наверх

Анализ фильма

16 сентября - 24 ноября 2019 г.
Курс уже начался
Запись на курс закрыта
Подпишитесь на новости и узнайте дату следующего запуска
  • 10 недель

    длительность курса

  • от 2 до 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Курс представляет собой введение в анализ фильма и знакомит слушателей с основными историческими и теоретическими аспектами этого комплексного феномена культуры. В рамках курса слушатели смогут освоить основные концепты, используемые в анализе фильма, познакомиться с ключевыми этапами истории кино, современными техниками, используемыми исследователями кино. Выражаясь словами знаменитого русского режиссера Льва Кулешова, после освоения этого курса его слушатели будут «лучше видеть картины, лучше читать их, лучше в них разбираться».

О курсе

Цель курса  – культурологическое введение в теорию, анализ и историю кино. Курс нацелен на выработку у слушателей общей ориентации в истории развития кино, аналитических и концептуальных компетенций в области кинокультуры, широкого понимания связи кино и его различных контекстов – технологических, социальных, национально-политических. Предполагается, что в рамках курса слушатели также самостоятельно познакомятся с рекомендованными ключевыми фильмами в истории кино, спецификой различных национальных традиций кинематографа, ознакомятся с классическими текстами по теории и анализу фильма. Это позволит им освоить базовый понятийный и методологический аппарат, необходимый для артикулированного понимания и критического анализа кино. В рамках курса будут рассмотрены некоторые основные жанры кинематографа, специфика их идеологии. Исторически курс ориентирован на более подробное освещение двух основных национальных кинематографических традиций – российскую и американскую. В рамках курса будет также затронуты содержательные аспекты современной анимации, а также рассмотрена специфика сериала как современной динамично развивающейся формы кинопроизводства.

Курс не требует какого-то особого материального обеспечения, исходит из того, что современный зритель благодаря развитию цифровых технологий, включая он-лайн кинотеатры может получить доступ к рекомендуемым к просмотру фильмам.

Формат

Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 10 вопросов.

Основная литература

 

1. Базен Андре. Эволюция киноязыка // Что такое кино. М.: Искусство, 1972. С. 80-97

2. Бела Балаш. Кино: Становление и сущность нового искусства. Главы 4-5.

3. Вертов Дзига. Киноки. Переворот

4. История американского кино от Мартина Скорсезе (документальный фильм, 1995)

5. Корте Г. М. Введение в системный киноанализ. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2018.

6. Кракауэр З. От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино. М.: Искусство, 1977.

7. Куренной В. Философия фильма. Упражнение в анализе. М.: НЛО, 2009

8. Куренной Виталий. Философия фильма: пояснения и пролегомены // Куренной В. Философия фильма: Упражнения в анализе. М.: НЛО, 2009. С. 5-34.

9. Ландау Н. Дорожная карта шоураннера, 2016.

10.       Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллинн: Александра, 1994.

11.       Райт Уилл. Индивиды и ценности: классический сюжет вестерна // Логос. 2010, № 6 (79). С. 119-150

12.       Теория большого сериального взрыва. Логос № 3 (93), 2013. [http://logosjournal.ru/2013/num32013-teoriya-bolshogo-serialnogo-vzryva.html]

 

 

Рамочный список фильмов:

«Список фильмов, рекомендуемых Гарвардским университетом для соискателей докторской степени в киноведении» [http://www.cinemotionlab.com/novosti/01735-spisok_filmov_rekomenduemyh_garvardskim_universitetom_dlya_soiskateley_kandidatskoy_stepeni_v_kinovedenii/]

 

Дополнительная литература

 

1. Dorothy A., Other worlds: society seen through soap opera, 1999.

2. Mareike J., Netflix and the Re-invention of Television, 2018.

3. Wright Will. Sixguns and Society: A Structural Study of the Western. University of California Press, 1975

4. Wright Will. The Wild West: The Mythical Cowboy and Social Theory. Sage Publications, 2001

5. Базен Андре. Вестерн, или избранный жанр американского кино; Эволюция вестерна  // Что такое кино. М.: Искусство, 1972. С. 230-249.

6. Базен Андре. Уильям Уайлер, янсенист мизансцены // Что такое кино. М.: Искусство, 1972. С. 97.

7. Добренко Е., Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив, 2008.

8.         Киноки и киноглаз. Блог "Классика кино" [Автор не указан]

[http://klassikakino.blogspot.co.uk/2011/11/blog-post_4948.html]

9. Куренной В. Мастер притчи [о Джиме Джармуше] // Независимая газета. 01.02.2008 [http://www.ng.ru/antrakt/2008-02-01/15_jarmuush.html]

10.       Пудовкин Вс. Статья о монтаже (1949) // Вс. Пудовкин. Собрание сочинений в трех томах. Том 1. М.: "Искусство", 1974. стр. 167-180.

11.       Ричард Броди. Гриффит против «Рождения нации» //  Сеанс. 3 февраля 2016 [http://seance.ru/blog/esse/the_birth_of_a_nation/]

12.       Тынянов Ю. Об основах кино // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 326-345.

13.       Эко Умберто. Кинематографический код // Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб.: Symposium, 2006. С. 203-216.

14.       Эльзессер Т.,  Хагенер М., Теория кино. Глаз, эмоции, тело, 2016.

Требования

Для успешного освоения курса обучающийся должны владеть следующими знаниями и навыками:

• учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

• приобретать новые научные знания, используя современные образовательные и информационные технологии.

Программа курса

  1. Зарождение и основные этапы истории кино.
  2. Анализ фильма: основные измерения.
  3. Фильм как комплекс знаков.
  4. «Жанровое» и «авторское» кино.
  5. (Нео)структуралистские и поструктуралисткие подходы к анализу фильма.
  6. Гангстерское кино. Боевик - жанр эпохи неолиберализма. 
  7. Современная анимация: структурные модели и идеология студии Диснея.
  8. Советское кино: особенности кинематографа 1930-1940-х гг.
  9. Советское кино: новая кинематографическая волна 1960-х.
  10. Сериал как конкурент реальности: философские аспекты проблемы реальности. 

Результаты обучения

Курс помогает сформировать следующие компетенции:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-9);

- способность понимать  основные  процессы и тенденции, протекающие в современной культуре,

анализировать культурные явления в широком социальном и историческом контексте (ПК-9);

- навыки поиска, упорядочивания и обработки информации из различных источников в социокультурной сфере, компетенции анализа, структурирования, обоснованного и  наглядного изложения обработанной информации (ПК-14).

Куренной Виталий Анатольевич

Кандидат философских наук, доцент
Должность: профессор, руководитель Школы культурологии факультета гуманитарных наук, заведующий Лабораторией исследований культуры Центра фундаментальных исследований