up

Театр и театральность в современной культуре

  • Russian

    course language

  • 12 weeks

    course duration

  • от 4 до 5 часов в неделю

    needed to educate

  • 3 credit points

    for credit at your university

 

В рамках курса мы проанализируем место и роль театра в современном культурном процессе, а также рассмотрим одну из самых популярных метафор «Весь мир – театр, и люди в нем актеры» в историческом и теоретическом контексте. Мы поговорим о театральных жанрах, о проблеме театрального зрителя, об актерстве и проблематике персональной идентичности.

About

Цель онлайн-курса – рассмотреть театр как культурную практику и социальный институт.

В ходе обучения слушателям предстоит ответить на вопросы:

  • Какова специфика современного театра и взаимоотношений его агентов (продюсеров, режиссеров, актеров)?
  • Какие театральные формы востребованы массовым зрителем, и что им противопоставляет театр авангарда и эксперимента?
  • При каких условиях театр обретает статус политического жеста?
  • Как и в каком виде повседневная культура усваивает элементы театрального мышления (ролевого поведения, драматического и мелодраматического воображения, эффекта зрелища)?

Широкий теоретический контекст осмысления эпохи «модерности» реализуется через 

конкретные кейсы из области театра, социального ритуала (в частности, праздника), перформанса, телешоу, флэшмоба, спорта и т. д.

Для оценки уровня освоения курса слушателям предстоит написать эссе/рецензию на выбранный заранее спектакль или иной театральный кейс, а также проходить тесты, выполнять домашние задания по ходу обучения.

Дистанционный курс «Театр и театральность в современной культуре» ориентирован на студентов социальных и гуманитарных наук и всех, кто интересуется театром как индикатором культурных процессов.

Format

Курс состоит из 12 тем, каждая из которых делится на 8-10 коротких видеолекций от 8 до 12 минут длиной. К каждой теме прилагается хрестоматия для домашнего чтения с вопросами и заданиями.

  • Бишоп К. Искусственный ад: партиципаторное искусство и политика зрительства / Пер. с англ. М.: V-A-C Press, 2018. 
  • Геббельс Х. Эстетика отсутствия: тексты о музыке и театре/ Пер. с нем. М.: «Театр и его дневник», 2015.
  • Голберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М.: Ad Marginem, 2013.
  • Леман Х.-Т. Постдраматический театр / Пер. Н. Исаевой. М.: Фонд Анатолия Васильева, 2013. Лилти А. Публичные фигуры: Изобретение знаменитости (1750–1850) / Редактор И. В. Булатовский. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018.
  • Рансьер Ж. Эмансипированный зритель / Пер. с фр. М.: Красная ласточка, 2018. 
  • Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / Пер. с нем. Н. Кандинской. Под общей ред. Д. Трубочкина. М.: Канон+, 2015.

Requirements

Для успешного освоения курса обучающийся должны владеть следующими знаниями и навыками:

• учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

• приобретать новые научные знания, используя современные образовательные и информационные технологии.

Course program

  1. Театр в истории и теории культуры. Категория театральности.
  2. «Весь мир – театр, и люди в нем актеры»: театральные метафоры в повседневной жизни.
  3. Театр и ритуал. (Со)присутствие и (со)участие в театре. Проблема театрального зрителя.
  4. Маска, роль, амплуа в истории культуры.  Театральные и перформативные аспекты персональной идентичности в истории культуры: практики костюмного переодевания и перевоплощения.
  5. Проблема актера в истории культуры. Актерство и проблематика персональной идентичности. Проблема искренности и подлинности в современной культуре.
  6. Драма и театр. Театральные жанры в истории культуры. Трагедия, комедия, фарс, мелодрама. В поисках катарсиса. Пафос и сильные чувства: их источники в культуре современности.
  7. Как звучит и как молчит спектакль? Текст, речь, голос и звук в театре.
  8. Сцена и спектакль.  Эффекты спектакулярности в истории культуры. Иммерсивный театр.
  9. Социальный театр. Театротерапия.
  10.  Театр и перформанс. Театр и медиа. Эффекты сиюминутности в истории культуры. Ситуация прямого эфира в современной культуре.  Театр и экран.
  11. Жестокость и насилие как темы театра и перформанса. Театральный авангард. Театр и политика. Театр как «вещь в себе». Театр без зрителя. Театр и эксперимент. Лабораторный театр.
  12. Цирк, спорт, танец. Театр и тело.

Education results

  • Уметь выделять основные характеристики театрального события, знать условия его осуществления. 
  • Понимать, что именно придает событию или явлению качество театральности.
  • Знать основные вехи в истории театра во всем разнообразии его форм. 
  • Разбираться в понятиях ритуала и церемонии, уметь применять их при анализе театральных событий. 
  • Понимать, какие исследовательские вопросы могут быть заданы по отношению к театральному материалу.
  • Знать и понимать проблематику хора в истории театра и культуры. 
  • Уметь выявлять и анализировать практики соприсутствия и соучастия в современной культуре.
  • Разбираться в проблематике звучащей речи в культуре.

Formed competencies

  • Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-9).
  • Способность понимать  основные  процессы и тенденции, протекающие в современной культуре, анализировать культурные явления в широком социальном и историческом контексте (ПК-9).
  • Навыки поиска, упорядочивания и обработки информации из различных источников в социокультурной сфере, компетенции анализа, структурирования, обоснованного и  наглядного изложения обработанной информации (ПК-14).

Education directions

51.03.01 Культурология
51.03.01. Культурология

Отзывы о курсе

Рогинская Ольга Олеговна

Кандидат филологических наук, Доцент
Position: Доцент Школы культурологии, Факультет гуманитарных наук

course completion certificate

Certificate

Стоимость доступа ко всем материалам курса, возможности пройти экзамен с прокторингом и получить сертификат составляет 3600 рублей.

Similar courses