наверх

Русская культура X – начала XX вв

  • Русский

    язык курса

  • 15 недель

    длительность курса

  • 4 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Русская культура - уникальный феномен мировой цивилизации. Веками русские писатели, художники, скульпторы создавали произведения, которые нередко не находят аналогов в искусстве Европы или Азии.
В рельефах Дмитриевского собора во Владимире мы можем увидеть представления средневекового человека об идеальном мире. «Последний день Помпеи» Брюллова обозначил изменения в классицистической живописи. Произведения Сурикова на исторические темы («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» и др.) - настоящие философские размышления, выраженные с помощью изобразительного искусства. Для романа «Война и мир» Толстого пришлось придумывать специальный термин -«роман-эпопея». И без этого произведения нельзя представить и появления других больших романов, «Будденброки» Томаса Манна или «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл.
В то же время любой памятник культуры, будь то литературное произведение или произведение изобразительного искусства, несет в себе черты эпохи. Его появление обусловлено как конкретно-исторической ситуацией, так и биографией автора, который также являет собой человека определенного времени, социального круга и т.д.
Предлагаемый курс выстроен по историко-хронологическому принципу и охватывает время от принятия Христианства до начала XX в. В условиях революционных потрясений, Первой Мировой и Гражданской войн возникла культура нового типа и её освещение -самостоятельная гносеологическая задача. Таким образом, наш курс охватывает период допетровской культуры и культуры периода империи.
Слушатели получат представления об эпохах, выдвинувших Андрея Рублева и Дионисия, Ивана Никитина и Бартоломео Растрелли, Александра Пушкина и Василия Тропинина… Автор также постарается показать взаимовлияние русской и мировой культуры. При этом важно помнить, что в истории культурного обмена между Россией и остальным миром действовали два потока: деятели мировой культуры ехали в Россию и россияне ехали в Европу, Америку. Впрочем, многие из иностранцев (приглашенные монархами или приехавшие самостоятельно) именно в нашей стране смогли реализовать свой творческий потенциал. Примечательно, что великий математик Леонард Эйлер на вопрос прусского короля Фридриха Великого об истоках своих знаний, ответил: «Я всем обязан своему пребыванию в Петербургской Академии».
Автор старался показать разные составляющие культуры (литература, архитектура, изобразительное искусство) на широком историческом фоне и в тесной взаимосвязи друг с другом.
Курс разбит на несколько модулей, в рамках которых слушателям предлагаются как текстовые, так и видео-лекции, power-point-презентации, ссылки на дополнительные ресурсы и задания к каждой теме.

Цель учебного курса – ознакомление учащихся с достижениями русской духовной жизни X -начала XX вв. и формирование целостного представления о ней.

Задачи дисциплины: 

  • Изучение искусства и культуры как системы культурных феноменов; 
  • Рассмотрение направлений искусства, стилей, творчества отдельных деятелей и их конкретных произведений, как проявления общих тенденций русской истории;
  • Знакомство с творчеством отдельных русских художников, архитекторов, писателей и т.д.;
  • Анализ конкретных памятников литературы, архитектуры, изобразительного искусства и т.д.

 

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видео-лекций и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является участие в обязательных заданиях - семинарах.
В открытом доступе вы можете ознакомиться с видеолекциями первых двух недель, остальные материалы станут доступны после оплаты курса. 

Требования

Курс является общеобразовательным, и рассчитан на широкую аудиторию слушателей.

Программа курса

Тема 1. Особенности развития русской культуры X – начала XX вв.
Христианство. Влияние Византии. Общее и особенное русской и европейской культуры.

Тема 2. Культура Киевской Руси (X –начало XII вв.)
Феномен древнерусской культуры. Влияние Христианства. 
Литература: Кирилл и Мефодий. Переводная религиозная и светская литература. Публицистика («Слово о законе и благодати»,). Летописи («Повесть временных лет»). Берестяные грамоты. Былины и сказки.
Архитектура Киевской Руси: Соборы Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке. Живопись (фрески, мозаики, иконопись). 

Тема 3. Русская культура периода XII – XIII вв. Начало феодальной раздробленности.
Влияние феодальной раздробленности на культуру Руси. Подъем культуры в русских землях в XII-XIII вв. Идея единства русской земли в произведениях культуры.  
Литература («Слово о полку Игореве»).
Архитектура периода феодальной раздробленности, складывание местных архитектурных школ: Владимиро-Суздальская архитектура (Успенский, Дмитровский собор, храм Покрова на Нерли), Новгородская архитектура (храм Спаса на Нередицеи др.).

Тема 4. Культура Руси XIII-XVI вв.
Татаро-монгольское нашествие и его последствия для русской культуры. Объединение русских земель вокруг Москвы. Идеология. «Москва –Третий Рим».
Литература. Хронографы. Исторические повести. «Хождение» Афанасия Никитина. Публицистика и эпистолярный жанр («Сказание о князьях Владимирских», Филофей, И. Пересветов, Иван Грозный, А. Курбский и др.). Четьи-Минеи митрополита Макария. «Домострой». Иван Федоров и начало книгопечатания.
Архитектура. Строительство Московского Кремля. Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы. Строительство шатровых храмов. Церковь Воскресения в Коломенском. Собор Василия Блаженного. 
Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий. Картина «Благословенно воинство небесного царя». Книжная миниатюра.

Тема 5. Русская культура XVII в.
Становление светской культуры. Влияние Западной Европы на культуру России. Распространение грамотности и просвещения. Славяно-греко-латинская академия. Московский печатный двор. 
Литература. Появление вымышленного героя. Биографические повести. «Житие» протопопа Аввакума. Сатирические и бытовые повести. Стихотворный жанр. Симеон Полоцкий. 
Архитектура. Храмы Москвы и Ярославля. Барокко. Церкви Покрова в Филях и Знамения в Дубровицах.
Живопись. Парсуна. Симон Ушаков.

Тема 6. Русская культура XVIII в.
Условия развития культуры. Реформы Петра I. Европеизация и секуляризация культуры. Академия наук и Академия художеств.
Литература. Классицизм (В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин), сентиментализм (Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев). Журналистика. Н.И.Новиков. 
Архитектура. Барокко (Д. Трезини, В.В. Растрелли и др.). Классицизм (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков и др.).
Живопись. «Век портрета». Классицизм (И.Н. Никитин, А.П. Лосенко, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский и др.). Историческая тема в живописи. Начало сентиментализма (В.Л. Боровиковский и др.).
Скульптура. Барокко (К.Б. Растрелли и др.). Классицизм. (Ф.И. Шубин, П.И. Козловский и др.).
Наука и образование. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Создание системы общеобразовательной школы. Начало женского образования.
Театр. Ф.Г. Волков. Театр Шереметева.

Тема 7. Русская культура первой половины XIX в.
Общие условия развития русской культуры в начале XIX в.
Литература (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). И.А. Крылов, В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь. 
Архитектура. Ампир (А.Н. Воронихин. К.И. Росси. О.И. Бове. Д.И. Жилярди). Неовизантийский стиль (К.А. Тон и др.).
Театр и музыка. Русские романсы. А.А. Алябьев. А.Е. Варламов. А.Л. Гурилёв. Опера. А.Н. Верстовский. М.И. Глинка. 
Изобразительное искусство. К.П. Брюллов. А.А. Иванов. А.Г. Венецианов. П.А. Федотов и др. Скульптура. И.П. Мартос. Клодт фон Юргенсбурги др. 
Наука и образование. Университетский устав 1804 г. Царскосельский лицей. Н.И. Лобачевский. Н.М. Карамзин. Географические исследования и открытия. 

Тема 8. Русская культура второй половины XIX в.
Литература. Реализм (И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов).
Архитектура. Условия развития архитектуры. Эклектика (А.И. Резанов), псевдорусский стиль (В.О. Шервуд, А.Н. Померанцев).
Живопись. Передвижники. Н.Н. Ге, В.Г. Перов, И.Н. Крамской и др.. Влияние импрессионизма (И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Э. Борисов-Мусатов, В.Д. Поленов, И.Е. Репин и др.). Морская тематика (И.К. Айвазовский). Историческая и батальная живопись (К.И. Айвазовский, В.И. Суриков, В.В. Верещагин и др.).
Салонный академизм.
Скульптура. А.М. Опекушин, М.М. Антокольский, П.П. Трубецкой и др.
Наука и образование. Медицина (Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов), химия (А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев), математика (С.В. Ковалевская), география (П.П. Семенов-Тян-Шаньский), Н.М. Пржвальский, Н.Н. Миклухо-Маклай), история (С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский).
Драматический театр (школа Малого театра). Балет (М.И. Петипа).

Тема 9. Русская культура начала XX в.
Литература «Серебряного века». Реализм (И.А. Бунин, М. Горький), романтизм (М. Горький), символизм (И.Ф. Анненский, А.А. Блок) и др. течения.
Архитектура. Модерн (Ф.О. Шехтель), неоклассицизм (Р.И. Клейн), псевдорусский стиль (А.В. Щусев).
Живопись. Модерн: романтико-европейское (М.А. Врубель, Л.С. Бакст, К.А. Сомов, А.Н. Бенуа и др.) и патриотическое (И.Я. Билибин, С.С. Соломко и др.) направления. Объединения «Мир искусства», «Золотое руно», «Бубновый валет», «Ослиный хвост».
Театр. Создание МХТ (К.С. Станиславский).
Наука. Русская религиозная философия (В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков).
 

Результаты обучения

Знать: 

  • основные этапы развития отечественной культуры от древнерусского периода до начала XX в.; 
  • основные понятия и категории истории искусства и культуры; основные достижения отечественной культуры; выдающихся творцов культуры и искусства; 
  • основную научную литературу по истории и теории культуры; основополагающие подходы и методы к изучению проблем культурологии (цивилизационный, эволюционный, просветительский и т. д.); 
  • культурологическую терминологию.

Уметь:

  • распознавать конкретные памятники по их принадлежности к историческим периодам, стилям, художникам; 
  • самостоятельно работать с культурологическими текстами с целью осознания и применения в своей специальности представлений о генезисе различных стилей и жанров; 
  • использовать знания по истории отечественной культуры в практической деятельности; 
  • самостоятельно оценивать собственный уровень овладения культурологическим знанием и определять потребность в дальнейшем изучении.

Владеть: 

  • основной терминологией истории отечественной культуры, 
  • навыками самостоятельной работы с текстами по истории отечественной культуры с целью осознания и применения в своей специальности представлений о генезисе различных стилей и жанров.

Формируемые компетенции

ОК-1.Способность представить современную картину мира на основе ценностей системы гуманитарных знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.

ОК-4. Способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой культуре.

ОК-7. Способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия.

Направления подготовки

Знания

 

Умения

 

Навыки

 

Отзывы о курсе

Контактная информация:

Почтовый адрес: 119234, Москва, Ломоносовский пр. д. 27 корп. 1, комната Г-729
Телефон: +7 (495) 938-21-39
Емейл тех.поддержкиsupport@distant.msu.ru

Богданов Владимир Павлович

Кандидат исторических наук
Должность: старший научный сотрудник исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Похожие курсы