course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Онлайн-курс ВШЭ адресован всем, кто интересуется индивидуальными различиями – сильными и слабыми сторонами личности, вопросами совместимости людей с разными особенностями. Бывает ли «счастливый» характер? Какими бывают черты и типы личности? Развиваются ли способности? В чем причины гениальности? Как поведение людей связано с полом? Что мы знаем о ценностях и моральном сознании людей? Где границы совместимости представителей разных типов? Наконец, что мы можем в себе и других изменить и с чем вынуждены смириться? Знание материалов курса поможет лучше управлять другими людьми и сопротивляться психологическому манипулированию, а также устанавливать искренние отношения с людьми, которые отличаются по темпераменту, характеру и способностям. Предлагаемый дистанционный курс дает ответы на эти вопросы, способствуя самопознанию и открытию ресурсов развития личности.
Цели освоения дисциплины «Психология личности и индивидуальных различий» - получение знаний об основных факторах развития индивидуальности, о структуре индивидуальности и взаимосвязях между ее уровнями и составляющими.
В результате изучения дисциплины студент должен научиться анализировать индивидуальные свойства человека и их проявления в повседневных и экстремальных ситуациях; уметь распознавать индивидуальные особенности для эффективной коммуникации; грамотно применять полученные им теоретические знания для решения профессиональных задач, а также использовать индивидуальный подход в педагогической и тренинговой деятельностях.
Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной, внутри которых встроены 1-2 неоцениваемых вопроса. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 15 вопросов. Итоговый экзамен состоит из одного теста, включающего 45 утверждений. В случае пересдачи студент получит параллельный второй вариант теста.
Анастази А. Дифференциальная психология. М., Апрель-Пресс, 2001. 745 с.
Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – 3-е издание, исправленное. – Москва : Флинта : МПСИ, 2008. – 280 с.
Либин, А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций: Учебное пособие / А.В. Либин. – 3-е издание, исправленное. – Москва : Смысл : Академия, 2004. – 527 с.
Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий: Учебник / М.С. Егорова. – Москва : Планета детей, 1997. – 328 с.
Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000. 526 с.
McAdams Dan P. The Person. 4th Edition. NY, Wiley. 2006.
Дополнительная литература
Davis S. F. (ed.). Handbook of research methods in experimental psychology. – John Wiley & Sons, 2008. 518 p.
Schultz W.T. (ed.). Handbook of psychobiography. – Oxford University Press, 2005. 393 p.
Ashton M.C. Individual differences and personality. – Academic Press, 2013. 392 p.
VandenBos G. R. APA dictionary of psychology. – American Psychological Association, 2007.
Maltby J., Day L., Macaskill A. Personality, individual differences and intelligence. – Pearson Education, 2010.
Необходимы знания в области философии, общей психологии, анатомии центральной нервной системы, экспериментальной психологии и современных концепций естествознания.
УК-5 Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
УК-9 Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
ОК-1 Способен и готов к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии.
ПК-2 Способен к планированию и проведению психологического исследования, обработке, содержательной интерпретации и представлению его результатов
ПК-6 Владеет навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик, умеет формировать комплекс психодиагностических методов, адекватных целям исследования, определять последовательность (программу) их применения.
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
Доктор психологических наук, Профессор
Position: Профессор Департамента психологии, Факультет социальных наук
Предусмотрен сертификат.
A participant certificate is usually issued upon reaching 60 % of the overall rating, subject to the delivery of works before a hard deadline. The honors certificate is usually issued upon reaching 90 % of the overall rating, subject to the delivery of the work before the soft deadline.