наверх
  • 10 недель

    длительность курса

  • от 2 до 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Курс представляет собой введение в анализ фильма и знакомит слушателей с основными историческими, техническими и теоретическими аспектами этого комплексного феномена современной культуры. В рамках курса слушатели смогут освоить основные концепты, используемые при анализе фильма, познакомиться с ключевыми этапами истории кино, овладеть базовыми исследовательскими навыками анализа фильма. Выражаясь словами русского режиссера Льва Кулешова, в результате основания этого курса его слушатели смогут «лучше видеть картины, лучше читать их, лучше в них разбираться».

О курсе

Цель курса – культурологическое введение в теорию, анализ и историю кино. Курс нацелен на выработку у слушателей общей ориентации в истории развития кинематографа, аналитических и концептуальных компетенций в области кинокультуры, широкого понимания связи кино и его различных контекстов – технологических, социальных, политических. В рамках курса развернуто несколько исторических срезов развития кинематографа, что соответствует комплексному характеру этого современного технологического искусства. В соответствии с актуальными подходами исследований медиа рассмотрена история изобретения кинематографии, эволюция киноиндустрии и кинопроизводства, а также основных элементов инфраструктуры кинематографа, включая практики кинопросмотра. В лекциях прослежены главные этапы формирования киноязыка и кинематографических приемов, а также освещены ключевые разновидности кинематографа - игрового и документального, этнографического кино и городской кинодокументалистики, экспериментального и авангардистского кино и т.д. Отдельный раздел посвящен истории и современным подходам к исследованию кино, изложены основные формальные категории анализа фильма, а также дано введение в семантический, структурный и феноменологический анализ фильма.

Формат

Курс «Анализ фильма» состоит из видео-лекций от 5 до 15 минут длиной. На каждой неделе будет представлен оцениваемый промежуточный тест из 15 вопросов. В конце усвоения курса предусмотрен итоговый экзамен в формате теста.

Основная литература 

Корте Гельмут. М. Введение в системный киноанализ. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.

Куренной Виталий. Философия фильма. Упражнение в анализе. М.: НЛО, 2009

Лотман Юрий, Цивьян Юрий. Диалог с экраном. Таллинн: Александра, 1994.

Эльзессер Томас, Хагенер Мальте. Теория кино. Глаз, эмоции, тело. СПб.: Сеанс, 2016.

 

Дополнительная литература

Балаш Бела. Кино: Становление и сущность нового искусства. М.: Прогресс, 1968.

Вертов Дзига. Киноки. Переворот // Рутения [http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/2867.html]

Вертов Дзига. Киноки и киноглаз // Блог "Классика кино" [Автор не указан] [http://klassikakino.blogspot.co.uk/2011/11/blog-post_4948.html]

Делёз Жиль. Кино. М.: Ad Мarginem, 2004

Добренко Евгений. Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив, 2008.

Зоркая Нея. История советского кино. СПб.: Алетейя, 2005

Ингарден Роман. Исследования по эстетике. М.: Иностранная литература, 1962.

Комм Дмитрий. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов. СПб.: БХВ-Петербург, 2018.

Кракауэр Зигфрид. От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино. М.: Искусство, 1977.

Ландау Нил. Дорожная карта шоураннера. М.: Эксмо-Пресс, 2016.

Мец Кристиан. Воображаемое означаемое. Психоанализ и кино. СПб.: ЕУ в СПб., 2010

Райт Уилл. Индивиды и ценности: классический сюжет вестерна // Логос. 2010, № 6 (79). С. 119-150.

Поэтика кино. Теоретические работы 1920-х гг. М.: Академический проект, 2016.

Пропп Владимир. Морфология сказки. Ленинград: Akademia 1928.

Пудовкин Всеволод. Статья о монтаже (1949) // Вс. Пудовкин. Собрание сочинений в трех томах. Том 1. М.: "Искусство", 1974. стр. 167-180.

Садуль Жорж. Всеобщая история кино. В 6-ти томах. М.: Искусство, 1958-1963.

Теория большого сериального взрыва. Логос № 3 (93), 2013. [http://logosjournal.ru/2013/num32013-teoriya-bolshogo-serialnogo-vzryva.html]

Цивьян Юрий. Теории монтажа: Америка — Советский Союз // Сеанс. 2013. № 57/58 [http://seance.ru/n/57-58/teorii-montazha/]

Эйзенштейн Сергей. Избранные произведения: В 6 т. Т. 2. М.: Искусство, 1964.

Эйзенштейн Сергей. Неравнодушная природа. В 2-х т. М.: Музей кино, Эйзенштейн центр, 2004, 2006.

Эко Умберто. Кинематографический код // Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб.: Symposium, 2006. С. 203-216.

Anger Dorothy. Other Worlds: Society Seen through Soap Opera. University of Toronto Press, 1999.

Jarvie Ian. Philosophy of the Film: Epistemology, Ontology, Aesthetics. Routledge & Kegan Paul, 1987.

Jenner Mareike. Netflix and the Re-invention of Television. Palgrave Macmillan, 2018.

Bordwell David, Thompson Kristin, Smith Jeff. Film Art: An Introduction. McGraw-Hill Education, 2017.

Bordwell David, Staiger Janet, Thompson Kristin. The Classical Hollywood Cinema. Routledge, 1985.

Hanich Julian. Cinematic Emotion in Horror Films and Thrillers: The Aesthetic Paradox of Pleasurable Fear. Routledge, 2010.

Sobchack Vivian. The Address of the Eye. A Phenomenology of Film Experience. Princeton University Press, 1992.

Thompson Kristin. Storytelling in Film and Television. Harvard University Press, 2003.

Thompson Kristin, Bordwell David. Film History. An Introduction. Second Edition. McGraw Hill, 2003.

Wright Will. The Wild West: The Mythical Cowboy and Social Theory. Sage Publications, 2001.

Wright Will. Sixguns and Society: A Structural Study of the Western. University of California Press, 1975.

 

ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА

Фильмы студии Луи и Огюста Люмьера

Выход рабочих с фабрики «Люмьер» (1895)

Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота (1895)

Завтрак младенца (1895)

Политый поливальщик (1895)

Москва, Тверская улица (1896)

Фильмы студии Томаса Эдисона

Аннабела Мур исполняет танец серпантин (Уильям К.Л. Диксон, Уильям Хейз, 1895)

Поцелуй (Уильям Хейз, 1896)

Господин Эдисон за работой в химической лаборатории (Джеймс Х. Уайт, 1897)

Казнь слона (1903)

Лоскутушка из страны Оз (Дж. Фаррелл МакДональд, 1914)

Фильмы Жоржа Мельеса

Исчезновение дамы в театре Робер-Удена (1896)

Замок дьявола (1896)

Дело Дрейфуса (1899, цикл фильмов)

Путешествие на Луну (1902)

Коронация Эдварда VII (1902)

В царстве фей (1903).

Волшебный фонарь (1903)

Путешествие сквозь невозможное / Невероятное путешествие (1904)

Джордж Альберт Смит и Брайтонская школа

Нападение на миссию в Китае (Джеймс Уильямсон, 1900)

Бабушкина лупа (Джордж Альберт Смит, 1900)

Что видно в телескоп (Джордж Альберт Смит, 1900)

Злоключения Мэри Джейн  (Джордж Альберт Смит, 1903)

Больной котенок (Джордж Альберт Смит, 1903)

Дэвид Уорк Гриффит (короткометражные фильмы)

Одинокая вилла (1909)

Спекуляция пшеницей (1909)

Взгляд краснокожего (1909)

Последняя капля воды (1911)

Его преданность (1911)

Телеграфистка из Лоундэйла (1911)

Нью-йоркская шляпа (1912)

Мушкетёры Свиной аллеи (1912)

Битва при Элдербушском ущелье (1913)

Материнское сердце (1913)

Первый российский игровой фильм

Понизовая вольница / Стенька Разин (Александр Дранков, 1908)

История становления монтажа

Большое ограбление поезда (Эдвин С. Портер, 1903)

Убегающая лошадь (Луи Ганье, 1908)

Тревожное ожидание (Луис Вебер, Филлипс Смоли, 1913)

Кабирия (Джовани Пастрони, 1914)

Рождение нации (Дэвид Уорк Гриффит, 1915)

Нетерпимость (Дэвид Уорк Гриффит, 1916)

Советский кинематограф 1920-х гг.

Стачка (‎Сергей Эйзенштейн, 1924)

Броненосец «Потемкин» (‎Сергей Эйзенштейн, 1925)

Мать (Всеволод Пудовкин, 1926)

По закону (Лев Кулешов, 1926)

Конец Санкт-Петербурга (Всеволод Пудовкин, 1927)

Октябрь (Сергей Эйзенштейн 1928)

Старое и Новое (Генеральная линия) (Сергей Эйзенштейн, Г. Александров, 1929)

Обломок империи (Господин фабком) (Фридрих Эрмлер, 1929)

Земля (Александр Довженко, 1930)

Технологическое развитие кинематографа

Певец джаза (Алан Кросланд, 1927)

Кукарача (Ллойд Корриган, 1934)

Мир Дикого Запада (Майкл Крайтон, 1973)

Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда (Джордж Лукас, 1977)

Трон (Стивен Лисбергер, 1982)

Молодой Шерлок Холмс (Барри Левинсон, 1985)

История игрушек (Джон Лассетер, 1995)

Видок (Жан-Кристоф Комар (Питоф), 2001)

Последняя фантазия: Духи внутри (Хиронобу Сакагути, 2001)

Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов» (Джордж Лукас, 2002)

Русский ковчег (Александр Сокуров, 2002)

Аватар (Джеймс Кэмерон, 2009)

Немецкий кинематограф 1910-1930-х гг.

Пражский студент (Стеллан Рюэ, Пауль Вегенер, 1913)

Голем (Пауль Вегенер, Хенрик Галеен, 1915)

Кабинет доктора Калигари (Роберт Вине, 1920)

Носферату. Симфония ужаса (Фридрих Мурнау, 1922)

Доктор Мабузе, игрок (Фриц Ланг, 1922)

Священная гора (Арнольд Фанк, 1926)

Метрополис (Фриц Ланг, 1927)

Белый ад Пиц-Палю (Арнольд Фанк, 1929)

Голубой ангел (Джозеф фон Штернберг, 1930)

Вампир: Сон Алена Грея (Карл Теодор Дрейер, 1932)

Горы в огне (Луис Тренкер, Карл Хартль, 1931)

Голубой свет (Лени Рифеншталь, Бела Балаш, 1932)

Горы зовут! (Луис Тренкер, 1938)

Экспериментальное кино

Игра света. Опус I (Вальтер Руттман, 1921)

Игра света. Опус II  (Вальтер Руттман, 1921)

Ритмы 21 (Ганс Рихтер, 1921)

Диагональная симфония (Викинг Эггелинг, 1923)

Возвращение к разуму (Мен Рей, 1923)

Спирали (Оскар Фишингер, 1926)

Анемичное кино (Марсель Дюшан, 1926)

Оптическая поэма (Оскар Фишингер, 1938)

Раковина и священник (Жермен Дюлак, 1928)

Андалузский пес (Луис Бунюэль, 1929)

Документальное и этнографическое кино

Коронация Николая II (Камилл Серф, 1896)

Господин Эдисон за работой в химической лаборатории (Джеймс Х. Уайт, 1897)

Казнь слона (Эдвин Портер, Дж. Блэр Смит, 1903)

В краю охотников за головами (Эдвард Кёртис, 1914)

Манхеттен (Пол Стрэнд, Чарльз Шилер, 1921)

Нанук с Севера (Роберт Флаэрти, 1922)

Киноправда (Дзига Вертов, 1922-1924)

Моана Южных морей (Роберт Флаэрти, 1926)

Двадцатичетырехдолларовый остров (Роберт Флаэрти, 1927)

Берлин: Симфония большого города (Вальтер Руттман, 1927)

Мелодия мира (Вальтер Руттман, 1929)

Человек с киноаппаратом (Дзига Вертов, 1929)

По поводу Ниццы (Жан Виго, 1930)

Тарис, король воды (Жан Виго, 1931)

Индустриальная Британия (Роберт Флаэрти, Д. Грирсон, 1933)

Человек из Арана (Роберт Флаэрти, 1934)

Земля (Роберт Флаэрти, 1942)

Луизианская история (Роберт Флаэрти, 1948)

Анализ жанров 

Вестерн

Взгляд краснокожего (Дэвид Уорк Гриффит, 1909)

Последняя капля воды (Дэвид Уорк Гриффит, 1911)

Император Калифорнии (Луис Тренкер, 1936)

Додж-Сити (Майкл Кёртис, 1939)

Дилижанс (Джон Форд, 1939)

Проход каньона (Жак Турнёр, 1946)

Дуэль под солнцем (Кинг Видор, 1946)

Сломанная стрела (Делмер Дэйвс, 1950)

Ровно в полдень (Фред Циннеман, 1952)

Излучина реки (Энтони Манн, 1952).

Шейн (Джордж Стивенс, 1953).

Семь самураев (Акира Куросава, 1954)

Далекая страна (The Far Country, Энтони Манн, 1954)

Джонни Гитара (Николас Рэй, 1954)

Человек из Ларами (Энтони Манн, 1955)

Искатели (Джон Форд, 1956)

Большая страна (Уильям Уайлер, 1958)

Рио Браво (Говард Хоукс, 1959)

Телохранитель (Акира Куросава, 1961)

Одноглазые валеты  (Марлон Брандо, 1961)

Хороший, плохой, злой (Серджо Леоне, 1966)

Джанго (Серджио Корбуччи, 1966)

Профессионалы (Ричард Брукс, 1966)

Смерть скачет на лошади (Джулио Петрони, 1967)

Наемник (Серджио Корбуччи, 1968)

Одинокие ковбои (Энди Уорхол, 1968)

Бутч Кэссиди и Санденс Кид (Джордж Рой Хилл, 1969)

Дикая банда (Сэм Пекинпа, 1969).

Беспечный ездок (Деннис Хоппер, 1969)

Настоящее мужество (Генри Хэтэуэй, 1969)

Забриски Пойнт (Микеланджело Антониони, 1970)

МакКейб и миссис Миллер (Роберт Олтмен, 1971)

Последний фильм (Деннис Хоппер, 1971)

Пэт Гэрретт и Билли Кид (Сэм Пекинпа, 1973)

Принесите мне голову Альфредо Гарсиа (Сэм Пекинпа, 1974)

Врата рая (Майкл Чимино, 1980)

Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо (Саймон Уинсер, 1991)

Быстрый и мертвый (Сэм Рэйми, 1995)

Светлячок (Джосс Уидон, 2002-2003)

Затойчи (Такэси Китано, 2004)

Дедвуд (Дэвид Милч, 2004-2006)

Мир Дикого Запада (Джонатан Нолан и др., 2016)

Великолепная семерка (Антуан Фукуа, 2016)

Боевик

Рэмбо: Первая кровь (Тед Котчефф, 1982)

Коммандос (Марк Лестер, 1985)

Смертельное оружие (Ричард Доннер, 1987-1998),

Музыкант (Роберт Родригес, 1992)

Отчаянный (Роберт Родригес, 1995)

В осаде 2: Тёмная территория (Джеф Мёрфи, 1995)

Герой-одиночка (Last Man Standing, Уолтер Хилл, 1996)

Убить Билла (Квентин Тарантино, 2003)

Однажды в Мексике (Роберт Родригес, 2003)

Крепкий орешек 4.0. (Лен Уайзман, 2007)

Возвращение героя (Ким Джи-ун, 2013)

Неудержимые 3 (Патрик Хьюз, 2014)

Гангстерское кино

Враг общества (Уильям Уэллман, 1931)

Лицо со шрамом (Говард Хоукс, 1932)

Ревущие двадцатые (Рауль Уолш, 1939)

Белая жара (Рауль Уолш, 1949)

Бонни и Клайд (Артур Пенн, 1967)

Крестный отец (Фрэнсис Форд Коппола, 1972, 1974, 2000)

Лицо со шрамом (Брайан де Пальма, 1983)

Однажды в Америке (Серджо Леоне, 1984)

Криминальное чтиво (Квентин Тарантино, 1994)

Разбойники с большой дороги (Джон Ли Хэнкок, 2019)

Детектив

Окно во двор (Альфред Хичкок, 1954)

Коломбо (Ричард Левинсон и Уильям Линк, 1968-2003)

Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона (Игорь Масленников, 1979-1986)

Разыскивающий (Уильям Фридкин, 1980)

Пуаро Агаты Кристи (Розалинда Хикс, 1989-2013)

Доктор Хаус (Дэвид Шор, 2004-2012)

Шерлок (Марк Гэтисс, Стивен Моффат, 2010-2017)

Элементарно (Роб Доэрти, 2012-2019)

Настоящий детектив (Ник Пиццолатто, 2014, 2015, 2019)

Мюзикл

Певец джаза (Алан Кросланд, 1927)

Кукарача (Ллойд Корриган, 1934)

Веселые ребята (Григорий Александров, 1934)

Волга-волга (Григорий Александров, 1938)

Волшебник из страны Оз (Виктор Флеминг, 1939)

Трактористы (Иван Пырьев, 1939)

Карнавальная ночь (Эльдар Рязанов, 1956)

Кабаре (Боб Фосс, 1972)

Шоугёлз (Пол Верховен, 1995)

Стиляги (Валерий Тодоровский, 2008)

Ла-ла Лэнд (Дэмьен Шазелл, 2017)

Величайший шоумен (Майкл Грейси, 2018)

Фильмы об «американской мечте»

Унесенные ветром (Виктор Флеминг, 1939)

Смерть коммивояжера (Ласло Бенедек, 1951)

Все о Еве (Джозеф Лео Манкевич, 1950)

Все, что позволено небесам (Дуглас Сирк, 1955)

Ужасы и триллеры

Франкенштейн (Джеймс Уэйл, 1931)

Дракула (Тод Браунинг, 1931)

Кинг-Конг (МерианКупер, Эрнест Б. Шёдсак, 1933)

Ребекка (Альфред Хичкок, 1940)

Люди-кошки (Жак Турнёр, 1942)

Я гуляла с зомби (Жак Турнёр, 1943)

Седьмая жертва (Марк Робсон, 1943)

Газовый свет (Джордж Кьюкор, 1944)

Винтовая лестница (Роберт Сьодмак, 1946)

Вторжение похитителей тел (Дон Сигел, 1956)

Муха (Курт Ньюман, 1958)

Тинглер (Уильям Кастл, 1959)

Падение дома Ашеров (Роджер Корман, 1960)

Психо (Альфред Хичкок, 1960)

Птицы (Альфред Хичкок, 1963)

Челюсти (Стивен Спилберг, 1975)

Хэллоуин (Джон Карпентер, 1978)

Пятница, 13-е (Шон Каннингем, 1980)

Ад каннибалов (итал. Cannibal Holocaust, Руджеро Деодато, 1980)

Попутчик (Роберт Хармон, 1986)

Опера (Дарио Ардженто, 1987)

Крик (Уэс Крейвен, 1996)

Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (Дэниел Мирик, Эдуардо Санчес, 1999)

Звонок (Гор Вербински, 2002; Хидэо Наката, 2005)

Расширенный рамочный список фильмов:

1. Список фильмов, рекомендуемых Гарвардским университетом для соискателей докторской степени в киноведении [http://www.cinemotionlab.com/novosti/01735-spisok_filmov_rekomenduemyh_garvardskim_universitetom_dlya_soiskateley_kandidatskoy_stepeni_v_kinovedenii/].

2. История американского кино от Мартина Скорсезе (Мартин Скорсезе, Майкл Генри Уилсон, 1995).

Требования

Специальных знаний для прохождения курса не требуется. Курс не требует какого-то особого материального обеспечения, исходит из того, что современный зритель благодаря развитию цифровых технологий, включая онлайн кинотеатры, может получить доступ к рекомендуемым к просмотру фильмам.

Программа курса

1. Изобретение кинематографии

•       Простейшие техники получения и проецирования изображения. Получение изображения: камера-обскура. Проекция изображения: волшебный фонарь. Статические оптические иллюзии: Анаморфозы.

•       Изобретение иллюзии движения. Фенакистископ Жозефа Плато (1832). Стробоскоп  Симона фон Штампфера (1833). Коммерциализация изобретения. 

•       Оптические эффекты, лежащие в основе кинематографа. Lilac chaser («исчезающие круги»). Фи-феномен. Бета-движение. Персистенция. Эффект Трокслера.

•       Дальнейшая эволюция иллюзии движения. Зоотроп. Технология проецирования: кинетоскоп. Кинеограф. Праксиноскоп и «Оптический театра» Эмиля Рейно. Хронофотография Эвдарда Мейбриджа и последние шаги к кинетоскопу Эдисона.

•       Изобретение фотографии. Гелиография. Гелиогравюра. Калотипия. «Карандаш природы» Уильяма Тальбота. Дагеротипия. Портретная фотография. Коллодионный процесс. Фотографии Крымской войны Роджера Фентона (1855). Желатиносеребряный фотопроцесс. Объективы.

•       Кинематограф. Кинетограф Уильяма Диксона и Т. Эдисона. Кинетоскоп. Студия «Черная Мария». Кинетоскопический кабинет. Конкуренты кинетоскопа: мутоскоп. Триумф студии Байограф (1895-1916). Российские разработки: Иосиф Тимченко. Синематограф братьев Люмьер.

2. Краткая история развития кинематографа

•       Раннее кино: рекомендуемые фильмы. Луи и Огюст Люмьеры. Жорж Мельес. Фильмы студии Томаса Эдисона. Джордж Альберт Смит и Брайтонская школа. Девид Уорк Гриффит (короткометражные фильмы).

•       Первые годы. Рождение кинокритики. Кино как иллюзия и аттракцион. Иллюзионистский след в современном кинематографе.

•       Театрализация кино. Жорж Мельес. Кино и рождение французских интеллектуалов. Политизация и инсценированная хроника. Неизвестный житомирский фильм о деле Дрейфуса. Инсценированные новости.

•       Зарождение кинематографа в России. Первый российский игровой фильм. Рост популярности кино. Первые годы российского кинопроизводства.

•       Монтаж. Значение монтажа. Потребность в усложнении фильмов. Рождение монтажа из задач кинохроники. Эффект смены планов. Линейный монтаж. Фильмы-погони. Параллельный монтаж. Классика монтажного кино.

•       Киноповествование. «Девушка из Сибири». Проблема ясности и связанности киноповествования. Классический «голливудский» нарратив. Появление больших жанров.

•       Документирование ранней истории кинематографа. Лакуны в истории кино. Миллион в никуда. Киноархивы в России.

•       Дальнейшая техническая эволюция кинематографа. Звуковое кино. Цветной кинематограф. Ранние теоретики кино против звука и цвета. Любительское и малобюджетное кино. Влияние войн. Телевидение. Цифровой кинематограф. Компьютерная графика. Цифровой звук. Трехмерное кино. Цифровое теле- и мультимедиа вещание. Влияние современной цифровой и сетевой медиа-среды на киноиндустрию.

3. Инфраструктура индустрии кино

•       Организованные формы и практики просмотра кино. Ярмарочное кино. Советский агитпоезд. Автокинотеатр. Стационарный кинотеатр. «Дворец кино». Переход к стационарным кинотеатрам. Посещаемость кинотеатров в 1938 году. Эпоха видеосалонов и контрафакта. Кино в цифровой медиа-среде. Попкорн.

•       Как смотрят кино в России сегодня. Интенсивность просмотра фильмов. Практики просмотра кино. Культурно-страновые предпочтения. Жанровые предпочтения.

•       Кино как экономическая индустрия. Золотая жила братьев Люмьер. Киноимперия «Пате». Структура киноиндустрии.

•       Краткая история Голливуда. «Золотая эра». «Фабрика звезд». Первая кинозвезда - «девушка Байографа». «Новый Голливуд». Причины кризиса классической системы студий. «Новая волна» и теория авторского кино. Особенности «нового Голливуда». Конец «нового Голливуда» и начало «эпохи блокбастеров». Серийные блокбастеры.

•       Кино и политика. Кино и рождение французских интеллектуалов. Кино и пропаганда. Кино в СССР. Кино и церковная политика.

•       Кино и цензура. Введение цензуры. Кодекс Хейса. Общие принципы кодекса Хейса. Области применения Кодекса. Обоснование положений Кодекса. Некоторые положения Кодекса. Причины отказа от кодекса Хейса.

4. Метаморфозы кинематографа: ранний период

•       Экспериментальное кино: музыкальная модель фильма. Киноавангард. «Абсолютное кино». «Визуальная музыка». «Звукозрительный ряд» С. Эйзенштейна. Люмиграф.

•       Кино в авангардистских художественных течениях 1920-х гг. Дадаизм. Сюрреализм. Разрушение нарратива в киноавангарде. Наследие киноавангарда в современном кино. Коды и штампы киноавангарда. Значение психоанализа.

•       Городская документалистика. Классические фильмы. Берлин: Симфония большого города (Вальтер Руттман). Человек с киноаппаратом (Дзига Вертов). По поводу Ниццы (Жан Виго). Другие фильмы Жана Виго (1905-1934). Тотальный взгляд кинооператора (Вертов). Трансформация пространства.

•       Архитектурная эстетика и городская антиутопия. «Метрополис» (1927). «Город рабочих». «Орнамент масс». «Верхний город». «Новая вавилонская башня». Гётенаум Рудольфа Штайнера (1923-1927). Собор. «Клуб сыновей». «Город мертвых». Уровень машин. Влияние на последующий кинематограф. Многоуровневые пространства. Традиция архитектурной антиутопии.

•       Экспрессионизм и психологизм раннего немецкого кинематографа. Классические фильмы. Рефлексивность. Пражский студент (Стеллан Рюэ, Пауль Вегенер). Послевоенная интровертность. Кабинет доктора Калигари (Роберт Вине). «Калигари» как социальный диагноз. Значение немецкого киноэкспрессионизма. 

5. Кино как предмет анализа

•       Ранний период исследований кино. Психология восприятия фильма. Литературоцентризм ранних теоретиков кино. Монтаж как язык. Теоретическая рефлексия советских режиссеров. Психологический анализ фильма. Феноменологический анализ фильма. Социально-психологический анализ фильма. Значение кинокритиков.

•       Современные подходы. Обзорные работы. История кино. Семиотические подходы к анализу фильма. Синтагматика кинонарратива К. Метца. Психоаналитические подходы к анализу фильма. Кристиан Мец: первичная и вторичная идентификация. Структурализм и постструктурализм. Кино во французском постструктурализме. Феминистическая критика кинематографа. Феноменологический холизм. Структурно-морфологический анализ фильма. Исследование кино как социального мифа. Системный киноанализ. Доминирование субъективизма.

•       Основные измерения анализа фильма. «Язык самой жизни». Кино как «Gesamtkunstwerk». Измерения анализа фильма. Данная реальность фильма. Исторический контекст создания данного фильма. Исторический контекст производства фильма. Воздействие фильма на аудиторию. Значение исследований рецепции. Исторический анализ восприятия фильма.

•       Кино-коды: эволюция и разночтения. Базовая модель коммуникации. Кинематографические коды. Пример собственного кинематографического кода. Эволюция субъекта и кино-кодов. «Девушка из Сибири». Отзывы современников на фильмы Вертова. «Бойня» в финале фильма «Стачка». Конфликт интерпретаций. Кинематограф и процесс урбанизации.

•       «Основная модель» имманентного анализа фильма. Фильм как самостоятельная реальность. Четыре ключевых вопроса. Сюжет и фабула. Классические элементы сюжета. Структурный анализ сюжета. Время в кинематографе. Пространство в кинематографе.

6. Формальный анализ фильма

•       Элементы фильма. Основные понятия. Кадр. Эволюция кадра. План. Сцена – эпизод - часть. Тип (крупность) плана. Дальний план. Эффект смены планов в раннем кинематографе. План как изобразительный прием.

•       Монтаж. Значение монтажа. Смысловая работа монтажа. Русская рефлексия американского монтажа. Актер в театре и кино. Русский и американский монтаж.

•       Приемы монтажа. Внутрикадровый монтаж. Современные классификации монтажа. Пример: монтажный наплыв. Эффекты Льва Кулешова. Раскадровка: схема последовательности планов в сцене.

•       Примеры монтажа. Типы монтажа по С. Эйзенштейну:  «ритмический» и «интеллектуальный» монтаж. Эволюция постановки боевых сцен.

•       Протоколирование фильма. Типы протоколирования (Гельмут Корте). Графы протокола (скрипта) фильма. Пример протокола планов. Пример протокола эпизодов. Пример графика длительности эпизодов. Пример графика частоты склеек. Схема полного системного анализа фильма.

•       Жанры кино. Понятие жанра. Жанры раннего кинематографа. Основные современные игровые жанры.

7. Семантика и феноменология фильма

•       Базовые понятия семиотики и семантики. Типы знаков. Перформативная функция знаков. Двухчастная семантическая модель. Трехчастная семантическая модель: треугольник Готлоба Фреге. Коннотация.

•       Семантика визуальных образов. Смысл как способ данности предмета. Смысл как ракурс предмета. Предметная неопределенность смысла. Бесконечность смысловых ракурсов. Смысловые ракурсы в кино.

•       Феноменология опыта кинозрителя. Современные представители. Жан-Пьер Мёнье: структуры опыта кинопросмотра. Рудольф Арнхайм: «частичная иллюзия» фильма. Вивиан Собчак: темпоральные типы сознания фильма.  Феноменологический холизм. Принципы феноменологического холизма. Феноменология и анализ.

•       Феноменологическая эстетика Романа Ингардена. Двухмерность литературного произведения. Конституируемые слои произведения. Пример: анализ сонета Адама Мицкевича. Материальный слой. Смысловой слой. Интенциональность сознания. Смысл как интенциональная структура сознания. Ноэза и ноэма. Полное восприятие литературного произведения и работа воображения.

•       Феноменология живописи и кино. Восприятие картины. Различие в конституировании восприятия литературного произведения и картины. Экранизации литературных произведений и пределы фантазии Беспредметная живопись. Феноменологическая специфика фильма. Трансформация смысла переменой ракурса. Легкость восприятия, эффективность воздействия и вмененный зрителю вуайеризм. Критика «технического взгляда».

•       Фильм как окно и фильм как рама. Окно и рама. Монтаж vs. Мизансцена. Критика монтажного кино. Интенции монтажного кино. Искусство мизансцены. Критика данной оппозиции. Возражение на критику. Некорректность оппозиции: герменевтическая специфика фильмов Роберта Флаэрти. Уточнение оппозиции.

8. Вестерн

•       Анализ жанров. Выбор жанра для анализа (%). Особенности анализа жанрового кино. Структурный анализ жанра.

•       Мир вестерна. Вестерн как исключительный киножанр. Ковбой и социальный миф Запада.

•       Исторические контексты. Понятие фронтира. Гомстед-акт. Приключенческая литература. Вестерн в литературе. Ф. Дж. Тёрнер: «тезис о фронтире» (1893). Образ ковбоя в американской политике. Кантри-музыка. Вестерн и американский пейзаж.

•       Краткая история жанра. Первые образцы и первая звезда вестерна. Звезды золотой эпохи Голливуда. Комедийный и пародийный вестерн. Социальная критика и делигитимация жанра. Спагетти-вестерн. Метаморфозы жанра: роад-муви. Современный вестерн: гендерная и этническая либерализация канонических ролей. Современный вестерн: система цитат из классических фильмов. Фронтиры других стихий.

•       Структура классического вестерна. Структурно-морфологический анализ. Классический сюжет. Классические вестерны. Структура классического сюжета (У. Райт). Фабульные вариации.

•       Вариации классического сюжета. Вариация на тему возмездия. Структура вестерна с темой возмездия. Вестерн с переходной темой. Профессиональный сюжет. Структура профессионального сюжета.

•       Социально-теоретический фундамент вестерна. Кино как социальный миф. Великолепная семерка социальной теории. Вестерн по Гоббсу. Локк: естественное состояние и его закон. Свобода и равенство. Право на насилие. Труд – источник права собственности. Естественные границы размера собственности. Естественный собственник – мелкий фермер. Американский фронтир как идеальное естественное состояние. Денежный капитал как угроза естественному состоянию собственности. Границы свободы и договор. Общественный договор: переход к политическому и гражданскому обществу. США как страна фронтира и мелких фермеров. Гражданское состояние общества модерна.

•       Кризис фронтира: индустриальный капитализм. Карл Маркс: открытие структурного неравенства. Запад и Восток. Фронтир как альтернатива структурному неравенству. Ковбои революции. Другие способы решения проблемы. Дискурсы новых фронтиров.

•       Капитализм и мораль. Фермеры и крупный капитал. Проблема источника морали. Роль женщины в вестерне. Эмансипация и рефлексия женской роли в современном вестерне.

9. Анализ жанров

•       Боевик. Жанр эпохи неолиберализма. Голливуд и политическая повестка дня. Боевик и рейганизм. Типология боевика. Классический (картезианский) боевик. Полицейский боевик. Психологический боевик (боевик возмездия). Структурный анализ классического сценария. Социально-правые источники жанра.

•       Гангстерское кино. Социальный реализм и критика. Насилие в фильмах до введения кодекса. Моральный выбор. Репертуар моральных ролей. Роль женщины и разделение сфер. Самоуничтожение зла. Новый Голливуд. Современность.

•       Детектив. Популярность жанра. Расколдованный мир. Детектив как носитель модерновой рациональности. Буржуазный мир вещей. Мир горожанина. Советский буржуа. Шерлоки других профессий. Дедуктивный метод? Шерлок как историк. Метод понимающей исторической герменевтики. Эпистемологическая самоуверенность. Критика классической герменевтики в современных детективах.

•       Мюзикл. Раскрытие возможностей звукового кино. Лоис Вебер: моральная и социальная проблематика американского кино. Американское общество, община и ассимиляция. Мюзикл золотой эпохи Голливуда. Советский мюзикл. Современный российский мюзикл. Болливуд. Идеология современного американского мюзикла. «Американская мечта». Критика «американской мечты». 

10. Фильмы ужасов и сериалы

•       Фильмы ужасов: общие особенности. Популярность жанра. Исследования. Иррационализм в эпоху детективов. Магия и новые медиа. Жанр без структуры. «Непреодолимое очарование ужаса».

•       Негативное и грандиозное в эстетике романтизма. Негативное возвышенное и интенсивность эмоции. Возвышенное и грандиозное. Романтическое понятие возвышенного. Диалектика господина и раба.  Личность и смерть. «в борьбе не на жизнь, а на смерть». Гимн чуме. Эротизация романтизма.

•       Становление жанра: 1920-30-е. Значение немецкого киноэкспрессионизма. Беспомощный зритель внутри сна героя. Монстр: голливудская версия хоррора. Чудовищный монстр с обаянием.

•       Развитие жанра: 1940-90-е. Хоррор в повседневности. «Женская готика». Фантастический хоррор. Интерактивный хоррор. Альфред Хичкок. Джалло (giallo). Слэшер. «Найденная пленка».

•       Философия страха и ужаса: Мартин Хайдеггер. Страх как модус человеческого существования. Чего мы боимся? За что мы боимся? Вариации переживания страха. Страх как фундаментальная человеческая предрасположенность. Культур-социологическая релятивизация.

•       Ужас, ничто и одиночество. Ужас как условие возможности страха. Неопределяемость ужаса. Одиночество и свобода.

•       Типы кинематографического страха. Эстетизация страха. «Частичная иллюзия». Кино и философия. Пугающее воображение. Сильный испуг. Озабоченная антиципация. Тревожное возбуждение. Устрашающая привлекательность.

•       Сериалы. Формальная структура. Триумф сериалов. Семиотическая тождественность кино и реальности. Сериалы как «часть жизни».

•       Сон или реальность? Проблема демаркации. Сон философа. Радикализм феноменологического эпохэ

•       Фиктивность реальности и реальность фикции. Философские традиции фикционализации реальности. Фикция как реальность: Дильтей. Действительность и фикция: Марквард. Кино как путешествие. Другие способы преодоления фиктивности. 

Результаты обучения

Курс помогает сформировать следующие компетенции:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-9);

- способность понимать  основные  процессы и тенденции, протекающие в современной культуре,

анализировать культурные явления в широком социальном и историческом контексте (ПК-9);

- навыки поиска, упорядочивания и обработки информации из различных источников в социокультурной сфере, компетенции анализа, структурирования, обоснованного и  наглядного изложения обработанной информации (ПК-14).

Навыки

Предполагается, что в рамках освоения материала курса слушатели самостоятельно познакомятся с рекомендованными и упоминаемыми ключевыми фильмами в истории кино, смогут составить представление об особенностях некоторых национальных традиций кинематографа, а также смогут углубиться в классические и современные исследования по истории, теории и анализу фильма. Это позволит освоить базовый понятийный и методологический набор инструментов, необходимый для артикулированного понимания и аналитического просмотра фильмов. В рамках курса будут рассмотрены некоторые основные жанры кинематографа, специфика их идейных и идеологических оснований (предпочтение отдается собственно кинематографическим жанрам, таким как вестерн, мюзикл, фильмы ужасов и т.д.) Исторически курс ориентирован на более подробное освещение двух основных национальных кинематографических традиций – российскую и американскую. В завершении курса рассмотрена специфика сериала как современной динамично развивающейся формы кинопроизводства.

Куренной Виталий Анатольевич

Кандидат философских наук, Профессор
Должность: Руководитель, профессор школы культурологии, Факультет гуманитарных наук

сертификат об окончании курса

Сертификат

Предусмотрен сертификат.