термина «культура»;
  • Научно-философское использование термина «культура» (продолжение);
  • Многозначность современных определений культуры.

Неделя 2. Становление научно-исследовательской проблематики культуры в структуре современного научного знания.

 

 

  • Основные этапы формирования проблематики культуры;
  • Трансформация моделей исторического времени;
  • Основные характеристики общества модерна;
  • Генезис общества модерна и роль факторов культуры;
  • Генезис общества модерна и роль факторов культуры (продолжение);
  • Идеи культуры в эпоху Просвещения и в XIX веке («веке историзма»);
  • Причины формирования историзма и исторического сознания;
  • Появление исследовательского интереса к изучению национальной истории культуры и культур других народов;
  • Формирование современных институтов культуры.

Неделя 3. Классические редукционистские теории культуры

 

 

  • Определение редукционизма;
  • Марксизм: экономический редукционизм;
  • Влияние марксизма на современные теории культуры;
  • Позитивизм: методологический редукционизм;
  • Философия жизни Фридриха Ницше;
  • Психоанализ Зигмунда Фрейда;
  • Эрнст Кассирер о редукционистских теориях культуры

Неделя 4. Классические нередукционистские теории культуры

 

 

  • Общая характеристика нередукционистских теорий культуры;
  • История герменевтики письменных текстов;
  • Методология исторического познания: Иоганн Густав Дройзен;
  • Методология исторического познания: Иоганн Густав Дройзен (продолжение);
  • Теория «наук о духе»: Вильгельм Дильтей;
  • «Науки о культуре» в неокантианстве: Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт;
  • Понимающая социология Макса Вебера.

Неделя 5. Культурная антропология.

 

 

  • Культурная антропология: наименования, определения, начало формирования как научной дисциплины;
  • Ранние теории культурной антропологии: Эволюционизм; Диффузионизм; Цивилизационные теории;
  • Основоположники и ключевые идеи классической антропологии;
  • Культурная антропология сегодня – от изучения «примитивных обществ» к антропологии собственной культуры;
  • Пример исследовательского проекта: антропология «распределенного образа жизни»;
  • Структура и методология исследования.

Неделя 6. Лингвистический поворот в исследованиях культуры. Проблема смысла

 

 

  • Лингвистический поворот: философия (аналитическая философия языка), лингвистика, семиотика, структурализм, история (историческая семантика), исследования культуры;
  • Базовые концепции смысла в гуманитарных науках;
  • Основы семиотики: три аспекта знаковых систем, типология знаков;
  • Основные семантические модели;
  • Смысл как перспектива предмета;
  • Смысл как интенциональная структура сознания;
  • Феноменология в современных исследованиях культуры;
  • Самостоятельная роль знакового выражения;
  • Интерпретативная культурная антропология.

Неделя 7. Современные программы исследования культуры

 

 

  • История понятий и дискурс-анализ;
  • Иконический поворот и визуальные исследования;
  • Постколониальные теории и исследования городской культуры;
  • Исследования медиа.

Неделя 8. Массовая культура

 

 

  • Отрицательная оценка массовой культуры;
  • Массовая или народная? Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости;
  • Изменение медиа-среды и ее значение для трансформации современной культуры.

Неделя 9. Городская культура

 

 

  • Горожанин и публичные пространства;
  • Современный город как культурное явление.

Неделя 10. История и культура. Феномен историзма

 

 

  • Трансформация структуры времени в современных обществах: «сокращение пребывания в настоящем» (философия культуры Германа Люббе);
  • Культурная память;
  • Музеи и музеефикация культуры.

Неделя 11. Культурная политика

 

 

  • Культурная революция в СССР;
  • Специфика советской культурной политики;
  • Основные современные модели культурной политики.

Неделя 12. Культура, экономика, общество

 

 

  • Исследовательская программа британских Cultural Studies;
  • Постколониальные исследования;
  • Гендерные исследования.

 

Результаты обучения

После завершения этого курса слушатели смогут ориентироваться в современных явлениях и процессах культуры, в научных подходах к анализу культуры, понимать генезис ряда основных культурных явлений, их роль и значение. Курс позволяет также получить знание об основных этапах формирования проблематики культурологии и исследований культуры.

Направления подготовки

Все направления подготовки

Куренной Виталий Анатольевич

Кандидат философских наук, доцент
Должность: профессор, руководитель Школы культурологии факультета гуманитарных наук, заведующий Лабораторией исследований культуры Центра фундаментальных исследований