наверх

Кино и культура в XX веке: Национальные школы

  • Русский

    язык курса

  • 10 недель

    длительность курса

  • от 2 до 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 2 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

 

Цель курса – культурологический комментарий к истории кино. Курс предполагает выработку у слушателей общей ориентации в истории кино как социальной практики, аналитических и концептуальных компетенций в области кинокультуры, широкого понимания связи кино и его различных контекстов – технологических, социальных, национально-политических. В этом аспекте курс является органическим продолжением курса «Анализ фильма», также подготовленного в рамках учебной программы школы культурологии НИУ ВШЭ. В рамках курса слушатели получат необходимую навигацию по важным – как рейтинговым, так и кассовым – картинам в истории различных национальных кинематографий XX века, что поможет, в свою очередь, ориентироваться в логике культурных предпочтений народов Европы. В ходе этого обзора слушатели углубят свои знания понятийного аппарата истории кино, начнут или продолжат знакомство с классикой теории кино и анализа фильма. Наряду с авторским кино, оказавшим решающее влияние на становление кинокультуры в конкретной стране, будут рассмотрены и специфические национальные жанры (например, джалло-триллер в Италии или «партизанское кино» в Югославии).

Курс не требует какого-то особого материального обеспечения, исходит из того, что современный зритель благодаря развитию цифровых технологий, включая онлайн-кинотеатры может получить доступ к рекомендуемым к просмотру фильмам.

О курсе

Курс предлагает панорамный обзор ключевых национальных кинематографий XX века, в котором кино рассматривается как медиум, сопровождавший и активно формировавший национальное самосознание стран Европы и европеизированного Нового Света. Изучать кинематограф XX века — значит анализировать культуры, в которых он функционировал. В рамках курса предлагается говорить не столько об эстетических достоинствах, сколько об эстетическом измерении национального строительства. Курс ориентирован на студентов социальных и гуманитарных наук и всех, кто интересуется кинематографом как индикатором культурных процессов.

Формат

Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 10 вопросов.

650 фильмов, изменивших мир. Выбор журнала «Афиша». Изд. 4-е. М.: ООО «Компания Афиша», 2013.

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Канон Плюс, 2002.

Лурселль Ж. Авторская энциклопедия фильмов. В 2-х т. М.: Rosebud Publishing, 2009.

Плахов А. С. Режиссеры настоящего. В 2-х т. СПб.: Сеанс, 2008.

Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб.: Алетейя, 1998.

Altman R. Cinema and Genre, in Nowell-Smith G. (ed.) The Oxford History of World Cinema. Oxford: Clarendon Press; NYU Press, 1996.

Christie I. The Avant-Garde and the European Cinema before 1930 in Hill J., Church Gibson P. (eds), World Cinema: Critical Approaches. Oxford Univ. Press, 2000, 65-71.

Cook B. E. (ed.) Europe since 1945: An Encyclopedia. London, NY: Routledge, 2013.;

Cook D. A History of Narrative Film. The 5th ed. New York: Norton, 2015.

Crofts S. Concepts of National Cinema, in Hill, Church Gibson, 1-11. 

Elsaesser Th. European Cinema: Face to Face with Hollywood. Amsterdam Univ. Press, 2005.

Everett W. (ed.) European Identity in Cinema. Exeter: Intellect Books, 1996.

Ezra E. (ed.) European Cinema. Oxford Univ. Press, 2004.

Fowler C. (ed.) The European Cinema Reader. London: Routledge, 2002.

Higson A. The Concept of National Cinema, Screen, Vol. 30, No 4 (1989): 36-46.

Kovacs A. B. Screening Modernism. European Art Cinema, 1950-80. Chicago, London: Univ. of Chicago Press, 2007. https://is.muni.cz/el/1421/podzim2013/FAVBPa11/um/Kovacs-ScreeningModernism.pdf

Petrie D. J. Screening Europe. Image and Identity in Contemporary European Cinema. London: British Film Institute, 1992.

Sorlin P. European Cinemas, European Societies. London: Routledge, 1991.

 

Дополнительная литература:

 

Божович В. И. У последней черты. Образ человека у Бергмана, Висконти, Тарковского // На грани тысячелетий. Мир человека в искусстве XX века. М.: Наука, 1994, 230-270.

Города в кино / Сост. О. Рейзен. М.: Канон Плюс, 2013.

Добротворский С. Кино на ощупь. СПб.: Сеанс, 2001 (2-е изд.: 2016).

Кино / Капитал / Сост. А. Артамонов, А. Погребняк. СПб.: Сеанс, 2018. https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/6380/1/Кино%20и%20капитал.pdf

Комм Д. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильмовы ужасов. СПб.: BHV, 2012.

Трофименков М. Кинотеатр военных действий. СПб.: Сеанс, 2016.

Эльсессер Т., Хагенер М. Теория кино. Взгляд. Эмоции. Тело. СПб.: Сеанс, 2016.

Bergfelder T. National, Transnational, or Supranational Cinema? Rethinking European Film Studies. Media, Culture, and Society. Vol. 23. Issue 3 (2005), 315-331.

Biltereyst D., Maltby R., Meers P. (eds) Cinema, Audiences, and Modernity. London, NY: Routledge, 2013.

Cowie P. Revolution! The Explosion of the World Cinema of the 1960s. London: Palgrave Macmillan, 2005.

Dudley Andrew J. Time Zones and Jetlag: The Flows and Phases of World Cinema, in Durovikova N., Newman K. (eds). World Cinemas, Transnational Perspectives. London: Routledge, 2010, 59-89.

Hill, J. , M. McLoone and P. Hainsworth (eds), Border Crossing: Film in Ireland, Britain and Europe. London: British Film Institute, 1994.

Jäckel, A. Dual Nationality Film Productions in Europe since 1945, Historical Journal of Film, Radio and Television 23(3): 2003, 231–243 .

Konstantarakos M. (ed) Space in European Cinemas. Exeter, Portland, OR: Intellect Books, 2000.

Lozhitsky Y. Migration and Diaspora in Contemporary European Cinema. Bloomington: Indiana Univ. Press, 2010.

Mazierska E. European Cinema and Intertextuality. History, Memory, and Politics. London: Palgrave Macmillan, 2010.

Требования

Для успешного освоения курса обучающийся должны владеть следующими знаниями и навыками:

• учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

• приобретать новые научные знания, используя современные образовательные и информационные технологии.

Программа курса

  1. Культура и кинематограф Франции
  2. Культура и кинематограф Германии
  3. Культура и кинематограф Италии
  4. Кинематограф и культура Скандинавии
  5. Культура и кинематограф США
  6. Культура и кинематограф Великобритании
  7. Культура и кинематограф Западной Европы
  8. Культура и кинематограф Центральной Европы
  9. Культура и кинематограф Восточной Европы
  10. Культура России и русскоязычный кинематограф

Результаты обучения

Курс помогает сформировать следующие компетенции:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-9);

- способность понимать  основные  процессы и тенденции, протекающие в современной культуре,

анализировать культурные явления в широком социальном и историческом контексте (ПК-9);

- навыки поиска, упорядочивания и обработки информации из различных источников в социокультурной сфере, компетенции анализа, структурирования, обоснованного и  наглядного изложения обработанной информации (ПК-14).

Формируемые компетенции

  • Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1).
  • Способен разрабатывать различные типы проектов в области культуры и искусства (ПК-2).
  • Способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские, образовательные, художественно-творческие, другие программы в области культуры и искусства (ПК-5).
  • Способен применять на практике приемы составления научных отчетов, обзоров, аналитических и экспертных документов (ПК-4).
  • Имеет навык научной презентации научной деятельности (ПК-7).
  • Способен понимать систематические связи между сферой культуры и социальной, общественно-политической и экономической жизнью, роль культуры в современной экономике и социальном структурировании общества, а также использовать свои знания в сфере практической инновационной деятельности (ПК-11).
  • Владеет навыками поиска, упорядочивания и обработки информации из различных источников в социокультурной сфере, обладает компетенциями анализа, структурирования, обоснованного и наглядного изложения обработанной информации (ПК-14).

Направления подготовки

Отзывы о курсе

Левченко Ян Сергеевич

PhD, Профессор
Должность: Старший научный сотрудник, Факультет гуманитарных наук / Научно-учебная лаборатория исследований советской архитектуры и изобразительного искусства

Похожие курсы