up
  • Russian

    course language

  • 15 weeks

    course duration

  • from 4 to 6 hours per week

    needed to educate

  • 2 credit points

    for credit at your university

Представляемый краткий курс, подготовленный Школой исторических наук НИУ ВШЭ, освещает острые проблемы истории России (от специфики древнерусской цивилизации до распада СССР) и направлен на формирование понимания особенностей развития нашей страны и более глубокого интереса к изучению отечественной истории.

Лекции снабжены дополнительными материалами: выдержками из трудов историков и текстов исторических источников. Курс ориентирован на всех интересующихся историей России.

About

Данный курс ориентирован на всех слушателей, вне зависимости от уровня подготовки. В процессе обучения будут затронуты острые проблемы истории нашей страны (от Киевской Руси до распада Советского Союза), чтобы сформировать у студентов понимание особенностей ее исторического развития и побудить интерес к более детальному изучению российской истории.

Цель освоения онлайн-курса – сформировать знание актуальных проблем отечественной истории и особенностей культурного развития России.

По мере освоения программы студенты будут анализировать большое количество материалов, изучать и учиться понимать важные исторические процессы, происходящие в обществе.

Данный курс будет проходить удаленно, поэтому не помешает вашей работе или обучению в вузе. Для успешного освоения курса вам понадобится лишь ваше домашнее рабочее место и общие знания российской истории на уровне школьной программы. Дополнительные специальные навыки или профильное образование не требуются.

В программу входит тест по каждой лекции, включающий от 12 до 17 заданий. Сами лекции длятся от 60 до 120 минут. Всего их будет 15, по одной на каждую неделю. Слушатели должны будут выполнить два задания, предусматривающие взаимное оценивание коллегами по курсу. В конце будет необходимо выполнить итоговый тест из 20 заданий.

Курс подготовили ведущие профессора Школы исторических наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Format

Курс состоит из лекций длиной от 60 до 120 мин. каждая. Внутри лекций встроены неоцениваемые вопросы. На каждой неделе с 1 по 15 будет представлен оцениваемый тест, включающий от 12 до 17 заданий, предусмотрены также два задания на взаимную оценку. Промежуточные и итоговые тесты имеют следующие формы: выбор одного ответа их множества; выбор нескольких ответов из множества; соотнесение; установление последовательности и др.

Основная литература: 

  1. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие / под ред. В.В. Керова. — М.: АСТ-Астрель, 2013, 2014, 2015. 

Дополнительная литература: 

  1. Аксютин Ю.В. Хрущевская оттепель и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. М.: РОССПЭН, 2010.
  2. Анисимов Е.В. Императорская Россия. — М., СПб.: Питер, 2011. — С. 421540. 
  3. Бивор Э. Вторая мировая война. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. 
  4. Блок М. Апология истории или ремесло историка. — Любое издание. – Введение, главы 1, 2. 
  5. Будницкий О.В. Российские евреи между красными и белыми (1917-1920). М.: Росспэн, 2005. 
  6. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. — М.: Политиздат, 1988. 
  7. Давыдов М.А. Двадцать лет до Великой войны: российская модернизация Витте-Столыпина / 2-е изд. — СПб.: Алетейа, 2016. 
  8. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций / 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2000. 
  9. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.): Курс лекций. — М.: Аспект Пресс, 2001. 
  10. Из истории русской культуры / 2-е изд. — М.: Языки русской культуры, 2000. — Вып. 3: XVII — начало XVIII века. 
  11. Каменский А.Б. Россия в XVIII веке. – М.: АСТ: Астрель, 2006. 
  12. Керов В.В. «Се человек и дело его…»: конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства в России. — М.: Экон-информ, 2016. 
  13. Краснов В.Н., Краснов И.В. Ленд-лиз для СССР. 1941—1945. — М.: Наука, 2008. 
  14. Курукин И.В. История России. XVIII век. — М.: Дрофа, 2010. — Главы 1, 2. 
  15. Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России: XVIII — начало XX века. — М.: Весь мир, 2012. 
  16. Нарский И.В. Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в 1917-1920 гг. М.: Росспэн, 2001. 
  17. Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации 1927-1941. — М.: РОССПЭН, 2008. 
  18. Пайпс Р. Русская революция: в 2 т. — М.: Захаров, 2005. — (или любое другое издание). 
  19. Пайпс Р. Русская революция: в 3 т. — М.: Захаров, 2005. 
  20. Пихоя Р. Москва. Кремль. Власть. 40 лет после войны. 1945-1985. М.: Астрель, АСТ, 2007. 
  21. Проскурякова Н.А. Россия в XIX веке: Государство. Общество. Экономика. — М.: Дрофа, 2010. — Главы 6, 9. 
  22. Рабинович А. Большевики приходят к власти: Революция 1917 года в Петрограде. — М.: Прогресс, 1989. 
  23. Реабилитация: Как это было: Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы. Т. 1: Март 1953 - февраль 1956 / Сост. Артизов А. и др. М.: Международный фонд «Демократия», 2000. 
  24. Румянцева М.Ф. Теория истории. — М.: Аспект пресс, 2002. — С. 3-31.
  25. Соколов А.К. От военпрома к ВПК. Советская военная промышленность. 1917 — июнь 1941 гг. — М.: Новый хронограф, 2012. 
  26. Таубман У. Хрущев. М.: Молодая гвардия, 2008. 
  27. Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. — М.: РОССПЭН, 2010. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. 

А также материалы по истории России на сайтах:

  1.  www.ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/ (История России и зарубежных стран в исследованиях и документах);
  2. www.gumer.info/ (История России в исследованиях и источниках) ;
  3. www.hist.msu.ru/ER/ (Источники по истории России);
  4. www.historylinks.ru/catalogue/common/.

Requirements

Для освоения курса требуются общие знания по курсу «Отечественная история» по программе российской средней школы. Общеучебные умения и навыки, полученные в российской средней школе (умения усваивать новые знания, рационально планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль в учении и пр.), вполне достаточны, и дополнительных специальных навыков не требуется.

Course program

  1. Зачем изучать прошлое, или как устроена историческая наука? Каменский А.Б. 
  2. От Древней Руси к Московскому царству: эволюция или смена цивилизаций? Данилевский И.Н. 
  3. Реформы и репрессии Ивана Грозного. Данилевский И.Н. 
  4. Отечественное общество XVII века: Древняя Русь или цивилизация Нового Времени? Керов В.В. 
  5. Петр Великий: создание современной. России Каменский А.Б. 
  6. Екатерина Великая: Россия в Век Просвещения. Каменский А.Б.
  7. Александр и Николай Павловичи: преемственность преобразований. Каменский А.Б. 
  8. Реформы второй половины XIX и начала ХХ в.: самодержавная модернизация или пролог революции? Давыдов М.А. 
  9. Модернизация Витте-Столыпина. Давыдов М.А. 
  10. Революция или Смута: что произошло в России в 1917 году? Новикова Л.Г. 
  11. Гражданская война в России: победители и побежденные. Новикова Л.Г. 
  12. Сталинская мобилизационная система в годы предвоенных пятилеток. Хлевнюк О.В.
  13. СССР во Второй мировой войне: факторы победы. Будницкий О.В.
  14. Н.С. Хрущев. Предпосылки и пределы десталинизации. Хлевнюк О.В. 
  15. Конец СССР: что пошло не так? Новикова Л.Г.

Education results

  • Понимание особенностей исторического развития России;
  • Знание актуальных проблем отечественной истории и особенностей культурного развития России.

Formed competencies

Курс вносит вклад в формирование следующих компетенций: 

  • способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
  • способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); 
  • способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7).

Education directions

Курс предназначен для широкой аудитории и его освоение не требует дополнительных специальных навыков, кроме общеучебных. Таким образом, данный курс может быть рекомендован учащимся всех направлений.

Отзывы о курсе

Каменский Александр Борисович

Доктор исторических наук, Профессор
Position: Руководитель школы, Профессор Школы исторических наук, Факультет гуманитарных наук

Давыдов Михаил Абрамович

Доктор исторических наук, Профессор
Position: Профессор Школы исторических наук, Факультет гуманитарных наук

Данилевский Игорь Николаевич

Доктор исторических наук, Профессор
Position: Профессор Школы исторических наук, Факультет гуманитарных наук

Керов Валерий Всеволодович

Доктор исторических наук, Профессор
Position: Профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ, Факультет гуманитарных наук

Новикова Людмила Геннадьевна

Кандидат исторических наук, Доцент
Position: Доцент Школы исторических наук, Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ

Хлевнюк Олег Витальевич

Доктор исторических наук, Профессор
Position: Профессор Школы исторических наук, Факультет гуманитарных наук

Будницкий Олег Витальевич

Доктор исторических наук, Профессор
Position: Профессор Школы исторических наук, Факультет гуманитарных наук

course completion certificate

Certificate

Стоимость доступа ко всем материалам курса, возможности пройти экзамен с прокторингом и получить сертификат составляет 3600 рублей.

A participant certificate is usually issued upon reaching 60 % of the overall rating, subject to the delivery of works before a hard deadline. The honors certificate is usually issued upon reaching 90 % of the overall rating, subject to the delivery of the work before the soft deadline.