course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
for studying
Данный онлайн-курс является заключительной частью цикла курсов СПбГУ, посвященного рассмотрению взаимовлияния и взаимопроникновения научных идей и достижений визуальных искусств, развивающихся оптических технологий и их применения в живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве, кинематографе и современных 3D-инсталляциях. Четвертая часть цикла посвящена истории взаимодействия оптической науки с искусствами и технологиями в Новейшее время и в наши дни.
Концепция курса строится на сравнительной характеристике трех видов интеллектуальной деятельности человека — Наук, Искусств и Технологий. В видеолекциях в хронологическом порядке рассматриваются достижения в области естественнонаучной мысли Нового времени и наших дней. Слушатели познакомятся с физикой и, в частности, с оптикой, в современном их понимании, узнают, о чем Гёте заочно спорил с Ньютоном, какой вклад в науку внес М. В. Ломоносов, как наука пришла к верному выводу о корпускулярно-волновом дуализме света, как появление фотографии повлияло на искусство, как работает кино и какой след Сальвадор Дали оставил не только в искусстве, но и в науке.
Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и тестирование по пройденному материалу с автоматизированной проверкой результатов. Для получения сертификата необходимо выполнить все контрольные задания и тесты.
Данная программа предназначена для широкой аудитории и может использоваться всеми, кто интересуется историей и философией науки, а также искусством.
Модуль 1. Свет и цвет в эпоху Просвещения
Урок 1. Оптика сэра Исаака Ньютона
Сюжет 1. Ньютон и его «Оптика». Корпускулы или волны?
Сюжет 2. Цветовые системы от Ньютона до Юнга
Сюжет 3. Дисперсия света и проблема хроматизма
Урок 2. Просвещение и борьба за образы
Сюжет 4. «Обрамляющее чудо» XVIII века
Сюжет 5. «Махины для создания перспектив»
Урок 3. Михаил Ломоносов: «Науки юношей питают»
Сюжет 6. О пользе стекла
Сюжет 7. Практическая оптика Михаила Ломоносова
Сюжет 8. Прыжок во времени: сколько же цветов в радуге?
Модуль 2. XIX век: новая оптика и новые искусства
Урок 4. Триумф волновой теории
Сюжет 9. Гёте против Ньютона
Сюжет 10. Волны и спектры
Сюжет 11. И снова о цветоощущении
Сюжет 12. Рудольф Арнхейм: психология цветовосприятия
Урок 5. Фотография vs Живопись
Сюжет 13. Синтез оптики и фотохимии
Сюжет 14. Между технологией и искусством
Сюжет 15. Приближаясь к виртуальной реальности
Урок 6. Кинематограф: синтез оптики и механики
Сюжет 16. Предтечи синематографа
Сюжет 17. Рождение Великого немого
Сюжет 18. В главной роли — Петербург
Сюжет 19. Цвет в современном кинематографе
Модуль 3. От оптики к фотонике
Урок 1. Новые источники света. Цвета и спектры
Лазеры и светодиоды
Свет для музея: естественный и искусственный
Цвет в кинематографе
От фотолитографии к палитре Энди Уорхола
Урок 2. Время визуализации: художественной и когнитивной
От телевидения к виртуальной реальности
Стереовидение: на пути к 3D
Аналоговая голография: оптоклоны
Цифровая голография: от статики к динамике
Урок 3. Сальвадор Дали: искусство и наука
Сальвадор Дали и наука
Сальвадор Дали и оптика
Голограммы Дали
Урок 4. Оптические технологии на службе искусства
Изучение произведений искусства
Реставрация произведений искусства
SciArt — современное наукоемкое искусство
Финал. Тренируйте мозолистое тело!
По завершении курса учащиеся будут:
Знать:
・ключевые события, касающиеся истории оптики Нового и Новейшего времени;
・ключевые научные концепции оптики Нового и Новейшего времени, а также эволюционный путь этих концепций;
・основные области искусства, на которые развитие науки повлияло напрямую.
Владеть:
・навыками работы с художественными и иными текстами;
・навыками историко-философского анализа;
・сведениями по истории науки и искусства периодов Нового и Новейшего времени.
Уметь:
・анализировать художественные и иные тексты на предмет отсылок к конкретным историческим фактам и событиям;
・сопоставлять исторические события и определять адекватность датировок фактов из истории науки;
・анализировать произведения искусства и определять, какое достижение науки повлияло на появление данного артефакта.
способностью использовать знания современных проблем и новейших достижений физики в научно-исследовательской работе (ОПК-6);
способностью демонстрировать знания в области философских вопросов естествознания, истории и методологии физики (ОПК-7).
course language
course duration
needed to educate
for credit at your university
for studying
Доктор технических наук
Position: профессор
Сертификат по курсу выдается при условии успешного выполнения не менее 60% контрольных заданий курса
The cost of passing the procedures for assessing learning outcomes with personal identification - 3600 Р.