язык курса
длительность курса
для зачета в своем вузе
Интеллектуальные системы в современном мире обретают особую значимость вследствие своего постепенного и незаметного вплетения в повседневную жизнь человека. Философия искусственного интеллекта является одной из дисциплин, изучающей интеллектуальные системы, поэтому в рамках рабочей программы предлагается рассмотреть ее методологию наряду с методологией прикладной этики и гуманитарной экспертизы. Цель курса состоит в том, чтобы проследить, выделить и описать проблемные точки в этическом поле, а также сформулировать некоторые подходы к их решению и элиминации рисков распространения интеллектуальных систем. Структурно рабочая программа разбита на три блока и предполагает самостоятельную работу студента. Первый блок направлен на выявление основных положений и концептов, использующихся для описания интеллектуальных систем. Второй блок сосредоточен на теоретических этических построениях, применяющихся для анализа интеллектуальных систем. В третьем блоке разбираются проблемы прикладной этики, связанные с распространением
интеллектуальных систем.
Форма обучения заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является участие в обязательном задании - семинар.
Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.
1. Введение и определение основных понятий.
2. Взаимодействие человека и интеллектуальных систем.
3. Проблемы этики дизайна интеллектуальных систем.
4. Машинная и формальная этика.
5. Моральное и юридическое регулирование: ответственность и вина интеллектуальных систем.
6. Гуманитарная и этическая экспертиза интеллектуальных систем.
7. Использование искусственного интеллекта в медицине: подключенный пациент.
8. Роботизация заботы о себе и других.
9. Этика умного города.
10. Безопасность, власть, этика: приватность и предикция поведения.
Знать:
- особенности современного состояния знания в области интеллектуальных систем, проблемы, возникающие в связи с их распространением и применением.
- текущие представления об этическом прикладном и теоретическом горизонте в области интеллектуальных систем.
- аспекты прикладной этики в сфере регулирования и анализа интеллектуальных систем.
Уметь:
- применять полученные знания в области прикладной этики в профессиональной деятельности.
- использовать в профессиональной деятельности междисциплинарные знания.
- использовать инструментарий прикладной и теоретической этики для выявления и описания возникающих рисков.
Владеть:
- научной методологией для анализа философских и этических аспектов интеллектуальных систем.
- инструментами современного научного понимания интеллектуальных систем.
- понятийным и категориальным аппаратом, необходимым для выявления проблем этического плана.
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий, формулировать научно обоснованные гипотезы, применять методологию научного познания в профессиональной деятельности.
ОПК-3. Способность на основе сформированного научного и профессионального мировоззрения понимать и использовать в исследовательской работе знания о современном состоянии гуманитарных, социальных, когнитивных и естественных наук.
ПК-5. Способность осуществлять исследовательско-аналитическую деятельность по выявлению и описанию дилемм, проблем этического плана, зон этических рисков, возникающих в конкретных организациях, профессиях, областях корпоративной культуры, сообществах, отраслях.
Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержки: support@distant.msu.ru
язык курса
длительность курса
для зачета в своем вузе
Кандидат философских наук
Должность: преподаватель философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова