наверх

История и теория медиа

 width=
  • 12 недель

    длительность курса

  • от 4 до 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

О курсе

Курс знакомит с теоретическим наследием в области медиа, обучает основным подходам к теоретическому анализу медиа и описывает логику развития медиасистем в современных обществах.

Курс демонстрирует роль, которую играют медиа в формировании национальных государств, капиталистической экономики и участия населения в политике. Также в курсе рассмотрены теоретические подходы к изучению медиа и коммуникаций. Представлены макросоциальные и микросоциальные теории медиа с точки зрения изучения медиаинститутов, сообщений медиа (материалов), каналов коммуникации и медиаэффектов.

Формат

Одно занятие будет состоять из нескольких видеолекций длиной около 12–15 минут каждая. В каждой из лекций будет 1–2 интерактивных вопроса. Помимо этого в качестве домашнего задания будут задаваться тестовые вопросы к каждой теме.
Кроме того, в конце курса слушатели должны будут выполнить задания по написанию эссе и проверять эссе друг друга по установленным критериям. Оценка за этот компонент и будет оценкой за экзамен.

1. McQuail D. McQuail’s Mass Communication Theory, London: Sage Publications, 2000
2. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию/пер. с англ. под науч. ред. С. Гавриленко. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014
3. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. под науч. ред. А.
Михалевой. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014

Требования

Для изучения данного курса желательно иметь базовые знания в сфере культуры и социологии.

Программа курса

Неделя первая: Представляются основные понятия сферы медиа: медиа, коммуникация, информация, масс-медиа, СМИ и СМК
Неделя вторая: Представлена основная логика развития обществ через изменения коммуникативных систем, медианосителей, методов контроля медиа
Неделя третья: На этой неделе мы совершим исторический экскурс в механизмы контроля и регулирования содержания массовых коммуникаций, начиная от средневековых цензурных уставов и статутов и заканчивая преимущественно конституционными принципами, регулирующими свободу слова.
Неделя четвертая: Эта неделя посвящена изучению социальной истории основных медианосителей и средств коммуникации. Мы рассмотрим различные системы письменности, материальные формы книги, электрические системы передачи информации (телеграф и телефон) и то, как это повлияло на социальные практики.
Неделя пятая: На этой неделе мы будем заниматься классификацией теорий медиа и обзором предметов исследования в различных теориях. После этого мы начнем разбирать три самых ранних группы теорий. Начнем с эмпирико-функционалистской группы теорий, которая занималась изучением эффектов и функций медиа в общественной жизни.
Неделя шестая: Второй основополагающей группой теорий была «Критическая теория», рассматривающая медиа как институты, воспроизводящие капитализм и социальную иерархию.
Неделя седьмая: Третьей основополагающей группой теорий является лингвистическая группа теорий, рассматривающая медиа через призму сообщений и текстов, которые они продуцируют.
Неделя восьмая: На этой неделе мы начнем рассматривать современные социальные теории медиа. И начнем с теории информационного и сетевого общества, а также идей медиадетерминизма Маклюэна и Инниса.
Неделя девятая: Здесь мы рассмотрим социальные теории, рассматривающие как медиапроцесс распространение и внедрение инноваций
Неделя десятая: В этой части курса будут рассмотрены микросоциальные теории, связанные с коммуникациями. Сюда относится этнометодология медиа, символический интеракционизм и т. д.
Неделя одиннадцатая: Здесь мы разберем социальные теории медиапотребления и Cultural Studies.
Неделя двенадцатая: В данном компоненте курса мы рассмотрим политэкономические современные медиатеории. В первую очередь проблему медиакапитала. Затем мы коснемся темы культурных и креативных индустрий с позиций представителей политической экономии массовых коммуникаций.

Результаты обучения

В результате освоения дисциплины слушатель сможет:
1) Связывать отдельные исторические периоды развития человечества с определенными закономерностями развития медиа и носителей коммуникаций в целом
2) Классифицировать различные теории медиа
3) Находить применение различным теориям медиа в процессе анализа социума
4) Высказывать (перечислять) ключевые положения отдельных теорий и групп теорий, связанных с коммуникациями
5) Подбирать методы для проведения исследований в тех или иных сферах медиа, связывая данные методы с теоретической базой, на которую данные методы опираются
6) Оценивать границы групп теорий, методические ограничения каждой из них

Формируемые компетенции

Направление подготовки бакалавра 42.03.02 (Журналистика)
Обладать способностью использовать знания в области общегуманитарных социальных наук (социология, психология, культурология и других) в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-3);
Обладать способностью осуществлять общественную миссию журналистики, эффективно реализовывать функции СМИ, понимать смысл свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста и следовать этому в профессиональной деятельности (ОПК-1)
Обладать способностью базироваться на современном представлении о роли аудитории в потреблении и производстве массовой информации, знать методы изучения аудитории, понимать социальный смысл общественного участия в функционировании СМИ, природу и роль общественного мнения, знать основные методы его изучения, использовать эффективные формы взаимодействия с ним (ОПК-9)
Обладать способностью учитывать в профессиональной деятельности психологические и социально-психологические составляющие функционирования СМИ, особенности работы журналиста в данном аспекте (ОПК-10);

Направление подготовки магистра 42.04.02 (Журналистика)
Обладать готовностью осуществлять профессиональную деятельность, основываясь на знании современных концепций массовой коммуникации и положений теории журналистики, понимании спектра функций СМИ как важнейшего социального института и средства социальной коммуникации, роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации (ОПК-3)
Обладать готовностью к самостоятельному проведению научного медиаисследования, выполнению всех необходимых его этапов, способностью выполнять исследовательскую работу, опираясь на имеющийся отечественный и зарубежный опыт в данной области (ОПК-8)
Обладать способностью выявлять актуальные для науки и практики проблемы медиаисследований, эффективно использовать имеющийся отечественный и зарубежный опыт (ПК-6);

Направление подготовки бакалавра 42.03.05 (Медиакоммуникации)
Обладать способностью ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОПК-8)
Обладать способностью воспринимать профессиональные тексты, как на русском, так и на иностранном языке, понимать их коммуникативную эффективность (ПК-21);

Направление подготовки бакалавра 41.03.06 (Публичная политика и социальные науки)
Обладать способностью давать характеристику и оценку актуальным событиям и процессам, выявляя их связь с политическим, экономическим, социальным и культурным контекстом, а также с историческим развитием государства и общества (ОПК-09)

Направление подготовки магистра 39.04.01 (Социология)
Обладать способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3)
Обладать способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1)

Направление подготовки магистра 42.04.01 (Реклама и связи с общественностью)
Обладать способностью ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, подготавливать базу для научных исследований (ПК-20)
Обладать способностью применять в исследованиях основные концепции и принципы самоорганизации, эволюции, воспроизводства и развития систем, учитывать их динамику и тенденции (ПК-21)

Направление подготовки магистра 42.04.05 (Медиакоммуникации)
Обладать способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей деятельности, а также способностью рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности (ОПК-1)
Обладать способностью воспринимать тексты медиа с точки зрения их перформативности, семантики и смысла и идентификации возможных манипуляций в различных их формах (устной и письменной, с использованием аудиовизуальных средств) (ОПК-10)
Обладать способностью описывать проблемы и ситуации профессиональной деятельности, используя язык и аппарат гуманитарных и социальных наук для решения проблем на стыке наук, в том числе для студенческой аудитории для целей преподавания (ПК-5);

Кирия Илья Вадимович

Кандидат филологических наук, PhD in Information and Communication
Должность: профессор, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна, заведующий Лабораторией медиаисследований, руководитель магистерской программы Менеджмент в СМИ

сертификат об окончании курса

Сертификат

Предусмотрен сертификат.

Похожие курсы