наверх

Код искусства: цифровизация прекрасного

  • Русский

    язык курса

  • 15 недель

    длительность курса

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Цифровизация культурной жизни и в особенности цифровое искусство, в последние годы набирающие всё большую популярность, ставят непростые вопросы перед публикой. Что следует считать оригиналом? Как относиться к художественному произведению, которое может быть воспроизведено бесконечное количество раз? Как воспринимать картину, которая не несет энергетики художника, не содержит частички его души?Эти вопросы возникали с тех пор, когда первое произведение искусства появилось в виртуальной среде, однако можно говорить, что они приобрели особенную актуальность с тех пор, как титаны арт-бизнеса обратили внимание на возможности, которые дают "цифровые" произведения искусства. Сегодня всё внимание ценителей искусства и коллекционеров приковано к NFT-токенам, или виртуальным цифровым единицам в блокчейн-сети. В рамках курса "Код искусства: цифровизация прекрасного" рассматривается роль NFT в мире искусства и те изменения, которые современные технологии привносят в бытование и восприятие художественных произведений.

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
 

Требования

Курс является общеобразовательным и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.

Программа курса

1. Цифровое искусство: определения и подходы к изучению

Типология цифрового искусства. Основные термины, стили и направления. Проблемы восприятия и бытования. 

2. Произведения искусства и проблема технической воспроизводимости

Искусство, лишенное «ауры художника» (по В.Беньямину), проблемы оригинальности цифрового художественного произведения. Что есть «копия» в цифровом пространстве?

3. Экспонирование объектов цифрового искусства в виртуальном формате. 

Проблемы экспонирования цифрового искусства, виртуальные площадки, дополненная реальность. Пересечения реального мира и виртуального

4. NFT-art: «казаться, чтобы быть»

Что такое NFT-art? Критерии определения, проблемы бытования.  NFT-art – развлечение «поколения зумеров», или будущее изобразительного искусства? 

5. NFT-токены: история захвата арт-рынка

В 2021 году произошла своеобразная революция на арт-рынке: NFT-art привлек внимание крупнейших игроков, что кардинально изменило порядок цен. Как события на арт-рынке изменили соотношение сил в художественном мире, и как это влияет на развитие истории искусства?

6. «Райт-кликеры» и проблема уникальности цифрового искусства

Одной из ключевых проблем бытования произведений цифрового искусства является проблема уникальности. Для того, чтобы стать обладателем «копии» цифрового произведения, достаточно несколько раз нажать на правую кнопку компьютерной мышки. 

7. Виртуальная реальность и поддельное искусство

Нередко в виртуальном мире появляются подделки реальных произведений искусства – причем происходит это далеко не всегда по злому умыслу. К чему приводит создание параллельных реальностей, как это влияет на восприятие творчества художников – как современных, так и «классических»?

8. Искусственный интеллект: от создания произведений искусства до борьбы с подделками

В последние годы художникам все чаще и чаще приходится конкурировать с искусственным интеллектом. Настоящее и будущее «искусства роботов», перспективы развития и бытования. 

9. Художник в Сети: виртуальная слава и реальный мир

В последнее десятилетие благодаря развитию сети Интернет принципиально изменились способы репрезентации и продвижения художников. Как сегодня работают эти механизмы, как художники, работающие в «традиционных» техниках, используют сетевые возможности?  

Результаты обучения

Слушатель после прохождения курса будет

Направления подготовки

Знания

Знать: Основные принципы создания, экспонирования, коллекционирования, продажи и покупки цифровых произведений искусства. 
 

Умения

Уметь: логически выстроить процесс исследования в области современного цифрового искусства, организовать обработку информации, интерпретировать полученные результаты, определять область практического значения темы исследования. 
 

Навыки

Владеть: терминологическим аппаратом в области цифрового искусства, навыками анализа цифровых художественных произведений, методологическим аппаратом проведения исследований в области современного цифрового искусства.
 

Контактная информация:

Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержкиsupport@distant.msu.ru

Апресян Армен Рубенович

Кандидат философских наук
Должность: доцент кафедры эстетики философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Похожие курсы