up
  • Russian

    course language

  • 10 weeks

    course duration

  • from 5 to 10 hours per week

    needed to educate

  • 3 credit points

    for credit at your university

Знание теоретических, экономических, управленческих и правовых основ работы предприятия необходимо как для понимания выполняемых задач разработчику инновационной продукции, так и для организации инновационного предприятия. В курсе рассматриваются основные аспекты создания и работы инновационного предприятия с учётом особенностей инновационной сферы и государственной политики в РФ.

About

Курс «Основы создания инновационного предприятия» является базовым для обучения по направлениям подготовки 12.00.00 «Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии», 13.00.00 «Электро- и теплоэнергетика», 14.00.00 «Ядерная энергетика и технологии», 15.00.00 «Машиностроение», 16.00.00 «Физико-технические науки и технологии» как формирующий основные представления об организации инновационного предприятия, о задачах, выполняемых разработчиком, и методах их решений, формирующий знания, необходимые для работы, занимая разные управленческие должности, такие как руководитель отдела конструкторов, программистов, электронщиков, руководитель проекта, генеральный директор предприятия и др. Курс посвящен изучению теоретических основ организации инновационной деятельности, правовым и экономическим аспектам работы инновационного предприятия, методом создания и последующей работы с инновационными проектами, управлению персоналом инновационного предприятия, основным источникам начального финансирования инновационных проектов.

Целями курса является формирование у студентов понимания методов работы инновационных организаций и их управления, понимания способов экспертизы инновационных проектов и предприятий, так же формирование знаний о патентно- лицензионной деятельности предприятий и маркетинге инноваций.

Компетенции по финансово-экономической оценке инновационных проектов, знанию специализированной нормативно-правовой базы для работы в инновационном предприятии, оценке инновационного потенциала проекта, формированию стратегий инновационного развития организаций и проведения НИКОР, управлению персоналом, управлению инновационным предприятием, инновационным проектом, организации патентно-лицензионной деятельности на предприятии будут получены студентами после прохождения курса «Основы создания инновационного предприятия».

Мотивационная фраза: «научитесь работать с передовыми технологиями уже сегодня».

Format

Десять последовательно связанных модулей (наименования есть в программе курса), в каждом модуле от 2 до 5 уроков (лекций), контрольные вопросы с четырьмя вариантами ответов, зачетные материалы в электронной форме.

Курс рассчитан на десять недель (по одному модулю в неделю).

Недельная учебная нагрузка: от 2 до 5 уроков (лекций) с последующими ответами на контрольные вопросы.

Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.

1. Deep Shift: Technology Tipping Points and Societal Impact. Global Agenda Council on the Future of Software & Society [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.weforum.org/reports/deep-shift-technology-tipping-points-and-societal-impact
2. Толкачёв С.А. Индустрия 4.0 и её влияние на технологические основы экономической безопасности России / С.А. Толкачёв // Вестник Российской академии естественных наук. – 2017. — № 1. — С. 79-83 [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/industriya-4-0-i-ee-vliyanie-na-tehnologicheskie-osnovy-ekonomicheskoy-bezopasnosti-rossii
3. Губанов С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и державная интеграция / Сергей Губанов. — М.: Книжный мир, 2012. — 224 с.
4. Марш П. Новая промышленная революция. Потребители, глобализация и конец массового производства / Питер Марш; Пер. с англ. А. Шоломицкой — М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. — 420 с.
5. Рифкин Дж. Третья промышленная революция: Как горизонтальные взаимодействия меняют энергетику, экономику и мир в целом: пер. с англ. / Джереми Рифкин; пер. В. Ионов — М.: Альпина нон-фикшн, 2014. — 409 с.
6. Шваб К. Технологии Четвёртой промышленной революции: пер. с англ. / Клаус Шваб, Николас Дэвис. — М.: Эксмо, 2018. — 320 с.
7. Шваб К. Четвёртая промышленная революция: пер. с англ. / Клаус Шваб. — М.: Издательство «Э», 2017. — 208 с.
8. Иванов В.В., Путилов А.В. Цифровое будущее: следующий шаг в развитии атомных энергетических технологий // «Энергетическая политика», 2017, вып. 3, с. 31-42
9. Путилов А.В. Развитие технологий и подготовка кадров для цифровой экономики в энергетике // «Энергетическая политика», 2017, вып. 5, с. 58-65
10. Ильина Н.А., Путилов А.В., Баранова И.А. Кадровое обеспечение управления знаниями в инновационной экономике // «Инновации», 2016, № 10, с. 2-6
11. Ильина Н.А., Путилов А.В. Анализ становления, текущее состояние и перспективы развития основных участников мирового инновационного атомного рынка // «Инновации», 2012, № 9, с. 10-15
12. Путилов А.В., Воробьев А.Г., Стриханов М.Н. Инновационная деятельность в атомной отрасли. Книга 1. «Основные принципы инновационной политики». Москва, Издательский дом «Руда и металлы», 2010, 184 с.
13. Баранова И.А., Путилов А.В. Инвестиции в человеческий капитал – революция в финансировании образования // «Journal of Modern Competition», 2016, vol. 10, №4, с. 90-98
14. Путилов А.В., Крянев А.В., Слива Д.Е. Прогнозирование развития экономических фронтов при помощи статистических методов // «Вестник Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», 2017, том 6, №3, с. 245-250
15. Путилов А.В., Воробьев А.Г., Бугаенко М.В. Стратегия и практика обращения с радиоактивными отходами и их геологического захоронения // «Горный журнал», 2015, № 10, с. 6-10
16. Путилов А.В. Инженерная экономика – путь развития предпринимательства в инженерном деле // «Инженерное образование», 2011, вып. 7, с. 58-67
17. Путилов А.В., Нагорнов О.В., Матицин И.Н., Моисеева О.А. Формирование цифровых компетенций для научно-образовательной деятельности аспирантов // «Инженерное образование», 2018, вып. 24, с. 109-117
18. Путилов А.В., Воробьев А.Г., Тимохин Д.В., Разоренов М.Ю. Использование метода «экономического креста» в расчетах потребности ядерного топлива для развития атомной энергетики // «Цветные металлы», 2013, № 9, с. 18-26
19. Недоспасова О.П., Путилов А.В. Моделирование и оптимизация стратегии корпоративного софинансирования образовательной деятельности // «Экономика в промышленности», 2013, № 4, с. 40-48
20. Путилов А.В., Червяков В.Н., Хачатуров А.Г., Баранова И.А. Перспективы кадрового обеспечения управления знаниями в инновационной экономике // Всероссийская научно-практическая конференция «Вызовы и возможности финансового обеспечения стабильного экономического роста». Сборник научных трудов, т.2, Севастополь, 13-16 сентября 2017 г., с. 300-307

21. Путилов А.В., Зыкин И.А., Хуснияров М.Н. Совершенствование экономической практики реализации энергосервисных контрактов на территории России // «Экономика в промышленности», 2013, № 3, с. 16-21
22. Путилов А.В., Червяков В.Н., Матицин И.Н. Цифровые технологии прогнозирования и планирования развития атомной энергетики // «Энергетическая политика», 2018, вып. 5, с. 87-98

Requirements

Никаких специальных умений и навыков, без которых невозможно приступить к изучению курса, не требуется.

Course program

Модуль 1. Теоретические основы организации инновационной деятельности.

Урок 1. Понятие и функции инноваций.

Урок 2. Три основных признака инноваций. Классификация и типы инноваций.

Урок 3. Жизненный цикл инновации.

Урок 4. Жизненный цикл нового продукта.

 

Модуль 2. Инновационный процесс.

Урок 1. Национальная технологическая инициатива.

Урок 2. Инновационный процесс и его формы.

Урок 3. Функции инноваций.

 

Модуль 3. Направления развития инновационного предприятия.

Урок 1. Профильная инновационная группа. Инновационный Центр. Программа внутреннего предпринимательства.

Урок 2. Открытые инновации. Корпоративный бизнес-инкубатор.

Урок 3. Внешний инкубатор и партнерские программы акселерации.

Урок 4. Приобретение стартапов. Инвестиции в стартапы.

 

Модуль 4. Организационные формы инновационной деятельности.

Урок 1. Понятие инновационной организации. Малые венчурные предприятия. Предпосылки, риски и барьеры для внедрения корпоративных инноваций.

Урок 2. Инновационные экосистемы.

Урок 3. Бизнес-инкубаторы. Понятие технопарка.

Урок 4. Наукоград Российской Федерации.

Урок 5. Особые экономические зоны.

 

Модуль 5. Организация и планирование инноваций.

Урок 1. Сущность, принципы и задачи организации инновационной деятельности предприятия.

Урок 2. Типы организационных структур инновационного управления.

Урок 3. Планирование инноваций.

 

Модуль 6. Инновационные ресурсы.

Урок 1. Инновационный климат и инновационная позиция организации.

Урок 2. Инновационная активность.

Урок 3. Затратные показатели. Динамические показатели. Показатели обновляемости.

 

Модуль 7. Инновационный потенциал предприятия.

Урок 1. Понятие и структура инновационного потенциала.

Урок 2. Подходы к оценке инновационного потенциала.

Урок 3. Цели оценки инновационного потенциала.

 

Модуль 8. Финансирование инновационной деятельности.

Урок 1. Система и классификация источников финансирования инновационной деятельности.

Урок 2. Критерии инвестиционной привлекательности.

Урок 3. Государственное финансирование инноваций.

Урок 4. Малые венчурные предприятия. Специфика венчурного финансирования.

Урок 5. Самофинансирование инновационной деятельности.

 

Модуль 9. Государственная поддержка инновационной деятельности.

Урок 1. Цели и принципы государственной инновационной политики.

Урок 2. Методы государственного регулирования инновационной деятельности.

Урок 3. Органы государственного регулирования инновационного процесса.

 

Модуль 10. Оценка эффективности инновационной деятельности предприятия.

Урок 1. Особенности оценки эффективности инноваций.

Урок 2. Показатели бюджетной эффективности инноваций.

Урок 3. Показатели оценки эффективности капитальных вложений в инновации.

Урок 4. Абсолютная экономическая эффективность.

Education results

 

 

 

 

 

Formed competencies

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЯДЕРНОГО УНИВЕРСИТЕТА «МИФИ», УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРИАТ, Направление подготовки 15.03.06 МЕХАТРОНИКА И РОБОТОТЕХНИКА.

ПК-11

Способность к анализу технических и расчетно-теоретических разработок, к учету их соответствия требованиям законов в области промышленности, экологии, технической, радиационной и ядерной безопасности и другим нормативным актам

ПК-12

Способность объективно оценить предлагаемое решение или проект по отношению к современному мировому уровню, подготовить экспертное заключение

ПК-14

Готовность решать инженерно- физические и экономические задачи с помощью пакетов прикладных программ

ПК-16

Способность на практике применять знание основных понятий в области интеллектуальной собственности, прав авторов, предприятия-работодателя, патенто- обладателя, основных положений патентного законодательства и авторского права РФ

ПК-17

Способность проводить поиск по источникам патентной информации, определять патентную чистоту разрабатываемых объектов, подготавливать первичные материалы к патентованию изобретений, официальной регистрации компьютерных программ и баз данных

ПСК-4

Способность к проведению предварительного технико- экономического и функционально- стоимостного анализа эффективности и оптимизации проектируемой электрофизической и электромеханической аппаратуры

ПСК-6

Способность проектировать, создавать и внедрять новые продукты и системы в области конструирования электрофизической и электромеханической аппаратуры и применять теоретические знания в реальной иженерно-конструкторской практике

Education directions

Knowledge

Знание специализированной нормативно-правовой базы.

Skills

Умение проводить финансово-экономическую оценку инновационных проектов;

Умение проводить оценку инновационного потенциала проекта;

Умение управлять инновационным проектом, предприятием.

Abilities

Навык формировать стратегию инновационного развития организации.

Отзывы о курсе

Юдин Игорь Андреевич


Position: Инженер-исследователь кафедры конструирования приборов и установок НИЯУ МИФИ

Берестов Александр Васильевич

Кандидат социологических наук, Доцент
Position: Заместитель директора Института физико-технических интеллектуальных систем НИЯУ МИФИ

Ануфриев Борис Фёдорович

Кандидат технических наук, Доцент
Position: Декан факультета очно-заочного (вечернего) обучения, доцент кафедры №18 "Конструирование приборов и установок" НИЯУ МИФИ

Мошев Александр Александрович


Position: Инженер-исследователь кафедры №18 "Конструирование приборов и установок" НИЯУ МИФИ

Барышев Геннадий Константинович

Кандидат технических наук
Position: Доцент кафедры стратегического планирования и методологии управления

Токарев Антон Николаевич


Position: Старший преподаватель кафедры конструирования приборов и установок НИЯУ МИФИ

Similar courses