наверх

Why we post: антропология социальных медиа

  • Русский

    язык курса

  • 7 недель

    длительность курса

  • от 2 до 4 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

 

Интернет начинался как глобальный проект. Таким его видели создатели сервисов и онлайн-проектов, активисты и исследователи. Также они думали, что у интернета есть большая сила, способная сделать человека более свободным и образованным, превратить его в гражданина мира. Но и ход развития самой сети, и научные открытия в этой области показывают, что универсалистский подход к интернету нерелевантен. Интернет расслаивается на фрагменты. Правительства разных стран отличаются тем, как они регулируют интернет, а люди, в свою очередь, пользуются электронными ресурсами неодинаково, в результате чего не только интернет влияет на пользователя, но и наоборот.
И главное, социальные медиа не существуют сами по себе, они связаны с контекстом их использования. Одно из масштабных исследований, объясняющих это разнообразие, лежит в основе этого курса.

Антропологи из University College London под руководством Дэниела Миллера в течение пятнадцати (15!) месяцев проводили полевую работу в девяти странах мира и изучали, как там устроены социальные медиа. По мотивам этого исследования они написали 11 научных монографий и сделали курс Why We Post. Сейчас он перед вами, переведённый на русский язык и дополненный российскими примерами.

О курсе

Из этого курса вы узнаете, что люди делают в социальных медиа и каким образом эти медиа адаптируются к социальному контексту. Также вы освоите базовые навыки цифрового антрополога: сможете анализировать собственные практики и то, как другие пользуются соцсетями. Вы поймете, как на самом деле устроены социальные медиа, становимся ли мы похожими друг на друга благодаря интернету и почему жители Тринидада, Британии, Китая и Бразилии делают селфи (оказывается, по разным причинам).

Формат

Курс состоит из семи учебных недель.
Материалы курса — статьи, картинки и видео (мини-фильмы о местах исследования и записи дискуссий команды Миллера). В конце каждой недели будет небольшое задание. В конце курса вы сможете сделать ваше собственное исследование, описать и проанализировать историю интернета в вашем городе.
Мы не дадим сертификат о прохождении курса, но это не значит, что вам ничего не нужно будет делать. Этот курс устроен не так, как все остальные курсы. Тут нет длинных лекций и бесконечных тестов. А есть короткие видео, тексты, задания для самостоятельной исследовательской работы и возможность обсудить ваши наблюдения с коллегами.
Во время такого обсуждения вы можете узнать что-то неожиданное для вас от другого участника курса — из другого города, с другим образованием.
Курс позволит сформировать сообщество. Поэтому мы будем много переписываться на форуме курса, обмениваться наблюдениями и обсуждать материалы занятий.
Клуб любителей интернета и общества, который перевёл этот курс и добавил шестую и седьмую недели, исследует историю интернета и социальных медиа в России. Вы можете участвовать в нём, проходя курс.

  • Miller D., Costa E., Haynes N., McDonald T., Nicolescu R., Sinanan J., Wang X. (2016). How the World Changed Social Media. Hong Kong, Australia: UCL Press.

Требования

Слушателем курса может стать любой, вне зависимости от образования или рода занятий.
Мы полагаем, что он будет полезен тем, кто работает с интернетом и социальными медиа: аналитикам, разработчикам, сотрудникам медиа, маркетологам.
Также курс будет полезен для исследователей в академической среде: антропологов, социологов, бизнес-информатиков, историков и так далее.
Наконец, курс будет полезен тем, кто работает со студентами или вообще удивляется, почему все вокруг сидят всё время со своими телефонами.
Главное требование: интерес к социальным медиа, интернету, а также к тому, что они могут дать для понимания сообществ и культурного многообразия.

Программа курса

Неделя 1:
Антрополог Дэниел Миллер, инициатор запуска проекта Why We Post, знакомит слушателей с изучением социальных медиа с социально-антропологической точки зрения: раскрывается методология, вводится ряд необходимых терминов. Также в рамках этой недели происходит знакомство с местами полевых исследований, в частности, представление двух английских деревень. Здесь и далее каждую тему сопровождает большое обсуждение, где антропологи сводят воедино наблюдения со всех точек проекта.

Неделя 2:
Основная тема занятий на этой неделе – возрастающая значимость визуальности и визуального контента. Основываясь на материалах полевых наблюдений на юге Италии и на острове Тринидад, исследователи обсуждают, какие функции выполняют мемы, селфи и другие изображения, циркулирующие в социальных медиа. Также затронута тема изображений как средства коммуникации для малограмотных пользователей в разных частях мира.

Неделя 3:
Неделя посвящена тому, как социальные медиа взаимосвязаны с гендерными ожиданиями и политической сферой. Основные материалы были получены в ходе полевой работы в южной Индии и в Турции недалеко от границы с Сирией. Специальный акцент сделан на повседневных практиках использования социальных медиа.

Неделя 4:
Подробно обсуждается особое положение Китая в системе современных социальных медиа: описаны уникальные платформы, не используемые за его пределами. Занятия основываются на материалах из "сельского" и "индустриального" Китая. Темы для обобщающих дискуссий: образование, коммерческая деятельность и вопросы приватности. Особый акцент сделан на возможности "переключения" пользовательского внимания с одной платформы на другую в условиях отсутствия технических ограничений.

Неделя 5:
Антропологи затрагивают темы социального неравенства и нормативности, а также то, каким образом они проявляются в социальных медиа. Основные полевые наблюдения для этой недели были сделаны в Чили и в Бразилии. Отдельное обсуждение: являются ли соцмедиа-платформы гомогенизирующей силой для разных частей света, а также меняют ли они представление о том, что значит "быть человеком".

Недели 6-7:
Эта тема основывается на материалах, собранных российской исследовательской группой в экспедициях по городам России. В фокусе занятий – история интернета и разнообразие способов его распространения и развития. Исследователи рассказывают об особенностях российских городов и предлагают историко-антропологический подход, который дает возможность понять, как менялась среда социальных медиа. В конце недели будет обсуждение исследовательских проектов участников.

Результаты обучения

По мере прохождения курса слушатель научится:

  • составлять и вести антропологический полевой дневник;
  • анализировать текстовую информацию и изображения в социальных сетях;
  • оценивать, каким образом выбор онлайн-платформы связан с социальными взаимодействиями;
  • рассматривать социальные медиа как источник знаний о конкретной культуре и о существующих в ее рамках представлениях о нормативном и нежелательном;
  • анализировать историю появления и развития интернета в городе, а также отношения между акторами этих процессов.

Формируемые компетенции

  • Анализирует визуальный контент с точки зрения его социальной функции. 
  • Знает о связи интернета и социальных медиа, умеет видеть в истории фактор изменения обоих. 
  • Понимает общие принципы антропологии социальных медиа, знаком с ключевыми концептами и подходами. 
  • Понимает страновую и культурную специфику социальных медиа. 
  • Проблематизирует политические и гендерные аспекты в разных практиках взаимодействия с социальными медиа. 
  • Работает с кейсами отдельных городов и структурирует их историю, соотносит с социальными медиа. 
  • Распознаёт случаи неравенства и может проектировать исследование, позволяющее его (неравенство) делать видимым.

Направления подготовки

Навыки

Неделя 1: Что такое антропология социальных медиа?
После окончания этой недели слушатель сможет:

  • вести полевой дневник;
  • иметь представление об этических и практических принципах антропологической полевой работы;
  • иметь представление о том, что такое этнографическое мышление.

Неделя 2: Как выглядят социальные медиа?
После окончания этой недели слушатель сможет:

  • рассматривать визуальный контент в контексте конкретного сообщества и культуры;
  • анализировать, какие ценности, идеи и представления транслируются через селфи, мемы и другие визуальные публикации.

Неделя 3: Как социальные медиа влияют на политику и гендер?
После окончания этой недели слушатель сможет:

  • опираясь на публикации в социальных сетях, подходить к анализу существующих в конкретном обществе представлений о гендере;
  • анализировать политические дискуссии с точки зрения социальной структуры общества, а также существующих в нем представлений;
  • использовать социальные медиа как источник знаний о гендере и политике.

Неделя 4: Социальные медиа в Китае.
После окончания этой недели слушатель сможет:

  • отдавать себе отчет о важности региональной специфики в исследовании практик использования интернета;
  • рассматривать социальные медиа, а также практики их использования как источник сведений о существующих в этом обществе представлениях об образовании, бизнесе и приватности.

Неделя 5: Социальные медиа и неравенство.
После окончания этой недели слушатель сможет:

  • рассматривать социальные медиа как источник знаний об идентичности и представления о нормативности;
  • анализировать публикации через призму социального расслоения.

 

Недели 6-7: Разнообразие интернета в городах России: историзация городского и пользовательского опыта.
После прохождения этой темы слушатель сможет:

  • узнать, каково разнообразие историй появления интернета в городах России и пользовательских практик;
  • начать собственное исследование: собрать и проанализировать архивные материалы о том, как интернет появился в его городе;
  • освоить метод полуструктурированного интервью;
  • получить представление об академической культуре обсуждения исследований in progress;
  • представить результаты своего проекта и дополнить материалы, опираясь на комментарии преподавателя и других участников курса.

Отзывы о курсе

Российская часть и что мы будем делать вместе

Российская часть подготовлена клубом любителей интернета и общества. Это это неформальное объединение исследователей, которые занимаются интернетом. В работе клуба участвуют академические учёные, художники, журналисты, студенты, айтишники и активисты. С 2015 года клуб проводит семинары, конференции, ридинги, образовательные и исследовательские проекты, связанные с интернетом.

Исследование интернета в городах России началось летом 2017 года и ещё продолжается. Исследователи ездят в экспедиции и работают с коллегами, которые живут в разных регионах. В курсе описаны эмпирические исследования, которые прошли в Воронеже, Томске, Владивостоке, Казани, Тюмени, в Лобне и на Сахалине.

В рамках этого курса можно принять участие в этом исследовании и изучить разнообразие социальных медиа и интернет-среды в своём городе.

Колозариди Полина Владимировна

Кандидат социологических наук, Доцент
Должность: Доцент, Факультет коммуникаций, медиа и дизайна, Департамент медиа

Похожие курсы