Кандидат психологических наук
,
Доцент
Должность: Доцент Департамента образовательных программ, Институт образования
Доцент Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ.
Ведущий эксперт Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.
С 1990 по 2013 год работал в Доме научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества педагогом дополнительного образования и методистом. Участвовал в многочисленных проектах и программах по развитию дополнительного образования в Москве и России.
Участвовал в становлении развитии экспериментальной школы «Донская гимназия» (организована в 1991 году, с 2000 по 2013 «Лицей на Донской», с 2014 по 2017 – лицей №1553 имени В.И. Вернадского) – ныне одна из самобытных школ Москвы и России – Школа №1553 имени В.И. Вернадского. С 1995 по 2003 г. работал в должности заместителя директора по социокультурной сфере и экспериментальной деятельности. С 1995 года до настоящего времени – руководитель исследовательской специализации «Социокультурная психология и антропология», научный консультант психологической службы и методист по экспериментальной работе. Активно участвует в развитие лицейского образования в современной России с опорой на лучшие традиции отечественного образования.
Ежегодно организует экспедиционные выезды в различные этнические регионы России (Алтай, Бурятия, Башкирия, Карелия, Русский Север, Северный Кавказ, Хакасия и др.) и за рубеж (Армения, Болгария, Мексика, Молдавия, Турция и др.) с участием лицеистов и студентов. Ряд научно-исследовательских экспедиций провел в рамках международных проектов совместно с коллегами из Института географии РАН и Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН.
С 2001 до 5.10.2017 – член Российского психологического общества, координатор секции «Развитие личности».
С 2001 года - член Московского психологического общества, с 2005 года - член совета МПО.
С 2005 – член Федерации психологов образования России, сопредседатель секций «Психология развития личности», «Психология исследовательского образования». С 2019 - член экспертных комиссий "Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса" и "Психолого-педагогическое образование" Федерации психологов образования России.
С 2005 – член Союза журналистов Москвы.
Соавтор концепции развития исследовательского подхода в образовании. Осуществлял научно-методическое руководство экспериментальной деятельностью в системе Департамента образования города Москвы по развитию проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Инициатор многих всероссийских и международных программ и проектов по развитию исследовательского подхода в образовании.
Соучредитель и член Президиума Центрального совета Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь».
Член Комиссии по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН.
Член Рабочей группы по обсуждению вопросов развития научно-практического образования, межрегиональных и международных проектов Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации.
Научный руководитель MILSET Vostok – отделения международной организации по поддержке научно-технического творчества молодежи.
Научной руководитель Международной исследовательской школы (IRS).
Член оргкомитета, руководитель научной программы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.
Председатель большого жюри Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».
Сопредседатель оргкомитета регулярной Международной конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (Москва, с 2005 года по настоящее время).
Председатель международного симпозиума по развитию одаренности детей и молодежи в образовании "Научное образование/Science education" (2018, Якутия).
Председатель оргкомитета ежегодной Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики и социокультурной антропологии (2005 – 2014), Межвузовской конференции молодых ученых «От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития» (2015-2017).
Координатор конкурсной комиссии Смотра-конкурса проектов образовательных учреждений–участников движения «Москва на пути к культуре мира» (2002 – 2011), член оргкомитета Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся имени Д.И. Менделеева и Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок», член Координационного совета при Правительстве Москвы по поддержке работы с одаренными детьми в городе Москве (2010–2011).
По приглашению ректора МПГУ, академика А.Л. Семенова с 2014 по 2017 год вместе с профессором Е.И. Булин-Соколовой и командой единомышленников участвовал в модернизации педагогического образования на основе субъектно-деятельностного подхода. Данный подход подразумевает погружение студентов в непрерывную педагогического практику с рефлексивным анализом своих психолого-педагогических наблюдений, проб и действий, а также выведения студента на субъектную позицию по отношению к своему профессиональному развитию, профессиональным и жизненным выборам.
В качестве заведующего кафедры психологии образования МПГУ инициировал и руководил образовательными программами "Практическая психология образования" (бакалавриат) и "Психология управления образования" (магистратура).
В качестве заведующего кафедры психологической антропологии МПГУ инициировал образовательные программы "Практическая психология детства" (бакалавриат), а также ряд магистерских программ по актуальным направлениям психологии.
Инициатор и научный руководитель Зимней антропологической школы (2015 - Каргополь; 2016 - Иран; 2017-2019 - Каргополь; в 2020 году ЗАШ продолжилась в Каргополе под руководством Л.И. Адамян); Весенней психологической школы (2014 "Психология образования: пространство антропологической практики"; 2015 - “Психология, культура, образование: психологические основы поликультурного образования”; с 2016 года ВПШ ежегодно проводится под руководством Н.Б. Ковалевой).
В качестве профессора кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ – инициатор и соруководитель первой в стране магистерской программы по визуальной антропологии детства (выпуски в 2018 и 2020 гг.).
В качестве доцента Дирекции образовательных программ МГПУ – соавтор первой в стране магистерской программы по STEM-образованию (выпуски 2019, 2020 и 2021 гг.).
2007
Ученое звание: Доцент
2001
Кандидат психологических наук
1998
Специалитет: Московский педагогический государственный университет, специальность «Социальная педагогика с дополнительной специальностью психология»
С 2001 по 2010 – доцент, заместитель заведующего по науке кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ.
С 2001 по 2013 годы – заместитель декана по научной работе факультета педагогики и психологии МПГУ. С 2010 года – профессор МПГУ.
В 2010 организовал и заведовал кафедрой психологии образования факультета педагогики и психологии МПГУ до сентября 2014 года.
В 2014 году организовал и заведовал кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ до февраля 2017 года.
С 2000 по 2011 год – заместитель главного редактор журнала «Развитие личности».
В 2002 году создал и стал главным редактором журнала «Исследовательская работа школьников», реорганизованного с 2009 года в журнал «Исследователь/Researcher».
С 2012 по 2014 – руководитель Научно-образовательного центра «Психологическое сопровождение образования» МПГУ.
В 2017-2018 учебном году - научный руководитель службы сопровождения и тьюторской службы Гимназии ЧОУ "Хорошевская школа" (ХороШкола).
В 2018-2019 учебном году - научный консультант по созданию системы школьного самоуправления в ЧОУ "Летово".
С 2018 года - научный руководитель Исследовательского центра "Точка варения" в парке "Усадьба Трубецких в Хамовниках" на базе Колледжа 26 КАДР.
В 2019 году - методолог проекта "Город открытий" Комитета по туризму города Москвы.
С 2019 года - научный руководитель программы "Топос. Исследовательское краеведение" Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения.