язык курса
длительность курса
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
Уважаемые слушатели, некоторые материалы данного курса доступны для ознакомительного просмотра. Чтобы получить доступ ко всем материалам курса, необходимо оплатить его.
Курс представляет собой попытку охватить весь жизненный и творческий путь Толстого и рассмотреть взаимосвязь между его произведениями и его мировоззрением. В лекциях освещены творческая эволюция и биография писателя, дана оригинальная интерпретация как отдельных произведений, так и художественной философии автора в целом. Курс, приуроченный к 200-летию Льва Николаевича, должен дать целостное и глубокое представление о наследии великого русского писателя и мыслителя.
Лев Николаевич Толстой прожил 82 года и написал 90 томов самых разнообразных сочинений — романов, повестей, рассказов, драм, комедий, дневников и писем. Охватить весь этот материал невозможно, однако слушатели данного курса узнают самое главное: основные вехи его биографии, характеристику его главных сочинений и основ его мировоззрения.
Курс состоит из двух разделов, подготовленных двумя преподавателями.
В первом разделе (модули 1–5, 8–9) будут охарактеризованы главные этапы жизненного и творческого пути Толстого, такие как история его семьи, его военная служба на Кавказе и в Крыму во время войны, его педагогическая деятельность. Слушатели узнают об истории замыслов и об источниках главных произведений, о мировоззренческом кризисе Толстого и изменении его убеждений, о проповеди покаяния и опрощения, о трагическом уходе Толстого из родного дома и о его смерти.
Второй раздел (модули 6–7) посвящен философским аспектам толстовского наследия. В нем слушатели узнают о религиозно-философском учении Толстого в его двух вариантах, выраженных в трактатах «В чем моя вера?» и «О жизни», о критике учения Толстого в русской философии начала ХХ века, об эстетике Толстого, о влиянии идей Толстого на философию конца XIX–ХХ века.
В заключение курса будет указана литература, которую могут прочесть те, кто захочет более углубленно познакомиться с этой темой.
Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов, тестирование по пройденному материалу. Для получения сертификата необходимо выполнить все задания, тесты и написать финальный экзамен.
Обучение на курсе не требует специальной подготовки.
Модуль 1. Детство. Отрочество. Юность
Вступление. История предков и семьи Л. Н. Толстого и ее отражение в его творчестве. Детство и юность писателя. Дневники и «История вчерашнего дня». Автобиографическая трилогия: «Детство», «Отрочество», «Юность».
Модуль 2. Военная служба и военная проза
Военная служба Толстого и его участие в боевых действиях. Кавказские очерки и героизм в понимании Толстого. Три образа войны в «Севастопольских рассказах». Поэтика военных рассказов.
Модуль 3. Толстой в 1855–1862 гг.
Толстой после Крымской войны. «Утро помещика»: вековое недоверие крестьян к барину. Первое заграничное путешествие. Рассказ «Люцерн». Отношения с крестьянами и педагогические идеи Толстого. Повесть «Казаки»: тема «естественного человека». Повесть «Семейное счастие». Женитьба Толстого.
Модуль 4. «Война и мир»
Творческая история романа. Замысел: от 1856-го к 1805 году. Творческая история романа. Прототипы и протосюжеты. Творческая история романа. Работа с источниками, история публикации. Проблематика романа. «Естественные» и «искусственные» люди». Проблематика романа. Семейные кланы и главные герои. Проблематика романа. Историософия Толстого, различия войн 1805 и 1812 г. Кутузов и Наполеон.
Модуль 5. «Анна Каренина»
Замысел романа о семейном счастье. Творческая история «Анны Карениной». Причины трагедии Анны. Личное и общественное в образах Каренина и Вронского. Проблема вины и различные истолкования эпиграфа к роману. Автобиографическое в образе Константина Левина. Левин и Кити. «Анна Каренина» как энциклопедия 1870-х годов. Отношение Левина к «перевалу» русской истории, его хозяйственные эксперименты и отношение к народу. Причины духовного кризиса Левина и обретение выхода в жизни «по-божьи». Кризис Толстого.
Модуль 6. Толстой-философ
Причины перелома в мировоззрении Толстого в конце 1870-х годов. Движение от философии Просвещения к неклассической философии. Анализ трактата «В чем моя вера?»: критика церковной традиции и поиски истинного христианства. Первая версия религиозно-философского учения Толстого. Критика учения Толстого в русской философии начала ХХ века (работы Н. Бердяева, С. Булгакова, Вл. Соловьева, С. Франка и др.). Анализ трактата «О жизни». Вторая версий религиозно-философского учения Толстого. Представление о двух формах жизни — «животной» и божественной. Принцип непротивления злу насилием и его смысл. Эстетика Толстого. «Что такое искусство?» и другие работы 1890-х годов.
Модуль 7. Позднее творчество Толстого как художественная иллюстрация его религиозных идей. Влияние идей Толстого
Анализ повестей «Хозяин и работник» и «Смерть Ивана Ильича». Художественное выражение идеи двух форм жизни. Движение к модернистской эстетике. Взаимодействие образов и идей Л. Толстого и Ф. Достоевского. Скрытая критика просветительского мировоззрения Толстого в романе «Подросток». Сходство религиозных исканий двух писателей. Анализ повести «Фальшивый купон»: проблема зла у позднего Толстого и диалог с Достоевским. Влияние учения Толстого на Ф. Ницше, отражение идей Толстого в трактате «Антихрист». Влияние идей Толстого на формирование общеевропейского течения «философии жизни». Толстой и Анри Бергсон.
Модуль 8. Жизнь и творчество Толстого в 1870-е — 1890-е годы
«Азбука» и народные рассказы. «Кавказский пленник». Толстовство. Деятельность издательства «Посредник». Драматургия Л. Н. Толстого 1880-х годов: «Власть тьмы» и идея народной драмы. Драматургия Л. Н. Толстого 1880-х годов: «Плоды просвещения» и толстовская сатира. «Смерть Ивана Ильича». Жизнь Толстого после кризиса.
Модуль 9. «Воскресение»
Жизненные истоки и творческая история романа. Концепция «духовного» и «животного» человека. Падение и воскресение Дмитрия Нехлюдова и Катюши Масловой. Социально-критическая направленность романа. Суд, церковь, администрация, светское общество в изображении Толстого. Двойственность образов революционеров в романе. Толстовский принцип «остранения». Объективность и субъективность в романе. Жизнь и публицистическая деятельность Толстого в начале 1900-х годов.
Модуль 10. Последние годы жизни. Уход и смерть Толстого
Позднее творчество Толстого. «Хаджи-Мурат». Позднее творчество Толстого. «Отец Сергий». Позднее творчество Толстого. «Живой труп». Последние годы. Семейный конфликт, его отражение в творчестве Толстого. Уход и смерть Толстого. Восприятие творчества Толстого в XX и XXI веках. Рекомендуемая литература.
По завершении этого курса учащиеся будут:
Знать:
1. фабульно-сюжетное содержание рассматриваемых в курсе произведений, историю их создания, исторический, культурологический, историко-литературный контекст;
2. хронологию жизни и творчества Л. Н. Толстого;
3. ключевые философские и литературоведческие понятия и концепции необходимые для понимания творчества Л. Н. Толстого и его мировоззрения;
4. современное состоянии толстовского наследия и ключевые научные работы, ему посвященные.
Уметь:
1. анализировать и интерпретировать тексты Л. Н. Толстого с опорой на имеющуюся информацию;
2. воспринимать и излагать литературоведческую и философскую информацию;
3. использовать научную, справочную, учебно-методическую литературу.
Владеть:
1. основным терминологическим аппаратом современного литературоведения и истории философии;
2. навыками анализа и интерпретации художественных текстов.
ОК-7 — способность к самоорганизации и самообразованию
ОПК-3 — способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов
ОПК-4 — владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста
язык курса
длительность курса
понадобится для освоения
для зачета в своем вузе
Доктор филологических наук, Ph. D.
Должность: профессор кафедры истории русской литературы
Доктор философских наук
Должность: профессор кафедры русской философии и культуры Института философии
Сертификат выдается при условии успешного выполнения контрольных заданий и прохождении финального аттестационного испытания с прокторингом.
Стоимость прохождения процедур оценки результатов обучения с идентификацией личности - 3600 Р.