наверх

Визуальная культура

  • 12 недель

    длительность курса

  • от 3 до 5 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 4 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Курс учит сознательно относиться к своему визуальному опыту, обобщать и комментировать его. Не ограничиваясь сферой традиционных визуальных искусств, курс акцентирует внимание на генезисе зрелищной культуры модерна от ярмарок, городских гуляний и торговых пространств и их связи с ранними визуальными медиа (камера-обскура, волшебный фонарь, панорама). Именно эта связь подготовила такие ключевые визуальные преобразования XIX века, как фотография и кино. Между появлением этих медиумов и дигитальной революцией наших дней длится эпоха тотальной экспансии визуального в повседневность. Современный индивид живет в мире визуально организованной («наглядной») коммуникации. Курс адресован самой широкой аудитории с гуманитарными интересами.

О курсе

Предмет курса — визуальная культура XVII –XX в. с особым акцентом на XIX в. как важнейшего периода подготовки так наз. «визуального поворота». XIX век — время революционной смены оптики в прямом и переносном смысле, а также появления новых практик индустриального искусства. Курс прослеживает визуальные опыты, начавшиеся на волне технического прогресса и обусловившие переход от статических форм зрелища к динамическим. Фотография приучила зрителя к удвоению реальности и нарушила единство субъекта и наблюдаемого мира, тогда как движущаяся фотография отождествила предмет и его образ, отменив большинство представлений о природе вещей. Об этих сдвигах, увиденных из цифровой современности, и пойдет в основном речь.

Цель курса – продемонстрировать слушателям процесс расширения способов видения – от камеры-обскуры до фотографии, от ярмарочного рисунка до кинематографа.

Задача курса – разъяснить систему понятий визуальных исследований и помочь разобраться в истории европейской визуальной культуры от камеры-обскуры до визуальных приложений современных гаджетов.

Место курса в системе подготовки студентов определяется положением визуальных исследований в науке о культуре, их установкой на междисциплинарный диалог искусствознания, культурной антропологии, эстетики, истории техники.

Материальная база. Курс не требует особого программного или материального обеспечения. Цифровые технологии обеспечивают свободный доступ к текстам и иллюстративным материалам курса. Материалы с ограниченным доступом — это нарушение правил цифрового просвещения. В качестве обратной связи по курсу слушатели пишут эссе о работе визуальных продуктов в городской среде.

Формат

Курс состоит из коротких видеолекций от 8 до 15 минут длиной. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 10 вопросов.

Требования

Для успешного освоения курса обучающийся должны владеть следующими знаниями и навыками:

• учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

• приобретать новые научные знания, используя современные образовательные и информационные технологии.

Программа курса

  1. Предмет визуальной культуры
  2. Визуальное мышление и городская среда
  3. Ранние визуальные медиа-1: Чудо света
  4. Ранние визуальные медиа-2: Пан-о-рама
  5. Индустриальная революция и фотография
  6. Искусство (и) фото: пикториализм 
  7. Действительность (и) фото: реализм
  8. Предпосылки движущегося изображения
  9. Время кино: победа автономной визуальности
  10. Экран как поверхность мира
  11. Тотальный дизайн в экономике образов
  12. Смысл и назначение селфи

Результаты обучения

Для успешного освоения курса обучающийся должны владеть следующими знаниями и навыками:

• учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

• приобретать новые научные знания, используя современные образовательные и информационные технологии.

Знания

Курс помогает сформировать следующие компетенции:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-9);

- способность понимать  основные  процессы и тенденции, протекающие в современной культуре,

анализировать культурные явления в широком социальном и историческом контексте (ПК-9);

- навыки поиска, упорядочивания и обработки информации из различных источников в социокультурной сфере, компетенции анализа, структурирования, обоснованного и  наглядного изложения обработанной информации (ПК-14)

Левченко Ян Сергеевич

PhD, Профессор
Должность: Профессор школы культурологии, Факультет гуманитарных наук