наверх

Why we post: антропология социальных медиа

Курс уже начался
5 дней
До конца записи
  • 7 недель

    длительность курса

  • от 2 до 4 часов в неделю

    понадобится для освоения

  • 3 зачётных единицы

    для зачета в своем вузе

Интернет начинался как глобальный проект. Таким его видели создатели сервисов и онлайн-проектов, активисты и исследователи. Также они думали, что у интернета есть большая сила, способная сделать человека более свободным и образованным, превратить его в гражданина мира. Но и ход развития самой сети, и научные открытия в этой области показывают, что универсалистский подход к интернету нерелевантен. Интернет расслаивается на фрагменты. Правительства разных стран отличаются тем, как они регулируют интернет, а люди, в свою очередь, пользуются электронными ресурсами неодинаково, в результате чего не только интернет влияет на пользователя, но и наоборот.

И главное, социальные медиа не существуют сами по себе, они связаны с контекстом их использования. Одно из масштабных исследований, объясняющих это разнообразие, лежит в основе этого курса.

Антропологи из University College London под руководством Дэниела Миллера в течение пятнадцати (15!) месяцев проводили полевую работу в девяти странах мира и изучали, как там устроены социальные медиа. По мотивам этого исследования они написали 11 научных монографий и сделали курс Why We Post. Сейчас он перед вами, переведённый на русский язык и дополненный российскими примерами.

О курсе

Из этого курса вы узнаете, что люди делают в социальных медиа и каким образом эти медиа адаптируются к социальному контексту. Также вы освоите базовые навыки цифрового антрополога: сможете анализировать собственные практики и то, как другие пользуются соцсетями. Вы поймете, как на самом деле устроены социальные медиа, становимся ли мы похожими друг на друга благодаря интернету и почему жители Тринидада, Британии, Китая и Бразилии делают селфи (оказывается, по разным причинам).

Формат

Курс состоит из семи учебных недель.

Материалы курса — статьи, картинки и видео (мини-фильмы о местах исследования и записи дискуссий команды Миллера). В конце каждой недели будет небольшое задание. В конце курса вы сможете сделать ваше собственное исследование, описать и проанализировать историю интернета в вашем городе.

Мы не дадим сертификат о прохождении курса, но это не значит, что вам ничего не нужно будет делать. Этот курс устроен не так, как все остальные курсы. Тут нет длинных лекций и бесконечных тестов. А есть короткие видео, тексты, задания для самостоятельной исследовательской работы и возможность обсудить ваши наблюдения с коллегами.

Во время такого обсуждения вы можете узнать что-то неожиданное для вас от другого участника курса — из другого города, с другим образованием.

Курс позволит сформировать сообщество. Поэтому мы будем много переписываться на форуме курса, обмениваться наблюдениями и обсуждать материалы занятий.

Клуб любителей интернета и общества, который перевёл этот курс и добавил шестую и седьмую недели, исследует историю интернета и социальных медиа в России. Вы можете участвовать в нём, проходя курс.

Требования

Слушателем курса может стать любой, вне зависимости от образования или рода занятий.

Мы полагаем, что он будет полезен тем, кто работает с интернетом и социальными медиа: аналитикам, разработчикам, сотрудникам медиа, маркетологам.

Также курс будет полезен для исследователей в академической среде: антропологов, социологов, бизнес-информатиков, историков и так далее.

Наконец, курс будет полезен тем, кто работает со студентами или вообще удивляется, почему все вокруг сидят всё время со своими телефонами.

Главное требование: интерес к социальным медиа, интернету, а также к тому, что они могут дать для понимания сообществ и культурного многообразия.

Программа курса

Неделя 1

Антрополог Дэниел Миллер, инициатор запуска проекта Why We Post, знакомит слушателей с изучением социальных медиа с социально-антропологической точки зрения: раскрывается методология, вводится ряд необходимых терминов. Также в рамках этой недели происходит знакомство с местами полевых исследований, в частности, представление двух английских деревень. Здесь и далее каждую тему сопровождает большое обсуждение, где антропологи сводят воедино наблюдения со всех точек проекта.

Неделя 2  

Основная тема занятий на этой неделе – возрастающая значимость визуальности и визуального контента. Основываясь на материалах полевых наблюдений на юге Италии и на острове Тринидад, исследователи обсуждают, какие функции выполняют мемы, селфи и другие изображения, циркулирующие в социальных медиа. Также затронута тема изображений как средства коммуникации для малограмотных пользователей в разных частях мира.

Неделя 3

Неделя посвящена тому, как социальные медиа взаимосвязаны с гендерными ожиданиями и политической сферой. Основные материалы были получены в ходе полевой работы в южной Индии и в Турции недалеко от границы с Сирией. Специальный акцент сделан на повседневных практиках использования социальных медиа.

Неделя 4

Подробно обсуждается особое положение Китая в системе современных социальных медиа: описаны уникальные платформы, не используемые за его пределами. Занятия основываются на материалах из «сельского» и «индустриального» Китая. Темы для обобщающих дискуссий: образование, коммерческая деятельность и вопросы приватности. Особый акцент сделан на возможности «переключения» пользовательского внимания с одной платформы на другую в условиях отсутствия технических ограничений.

Неделя 5

Антропологи затрагивают темы социального неравенства и нормативности, а также то, каким образом они проявляются в социальных медиа. Основные полевые наблюдения для этой недели были сделаны в Чили и в Бразилии. Отдельное обсуждение: являются ли соцмедиа-платформы гомогенизирующей силой для разных частей света, а также меняют ли они представление о том, что значит «быть человеком».

Недели 6-7

Эта неделя основывается на материалах, собранных российской исследовательской группой в экспедициях по городам России. В фокусе занятий – история интернета и разнообразие способов его распространения и развития. Исследователи рассказывают об особенностях российских городов и предлагают историко-антропологический подход, который дает возможность понять, как менялась среда социальных медиа. В конце недели будет обсуждение исследовательских проектов участников.

Результаты обучения

По мере прохождения курса слушатель научится:

  • составлять и вести антропологический полевой дневник;
  • анализировать текстовую информацию и изображения в социальных сетях;
  • оценивать, каким образом выбор онлайн-платформы связан с социальными взаимодействиями;
  • рассматривать социальные медиа как источник знаний о конкретной культуре и о существующих в ее рамках представлениях о нормативном и нежелательном;
  • анализировать историю появления и развития интернета в городе, а также отношения между акторами этих процессов.

Российская часть и что мы будем делать вместе

Российская часть подготовлена клубом любителей интернета и общества. Это это неформальное объединение исследователей, которые занимаются интернетом. В работе клуба участвуют академические учёные, художники, журналисты, студенты, айтишники и активисты. С 2015 года клуб проводит семинары, конференции, ридинги, образовательные и исследовательские проекты, связанные с интернетом.

Исследование интернета в городах России началось летом 2017 года и ещё продолжается. Исследователи ездят в экспедиции и работают с коллегами, которые живут в разных регионах. В курсе описаны эмпирические исследования, которые прошли в Воронеже, Томске, Владивостоке, Казани, Тюмени, в Лобне и на Сахалине.

В рамках этого курса можно принять участие в этом исследовании и изучить разнообразие социальных медиа и интернет-среды в своём городе.

Колозариди Полина Владимировна


Должность: Научный сотрудник Института образования/Центр социологии высшего образования

Похожие курсы