наверх

Оптическая наука и визуальные искусства: От Античности до XVII века. Часть 2

Погрузитесь в неклассическую историю науки!

31 октября 2022 - 31 декабря 2024 г.
Программа уже началась
255 дней
До конца записи
  • Дополнительное образование для детей и взрослых

    уровень образования

  • Русский

    язык программы

  • 7 недель

    длительность программы

  • около 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 1 зачётная единица

    36 академических часов

  • Стоимость 3 600 Р

    за обучение

Данный онлайн-курс является третьей частью цикла курсов СПбГУ, посвященного рассмотрению взаимовлияния и взаимопроникновения научных идей и достижений визуальных искусств, развивающихся оптических технологий и их применения в живописи, скульптуре, архитектуре, театральном искусстве, кинематографе и современных 3D-инсталляциях. Третья часть цикла посвящена истории взаимодействия оптической науки с искусствами и технологиями во времена Ренессанса и эпохи Просвещения. 

О программе

Концепция курса строится на сравнительной характеристике трех видов интеллектуальной деятельности человека — Наук, Искусств и Технологий. В видеолекциях в хронологическом порядке рассматриваются достижения в области естественнонаучной мысли эпохи Ренессанса и эпохи Просвещения. Слушатели познакомятся со взглядами на природу цвета, света и зрения корифеев Возрождения: Франсуа Агвилони, Филиппо Брунеллески и, конечно, Леонардо да Винчи, которому в курсе посвящен отдельный урок. Также слушатели познакомятся с «магом из Неаполя» Джамбаттистой делла Порта, смогут проследить процесс передачи революционных научных идей эпохи Просвещения от Иоганна Кеплера, Галилео Галилея к их последователям и эволюцию их идей в текстах более поздних авторов. Слушатели ознакомятся с содержанием важнейших трактатов по оптике тех эпох, узнают, что такое «перспектива» в понимании авторов XV–XII вв. и в чем заключался принцип работы главных оптических инструментов того времени — камеры-обскуры и «волшебного фонаря», а кроме того — поймут, как только зарождающаяся в то время наука оказала влияние и отразилась на полотнах художников.

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и тестирование по пройденному материалу с автоматизированной проверкой результатов. Для получения сертификата необходимо выполнить все контрольные задания и тесты. 

Требования

  • Данная программа предназначена для широкой аудитории и может использоваться всеми, кто интересуется историей и философией науки, а также искусством.
  • Программа обучения

    Модуль 1. Науки и искусства Ренессанса
    Урок 1. Горизонты Возрождения
    Характеристика эпохи. На грани науки и искусства
    Гуманизм и Реформация. Человек в изменяющемся мире
    Образование и наука: университеты VS академии
    Урок 2. Ренессансная Перспектива
    Рождение художественной Перспективы
    Линейная перспектива глазами классиков
    Перспектива и Обскура. Метод Брунеллески
    Урок 3. Оптика Леонардо да Винчи
    Хронология оптических исследований
    Три перспективы и светотень
    Эксперименты. Глаз и зрение. Камера-обскура
    Оптические инструменты Леонардо
    Модуль 2. На пути к оптической революции
    Урок 4. Трансформация Перспективы
    Вклад Альбрехта Дюрера
    Практические Перспективы XVI века
    «Оптикорум» Франсуа Агвилони
    Урок 5.  Первые оптические трактаты
    Photismi — «Просвещение о свете и тени»
    Diaphaneon — «О преломлении»
    Столбовая дорога или тупиковый путь?
    Урок 6. Джамбаттиста делла Порта: шоумен или ученый?
    Маг из Неаполя
    Чудеса «Натуральной магии»
    «Висящие» образы
    Модификация обскуры
    De Refractione. Reassessment
    Оптика атмосферы и другие «колебания света»
    Модуль 3.  Фундамент научной революции
    Урок 7. Век рационализма
    Характеристика эпохи. Наука XVII века
    Характеристика эпохи. Искусство XVII века
    Перспективные анаморфозы
    Калейдоскопы и зеркальные анаморфозы
    Урок 8. Линзы и зеркала
    Рождение телескопа. Оптика Галилея и Кеплера
    «Иезуитская» оптика
    Рождение микроскопа
    Урок 9. Светоносный эфир и цветовая палитра
    Свойства эфира и скорость света
    Дисперсия света и цвета радуги
    Гармония света, цвета и звука
    Пигменты и палитры
    Модуль 4. Волшебная сила искусства
    Урок 10. Рождение оптических медиа
    Расцвет оптической магии
    На сцену выходит Laterna Magica
    «Универсальная машина» XVII века
    Урок 11. Оптика и живопись. Секреты старых картин
    Дэвид Хокни и камера-обскура
    Гипотеза: аргументы живописные
    Гипотеза: аргументы оптические
    В центре — Делфт, вокруг — жаркие споры
    Art & Optics. Заключительный аккорд

    Беседа С. К. Стафеева с И. С. Дмитриевым о роли коперниканской революции в развитии научного знания

    Направления подготовки

    Обучающийся будет:

    Знать:
    ・ключевые события, касающиеся истории оптики эпох Возрождения и Просвещения;
    ・ключевые философские концепции оптики Возрождения и Просвещения, а также эволюционный путь этих концепций;
    ・основные области искусства, на которые развитие науки повлияло напрямую.

    Владеть:
    ・навыками работы с художественными и иными текстами;
    ・навыками историко-философского анализа;
    ・сведениями по истории науки и искусства периодов Возрождения и Просвещения. 

    Уметь:
    ・анализировать художественные и иные тексты на предмет отсылок к конкретным историческим фактам и событиям;
    ・сопоставлять исторические события и определять адекватность датировок фактов из истории науки;
    ・анализировать произведения искусства и определять, какое достижение науки повлияло на появление данного артефакта. 
     

    Стафеев Сергей Константинович

    Доктор технических наук
    Должность: профессор

    Курсы в программе