наверх

Оптическая наука и визуальные искусства: Новое время и современность

Погрузитесь в неклассическую историю науки!

30 марта 2023 - 31 декабря 2024 г.
Программа уже началась
246 дней
До конца записи
  • Дополнительное образование для детей и взрослых

    уровень образования

  • Русский

    язык программы

  • 7 недель

    длительность программы

  • около 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 1 зачётная единица

    36 академических часов

  • Стоимость 3 600 Р

    за обучение

Что общего у науки и искусства, и как они связаны с технологическим прогрессом человечества? В этом курсе мы продолжим знакомство с неклассической историей науки и технологий через призму визуальных искусств. Четвертая часть цикла посвящена истории взаимодействия оптической науки с искусствами и технологиями в Новейшее время и в наши дни.

О программе

Научно-популярный онлайн-курс «Оптическая наука и визуальные искусства: Новое время и современность» — это четвертая, заключительная часть цикла лекций и бесед, посвященного взаимовлиянию и взаимопроникновению научных идей и достижений искусства, развивающихся оптических технологий и их применения в искусстве. 

В оптике и искусстве за последние три века произошло так много, что вместить все в один курс просто невозможно, но мы постарались мазками обозначить самые важные вехи и точки пересечения триумвирата Науки, Искусств и Технологий. 

Вы познакомитесь с физикой и, в частности, с оптикой, в современном их понимании, узнаете, о чем Гёте заочно спорил с Ньютоном, какой вклад в науку внес М. В. Ломоносов, как наука пришла к верному выводу о корпускулярно-волновом дуализме света, как появление фотографии повлияло на искусство, как работает кино и какой след Сальвадор Дали оставил не только в искусстве, но и в науке. 

Если вы интересуетесь наукой и искусством и задаетесь философскими вопросами об их взаимосвязи, то в этом курсе вы обязательно обнаружите подсказки, чтобы найти на них ответы.

Приглашаем вас поразмышлять об истории развития науки, искусства и технологий вместе с автором курса — научным руководителем Музея оптики, доктором технических наук Сергеем Константиновичем Стафеевым, а также с гостями курса:

  • заведующим лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов ОНРиК Государственного Эрмитажа Игорем Карловичем Малкиелем,

  • кандидатом технических наук, заведующей научно-технической лабораторией автоматизированного проектирования оптико-информационных и энергосберегающих систем ИТМО Ириной Леонидовной Лифшиц. 

Курс состоит из 3 модулей. 

Из первого модуля вы узнаете, как появилась знаменитая, уже ставшая поп-символом призма, которая раскладывает свет на спектр. Конечно, речь пойдет о сэре Исааке Ньютоне. Но не только о нем: в этом модуле вам предстоит вспомнить и о достижениях российской науки, в частности о человеке, который буквально создал российскую науку, — о Михаиле Васильевиче Ломоносове. 

Во втором модуле мы расскажем, о чем спорили Гёте и Ньютон, а также вспомним еще один знаменитый спор — спор о природе света. Что же это: волна или частица? А затем поговорим о зарождении двух новых феноменов в искусстве: фотографии и кино. Как они возникли и к каким сдвигам в массовом сознании привели? 

В заключительном модуле — как для курса, так и для всего цикла — мы обсудим самые современные достижения оптической науки: лазеры и светодиоды, 3D, голографию и ее роли в развитии философии науки. Вы узнаете о цветовой палитре работ Энди Уорхола и где черпал вдохновение великий Сальвадор Дали, создавая свои голографические работы. Еще одной темой заключительного урока станет изучение и реставрация произведений искусств с помощью достижений оптики.

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная). Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, изучение дополнительных материалов и тестирование по пройденному материалу с автоматизированной проверкой результатов. Для получения сертификата необходимо выполнить все контрольные задания и тесты.

Требования

  • Данная программа предназначена для широкой аудитории и может использоваться всеми, кто интересуется историей и философией науки, а также искусством.
  • Программа обучения

    Модуль 1. Свет и цвет в эпоху Просвещения
    Урок 1. Оптика сэра Исаака Ньютона
    ・Ньютон и его «Оптика». Корпускулы или волны?
    ・Цветовые системы от Ньютона до Юнга
    ・Дисперсия света и проблема хроматизма

    Урок 2. Просвещение и борьба за образы
    ・«Обрамляющее чудо» XVIII века
    ・«Махины для создания перспектив»

    Урок 3. Михаил Ломоносов: «Науки юношей питают»
    ・О пользе стекла
    ・Практическая оптика Михаила Ломоносова
    ・Прыжок во времени: сколько же цветов в радуге?

    Модуль 2. XIX век: новая оптика и новые искусства
    Урок 4. Триумф волновой теории
    ・Гёте против Ньютона
    ・Волны и спектры
    ・И снова о цветоощущении
    ・Рудольф Арнхейм: психология цветовосприятия

    Урок 5. Фотография vs Живопись
    ・Синтез оптики и фотохимии
    ・Между технологией и искусством
    ・Приближаясь к виртуальной реальности

    Урок 6. Кинематограф: синтез оптики и механики
    ・Предтечи синематографа
    ・Рождение Великого немого
    ・В главной роли — Петербург
    ・Цвет в современном кинематографе

    Модуль 3. От оптики к фотонике
    Урок 7. Новые источники света. Цвета и спектры
    ・Лазеры и светодиоды
    ・Свет для музея: естественный и искусственный
    ・Цвет в кинематографе
    ・От фотолитографии к палитре Энди Уорхола

    Урок 8. Время визуализации: художественной и когнитивной
    ・Лазеры для записи, светодиоды для восстановления
    ・Рождение оптоклонов
    ・Принципы цифровой голографии

    Урок 9. Системы 3D визуализации
    ・Стереодисплеи и псевдо-голография
    ・Системы дополненной реальности
    ・От царапин на металле до синусоид на стекле

    ・Проявляя световые следы

    Урок 10. Оптические технологии на службе искусства
    ・«Между холодными водами искусства и теплыми водами науки»
    ・Оптика для искусства: мультиспектры и пигменты
    ・Фотоника для искусства: лазеры и элементный анализ

    ・Вместо заключения. Невыдуманные параллели

    Беседа С. К. Стафеева и И. К. Малкиеля «Оптика на службе реставрации»

    Беседа С. К. Стафеева с И. Л. Лифшиц  «Изображающая оптика вчера и сегодня»

    Результаты обучения

    Знать:

    ・ключевые события, касающиеся истории оптики Нового и Новейшего времени;

    ・ключевые научные концепции оптики Нового и Новейшего времени, а также эволюционный путь этих концепций;

    ・основные области искусства, на которые развитие науки повлияло напрямую.

    Владеть:

    ・навыками работы с художественными и иными текстами;

    ・навыками историко-философского анализа;

    ・сведениями по истории науки и искусства периодов Нового и Новейшего времени. 

    Уметь:

    ・анализировать художественные и иные тексты на предмет отсылок к конкретным историческим фактам и событиям;

    ・сопоставлять исторические события и определять адекватность датировок фактов из истории науки;

    ・анализировать произведения искусства и определять, какое достижение науки повлияло на появление данного артефакта.

    Направления подготовки

    Стафеев Сергей Константинович

    Доктор технических наук
    Должность: профессор

    Курсы в программе